Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 00:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теории государства и права".

Файлы: 1 файл

1.docx

— 106.41 Кб (Скачать файл)

№31

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ

Гюстав Лебон родился 7 мая 1841 г. в Ножан-ле-Ротру, в провинции Эвр-и-Луара. Семья Лебона была полубургунской, полубретонской. Мать — Аннет-Жозефина-Ежени-Тетье Дезмалинс; отец — Жан-Мари-Шарль Лебон занимал должность рядового чиновника во французском правительственном департаменте. Герб семьи зарегистрирован в Геральдической Палате в 1698 г. Несмотря на дворянское происхождение, члены семьи были представителями типичного для Франции среднего класса. В восьмилетнем возрасте со своими родителями и младшим братом Георгом Лебон покинул Ножан-ле-Ротру, куда больше не возвращался. Однако жители этого старого городка по-прежнему гордятся своим соотечественником: одна из улиц носит имя Гюстава Лебона.

Очень мало известно о детстве Лебона. Он получил классическое образование в лицее г. Тур, где не отличался хорошей успеваемостью. В 1860 г. он поступает в Парижский университет на медицинский факультет, который, после прохождения практики в одном из парижских госпиталей, оканчивает в 1866 г. И хотя в последствии он именовал себя доктором, никогда практической медициной не занимался. Да и все обучение в лицее и университете Гюстав Лебон считал лишь тормозом в самообразовании.

Первой опубликованной работой Лебона в 1862 г. была статья, посвященная хроническим заболеваниям людей, проживающих в болотистых местностях. Затем появился ряд статей о явлении лихорадки при интоксикации организма. Первая книга Лебона «Очевидная (клиническая) смерть и преждевременное захоронение» опубликована в 1866 г. Ее тема — констатация и определение понятия смерти. Решения проблемы, предлагаемые автором, стали актуальными лишь век спустя. В 1868 г. выходит в свет книга по вопросам размножения видов у человека и животных, выдержавшая во Франции 10 изданий за два года. Г. Лебон добровольно принимает участие во франко-прусской войне 1870–1771 гг. в качестве фронтового врача. В результате появляется его новый труд о поведении человека в экстремальных условиях тотального поражения и роли военного руководства. Эта работа была по достоинству оценена французским генералитетом и стала учебным пособием в ряде военных учреждений Франции и за ее пределами. По завершении войны Гюставу Лебону было присвоено звание Кавалера Ордена Славы.

В 30 лет Гюстав Лебон стал свидетелем Парижской Коммуны 1871 г., которая в некоторых отношениях была страшнее царства террора 1793–1794 гг.

В 1871–1914 гг. Лебон занят вопросами психологии. Он первым выдвигает идею, что психология — это наука, необходимая для изучения социологии и понимания истории народов. Появляются его очередные труды: «Психологические законы эволюции народов», «Психология народов» и «Психология толпы», «Психология социализма», «Взгляды и верования», «Психология революций», «Афоризмы нашего времени». В последнем труде, в разделе «Пацифизм и война», он говорит: «Если бы природа не была безжалостна к слабым, мир был бы заселен одними монстрами и уродами, не зародилась бы ни одна цивилизация», «Только хорошо вооруженный народ может позволить себе быть пацифистом».

Если труд Гюстава  Лебона «Психология толпы» получил международное признание, то книга «Психология социализма» вызвала ожесточенный гнев в политических кругах того времени, где преобладали удавшиеся и неудавшиеся будущие кормчие коллективистских экспериментов. Из альтернативы: тотальная обструкция или умалчивание, они выбирают последнее. Имя Лебона исчезает из официальной печати, его идеи систематически бойкотируются.

И тем не менее, в июне 1914 г. по настоянию Теодора Рузвельта Г. Лебон был включен в состав комиссии по урегулированию политического, военного и экономического положения в Европе. Позже президент США признался, что он в своих странствиях никогда не расставался с маленькой книжкой Гюстава Лебона «Психологические законы эволюции пародов». Эта «маленькая книжка» вскоре после выхода в свет была переведена на японский язык самим Мотоно — министром иностранных дел Японии. Молодой Владимир Ульянов (Ленин) уже в 1895 г., приехав в Париж, изучает этот труд. Экземпляр книги, испещренный заметками и росчерками Ильича, и в последствии оставался его настольной книгой. Книги Гюстава Лебона изучают Плеханов, Сорель, Муссолини, Гитлер, Ганото, Фрейд.

