Теория разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 08:22, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи исследования заключаются в следующем:
- опираясь на выводы и суждения зарубежных и отечественных исследователей проблемы разделения властей, сформулировать и обосновать единую и цельную концепцию такого разделения в современных условиях;
- выявить глубинные связи и опосредования, реально существующие между содержанием и функциональными проявлениями указанного конституционно-правового принципа, с одной стороны, и сущностными характеристиками гражданского общества и правового государства, с другой;
- показать особенности действия этого принципа в условиях проявления дальнейшего становления этого принципа в контексте эволюционного развития российской государственности и конституционно-правовой системы;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...……3
1. Теория разделения властей: концептуальное содержание и становление…….5
1.1. Возникновение теории разделения властей……………………….……5
1.2. Концептуальное содержание и становление теории разделений властей………………………………………………………………………….…….7
2. .Правовое закрепление принципа разделения властей………………………..13
2.1 Законодательная власть в системе разделения властей……………….13
2.2 Исполнительная власть в системе разделения властей……………….16
2.3 Судебная власть в системе разделения властей…………………….....22
Заключение……………………………………………………………………...…..29
Список используемых источников………………………………………...…...…31
Список основных терминов………………………………………………………..35
Приложение……………………………………………………………………...….37

Файлы: 1 файл

теория разделения властей (1).docx

— 83.25 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  внутренних дел Российской Федерации

Дальневосточный юридический институт

Владивостокский филиал

 

 

 

 

Кафедра государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

По дисциплине «Теория государства и права»

 

на тему:

 

«Теория разделения властей»

 

 

 

 

 

 

             Выполнил: курсант 102 учебной группы

рядовой полиции Панченко А.В.

 

 

 

Проверил: научный  руководитель

майор полиции  Перелыгин С.В.

 

 

 

 

 

 

Владивосток  2012 г.

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...……3

1. Теория разделения властей: концептуальное содержание и становление…….5

1.1. Возникновение теории разделения властей……………………….……5

1.2. Концептуальное содержание и становление теории разделений властей………………………………………………………………………….…….7

2. .Правовое закрепление принципа разделения властей………………………..13

2.1 Законодательная  власть в системе разделения  властей……………….13

2.2 Исполнительная  власть в системе разделения  властей……………….16

2.3 Судебная  власть в системе разделения  властей…………………….....22

Заключение……………………………………………………………………...…..29

Список используемых источников………………………………………...…...…31

Список основных терминов………………………………………………………..35

Приложение……………………………………………………………………...….37

 

Введение

 

Актуальность  темы исследования определяется общей  ролью разделения властей в государственной, в политико-правовой жизни Российской Федерации в переходный период становления  гражданского общества и правового  государства. В последние годы российского  государственного бытия отчетливо  заявила о себе дотоле неведомая  потребность в функциональном обособление, специализации ветвей государственной  власти, способствующих поддержанию  в системном взаимодействии и  согласованности необходимого политико-властного  баланса в обществе1. Потрясший страну осенью 1993 г. конституционный кризис, переросший в стадию настоящей конституционной войны, был вызван, прежде всего, отсутствием механизма согласования интересов двух ветвей власти - законодательной и исполнительной. В результате кризис был разрешен с применением силы со всеми вытекающими из этого отрицательными последствиями2.

Цели  и задачи исследования заключаются  в следующем:

- опираясь на выводы и суждения зарубежных и отечественных исследователей проблемы разделения властей, сформулировать и обосновать единую и цельную концепцию такого разделения в современных условиях;

- выявить глубинные связи и опосредования, реально существующие между содержанием и функциональными проявлениями указанного конституционно-правового принципа, с одной стороны, и сущностными характеристиками гражданского общества и правового государства, с другой;

- показать особенности действия этого принципа в условиях проявления дальнейшего становления этого принципа в контексте эволюционного развития российской государственности и конституционно-правовой системы;

- сформулировать выводы и рекомендации по совершенствованию практики формирования и функционирования системы разделения властей в условиях складывающихся конституционализма, парламентаризма, федерализма, реальной многопартийности.

Работа  состоит из двух глав, одна из которых делится на три параграфа, заключения, списка используемых источников, списка основных терминов и приложения.

 

 

  1. Теория разделения властей: возникновение и ее концептуальное содержание.