Парадокс и трагедия автора в том, что за небольшим  исключением, в этом веке труды знаменитого  ученого-энциклопедиста Гюстава Лебона углубленно изучались лишь потенциальными диктаторами. Те, кому книги адресовались автором, остались глухи к его предупреждениям и предвидениям. Призрак по-прежнему бродит по Европе, как, впрочем, и по остальному миру!

Гюстав Лебон умер 13 декабря 1931 г. в предместье Парижа в возрасте 90 лет.

Основные работы:

«Психология народов  и масс» (1895);

«Цивилизация арабов» (1899);

«Психология социализма» (1908);

«Эволюция материи» (1912). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

№34

Теория толпы принадлежит  Г. Лебону:

·  толпа – не просто скопление людей, а особая психологическая общность;

·  расовое, бессознательное общее у людей, доминирует в толпе над индивидуальными способностями;

·  личность растворяется в толпе независимо от уровня ума, культуры, благосостояния;

·  по умственным качествам она [толпа] значительно ниже отдельных членов, склонна к быстрым переносам внимания, не критично верит самым фантастическим слухам;

·  толпа слепо подчиняется лидерам;

·  нравственность толпы часто бывает выше, чем у отдельных людей, в ней она может проявлять полное бескорыстие и героизм, самопожертвование (под влиянием лидера люди могут совершать любые преступления).

Для влияния на толпу  не нужны логика и аргументы, надо просто рисовать “яркие картины”, преувеличивать и повторять одно и то же. Для  влияния на толпу надо поражать воображение. Толпу нельзя склонить к идеи, если она не подалась ей заранее. Заражение толпы идет через внушение. Принадлежность к толпе создает ощущение силы, могущества, непобедимости, что и освобождает дремлющие инстинкты. Чувство анонимности уменьшает ответственность.

По Г. Лебону толпа обладает женским характером – она капризна, своенравна, пассивна, внушаема, нуждается в вожде, а также верит в иллюзии. Особенностью толпы является ее внушаемость, следствием чего становится эмоциональное заражение. Вождь, чаще всего, загипнотизирован идеей до фанатизма, но вождь превосходит толпу энергией, упорством, убежденностью.

Габриэль Тард разделял позицию Лебона. Он считал, что толпа – это безумие, женщина, склонность к коллективной истерии, мании, меланхолии. На ряду с толпами естественными, которые изучал Лебон, Тард выделяет толпы искусственные (партия, полк, монастырь), которые более организованны и дисциплинированы. Стихийная толпа может распасться, но иногда может стать искусственной. У людей есть потребность подражать более сплоченным, любить, восхищаться и ждать от толпы защиты.

Искусственная толпа

Реагирует на вождя  подражанием, а вождь влияет на толпу  внушением. Такая толпа может  быть более развита умственно  или морально, чем отдельный человек, так как она копирует вождя. Вождями  движут потребности: в признании  и уважении, а также существует иллюзия бессмертия, а не только жажда власти и интерес. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

№33

Первобытные расы - те, у которых не находят ни малейшего следа культуры, и которые остановились на той эпохе первобытной животности, какую переживали наши предки в каменном веке: таковы нынешние фиджийцы и австралийцы. 
Кроме первобытных рас существуют еще низшие расы, главными представителями которых являются негры. Они способны к зачаткам цивилизации, но только к зачаткам. Никогда им не удавалось подняться выше совершенно варварских форм цивилизации, хотя случай делал их (например негров Сан-Доминго) наследниками высших цивилизаций. К средним расам мы относим китайцев, японцев, монголов и семитические народы. Через ассирийцев, монголов, арабов они создали высокие типы цивилизаций, которые могли быть превзойдены одними только европейскими народами. Среди высших рас могут занимать место только индоевропейские народы. Как в древности, в эпоху греков и римлян, так и в настоящее время, одни только они оказались способными к великим открытиям в сфере искусства, науки и промышленности. Лебон Гюстав Психология народов и масс. 
Выше представлена классическая иерархия рас, которые находятся в неравном положении по отношению друг другу. 
Важнейшим понятием произведения Лебона является понятие Души расы. Именно оно объясняет неравенство между расами. Душа расы - это целый набор представлений, моделей поведения и других характеристик. Душа расы составляет основу подсознания, поэтому она имеет такую большую власть над человеком, он выполняет установки неосознанно, на уровне рефлексов. Индивид, представитель низшей расы может завуалировать дикость своего подсознания красивым фасадом (сознательной частью), в который входит образование, манеры и.т.д. Лебон говорит, что пусть у негра будет трижды великолепное образование, но в душе он останется диким. Немного изменить возможно одного человека, но не целую расу, душа расы способна изменяться, однако для этого необходимо много времени.


Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"