 

1.1 Возникновение теории разделения властей

 

Идея  разделения властей, выдвинутая еще  античными мыслителями (Аристотель), была развита в эпоху буржуазных революций (в частности, французским  правителем Монтескье) в противовес абсолютизму и феодальному произволу. Зачатки доктрины разделения властей  усматриваются уже в трудах выдающихся мыслителей Древней Эллады и Древнего Рима. Среди них можно выделить Аристотеля (384-322 г.г. до н.э), Эпикура (ок 341-ок 270 г.г. до. н.э), Полибия (ок 201-ок 120 г.г. до н.э). Однако авторство принадлежит, бесспорно, двум мыслителям, ставшим  в определенной степени провозвестниками революционных перемен в своих  странах: англичанину Джону Локку (1632-17043) и французу Шарлю Монтескье (1689-1755)4.

Ш. Монтескье  придал этой концепции вполне завершенный  и стройный вид. И, что не менее  важно, в его интерпретации концепция  разделения властей получила свое отражение  и закрепление в конституционных  актах, многие из которых сохраняют  свое действие и по сегодняшний день.      

Тем не менее, теория разделения властей зародилась во Франции в середине 18 века и  была связана, прежде всего, с борьбой  крепнувшей буржуазии против феодального  абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и  государства5. Появление новой концепции было связано с именем Ш.-Л. Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных органов (Монтескье занимал видное положение президента Бордоского парламента - судебного учреждения). В своей фундаментальной работе «О духе законов»6(1748г.) Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств, придя к выводу, что «свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга»7. Как видно, цель теории - создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод.

Конечно же, теория разделения властей возникла не на пустом месте, она явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в 17 веке в Англии, теория разделения властей стала  частью  начинавшей  формироваться теории правового государства8. Вообще, принцип разделения властей  имеет очень важное значение для правового государства, так как «реализация этого принципа выступает одним из конституционно-организованных проявлений политического плюрализма в государственной сфере, способного обеспечить столь необходимое для цивилизованного гражданского общества правление правового закона и непредвзятое правосудие»9.

Таким образом, можно сделать вывод, что теория разделения властей начинала зарождаться  в эпоху Древней Эллады и Древнего Рима античными мыслителями, такими как Аристотель, Эпикур, Полибий. Но окончательно она зародилась во Франции, и прежде всего теория разделения властей связана с именем Ш.Монтескье, который считается ее создателем.

 

 

 

 

    1. Концептуальное содержание и становление теории разделений властей

 

Разделение  властей - это совершенно реально  действующий механизм организации  и конкретной реализации властей, соответствующий  исторически определенным политико-правовым представлениям и теоретическим  обоснованиям10.

Теория  разделения властей в ряде стран  нашла свое достойное конституционно-правовое воплощение, и играет весьма большую  роль в современной государственно-правовой жизни.

Важным  содержательным аспектом современной  концепции разделения властей является то, что такое разделение целиком  и полностью относится к власти государственной, к сфере деятельности как государственного механизма  в целом, так и отдельных его  органов.

Государственная власть в современной концепции  разделения властей понимается как  единое целое.

Такому  пониманию государственной власти отнюдь не противоречит факт осуществления  различных властных функций (законодательной, исполнительной, судебной) независимо друг от друга различными государственными органами. Основополагающая идея концепции  разделения властей заключается  в том, что ни одна из властей не должна вмешиваться в прерогативы  другой, тем более недопустимо  слияние одной власти с другой11.

Разделение  государственной власти на ветви, самостоятельные  по отношению друг к другу, призвано обеспечивать в конечном итоге тот  необходимый баланс интересов, который  и делает власть цельной и единой. Баланс властей не есть величина постоянная и неизменная. Он достаточно динамичен  в обстановке довольно часто меняющихся политических условий и факторов, сохраняя, тем не менее, принципиальную значимость своих «контуров».

Согласно  ст.11 Конституции РФ, «государственную власть в Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации», а в субъектах Российской Федерации (п.2 ст.11) государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти.12

Компетенция органов государства может меняться конституционным, в основном, путем, государственная же власть в целом  и в возможностях своих функционально-отраслевых проявлений в принципе неограниченна, что обусловлено ее суверенным характером, если, разумеется, не рассматривать  в качестве ограничителей объективные  условия самого существования государственной  власти как таковой.

Если  конституция определяет «тройную функциональность», а функция, в свою очередь, определяет соответствующую ей власть, то разделение властей действительно можно было бы в любое время «ввести», стоит лишь внести в текст Конституции необходимые для этого статьи. В действительности же самые демократические и прогрессивные формулы, включенные в Конституцию, не создают сами по себе правовую реальность. Ни демократический, ни правовой характер государства не становится реальностью от того, что соответствующие определения содержатся в Основном законе государства. Не возникает от этого и гражданское общество. Разделение властей не составляет исключения. Оно также не появляется путем «введения» в Конституцию.

Не формально-юридическое, а реально-фактическое разделение властей является потребностью формирующихся гражданского общества и правового государства. Разделение властей - это структуризация государственной власти правом. Принцип разделения властей призван ввести властные проявления государства в конституционно установленные формы и процедуры (законодательствование, исполнение законодательства, правосудие) посредством наделения соответствующих государственных органов полномочиями (компетенцией) и обеспечения определенного баланса властных проявлений (властей) в соотношении этих форм и методов притом, что государственная власть едина по своему источнику и по своей социальной и правовой природе13. Структуризация государственной власти посредством права включает в себя по необходимости и возможности ее ограничения, хотя сводить все к ограничению было бы неверно.

Все власти действуют на единой и, как правило, постоянной правовой основе. Однако необходимость  функционирования в режиме законности, строгого и неуклонного исполнения ими предписаний и установлений, содержащихся в актах, принимаемых  органами законодательной власти, может  послужить основанием для вывода о верховенстве законодательной  власти14. Такое верховенство в отдельных исследованиях относится даже к общим постулатам теории разделения властей15.

Принцип верховенства закона предполагает формирование субординированной правовой системы  государства в соответствии с  признаком юридической силы, в  которой высшей юридической силой  обладает главный закон государства - его Конституция, а все остальные  нормативные акты (конституционные  и обычные законы, указы, постановления, распоряжения и др.) должны соответствовать  ей16. К проблеме верховенства законодательного органа государства непосредственным образом примыкает и вопрос о верховенстве представительного органа государства в системе разделения властей.

Принцип разделения властей как принцип  не только правовой, но прежде всего  конституционный - это один из правовых устоев гражданского общества, не только структуризирующего власть правового  государства, но и держащего эту  власть под контролем общества, гарантирующего обществу невозможность злоупотреблять властью, делать государство хозяином общества. Одновременно принцип разделения властей выступает важнейшим  фактором формирования и функционирования правовой системы гражданского общества.

Разделение  властей - один из главнейших стабилизаторов политической системы гражданского общества. Это обусловлено тем, что  указанный принцип не допускает  излишнего сосредоточения, сверхконцентрации  власти в руках одной из ее ветвей, одного органа государства, одного должностного лица, обеспечивает тот баланс уравновешивающих друг друга властей, который необходим  обществу. Если же учесть, что государство  объективно в любом обществе занимает центрально место и выполняет  ведущую роль в его политической системе, становится очевидным, что  сбалансированное функционирование государственной  власти одновременно выступает стабилизирующим  фактором деятельности и политической системы17.

Концепция разделения властей традиционно  имела дело с законодательной, исполнительной и судебной властями в лице соответствующих  государственных органов. Именно органов  государства. Однако разделение властей  имеет несколько уровней. 18 При этом разделение посредством определенной организации законодательных, исполнительных и судебных органов занимает отнюдь не первоначальное место, а скорее производное и вторичное по сравнению с изначальным разделением, о котором, применительно к подлинно демократическому, правовому государству можно говорить как о изначальном, первичном, «корневом» разделение властей, и на котором, собственно, как производное и вторичное строится и основывается разделение президентской, законодательной, исполнительной и судебной властей. Такое первичное и «корневое» разделение властей четко определено в ст.3 действующей Конституции Российской Федерации. В ней прежде всего говорится об источнике власти - многонациональном народе Российской Федерации, который характеризуется двумя существенными свойствами19: во-первых, именно многонациональный народ является носителем суверенитета - народного суверенитета и, во-вторых, многонациональный народ выступает не просто источником всей власти в государстве, но именно единственным источником такой власти. Осуществляет эту власть народ в нескольких формах. Такое осуществление власти народом в нескольких формах и есть изначальное, первичное, «корневое» разделение власти на несколько видов, что, впрочем, не исключает единства власти, как по ее источнику, так и по ее существу. Конституционное законодательство Российской Федерации предполагает разделение власти по следующим уровням и, соответственно, формам:

Информация о работе Теория разделения властей