Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 00:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теории государства и права".

Файлы: 1 файл

1.docx

— 106.41 Кб (Скачать файл)

Он потратил много  усилий, определяя специфические  черты «социального организма» и выявляя общие системные принципы, делающие его похожим на биологические системы:

1.Общество, как и  биологический организм, наращивает  массу (численность населения,  материальные ресурсы и др.).

2.Как и в случае  биологической эволюции, рост массы  приводит к усложнению структуры.

3.Усложнение структуры  сопровождается дифференциацией  функций, выполняемых отдельными  частями.

4.В обоих случаях  имеет место постепенное усиление  взаимозависимости и взаимодействия частей.

5.Как и в биологических  организмах, целое всегда более  устойчиво, чем отдельные части,  стабильность обеспечивается сохранением  функций и структур.

Спенсер не только уподоблял  общество организму, но и свою биологию наполнял социологическими аналогиями. Пытаясь избежать грубого редукционизма, к которому так склонны были многие эволюционисты, Спенсер использует термин «надорганизм», подчеркивает автономию индивида, в отличие от Конта Спенсер резко критикует органицизм, обращает внимание на существенные различия социального и биологического организма:

1.В отличие от  биологического организма, образующего  «тело», имеющего конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве и обладают значительно большей автономией.

2.Эта пространственная  рассеянность элементов делает  необходимой символическую коммуникацию.

3.В обществе нет  единого органа, концентрирующего  способность чувствовать и мыслить.

4.Общество отличает  пространственная мобильность элементов  структуры.

5.Но главное в  том, что в биологическом организме  части служат для целого, в  то время как в обществе  целое существует ради частей. Общество, по Спенсеру, существует для блага своих членов, а не члены его существуют для блага общества.

Спенсер не вполне осознавал, что утилитаристская антропология не согласуется с организмом. Он предлагал компромиссное решение: на ранних этапах эволюции природная конституция человека определяет свойства социального агрегата, в последующем решающую роль в социальной эволюции играют свойства целого. Проблема отношений индивида и общества решалась ссылкой на их взаимодействие. Во времена Спенсера трудно было предложить более конкретное решение проблемы, так как социальная психология как наука еще не существовала.  
 
 
 
 
 

№21

Концепция социальных институтов

Социальные  институты — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям.

  • Домашние институты — семья, брак, проблемы воспитания.
  • Обрядовые (церемониальные) — призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т. д.
  • Политические — появление связано с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами; в становлении политической и классовой структуры общества решающую роль играли конфликты и войны (потребность обороны или завоевания больше всего сплачивают общество).
  • Церковные — храмы, церкви, приходские школы, религиозные традиции.
  • Профессиональные и промышленные институты — возникают на основе разделения труда; профессиональные (гильдии, цеха, профессиональные союзы) — консолидируют группы людей по профессиональным занятиям; промышленные — поддерживают производственную структуру общества. Значение общественного производства, возрастает по мере перехода от военизированных обществ к индустриальным: сопровождается повышением роли трудовых отношений, а прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

№20

Важнейший принцип  его социологии — уподобление общества организму (органицизм).

Общество — агрегат (совокупность) индивидов (индивиды — клетки, физиологические единицы), характеризующийся определённым сходством и постоянством их жизни. Оно подобно биологическому организму — растёт (а не строится, поэтому Спенсер выступал противником всяких реформ) и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции.

Общество состоит  из 3-х относительно автономных частей (систем «органов»):

поддерживающая — производство необходимых продуктов

дистрибутивная (распределительная) — разделение благ на основе разделения труда (обеспечивает связь частей социального организма)

регулятивная (государство) — организация частей на основе их подчинения целому.

Типы  обществ

Военный тип общества — военные конфликты и истребление или порабощение побежденного победителем; централизованный контроль. Государство вмешивается в промышленность, торговлю и духовную жизнь, насаждает однообразие, пассивное повиновение, безынициативность, мешает естественному приспособлению к требованиям окружающей среды. Правительственное вмешательство не только не приносит никакой пользы, но даже прямо вредно.

Промышленный  тип — промышленная конкуренция, где побеждает самый сильный в области интеллектуальных и моральных качеств. Борьба в таком обществе — благо для всего общества, так как в результате растёт интеллектуальный и моральный уровень общества в целом; политическая свобода, мирная деятельность.

Наихудший тип — выживание и процветание слабейших, то есть людей с низшими интеллектуально-моральными качествами, что приведёт к деградации всего общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

№22

Социа́льный дарвини́зм (социа́л-дарвини́зм) — социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за выживание, выявленные Чарлзом Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческом обществе.

Социал-дарвинизм  пользовался особой популярностью  с конца XIX века до окончания Второй мировой войны, хотя некоторые критики полагают, что современная социобиология также может быть классифицирована как форма социал-дарвинизма[источник не указан 426 дней].

Элементы социал-дарвинистской  теории используются различными консервативными движениями, либертарианцами, сторонникамилессеферизма и милитаризма. В своих крайних проявлениях социал-дарвинизм служит псевдонаучным основанием евгеники и расизма. Социал-дарвинисты в своих учениях часто использовали мальтузианство, а также положения евгеники для обоснования превосходства наследственных свойств господствующих классов, например, людьми белой расы над неграми.

Родоначальником классической социологии считается Герберт Спенсер (1820-1903). Философией, принесшей Спенсеру признание, был дарвинизм. Но в развитии этой теории Спенсер пошел дальше самого Дарвина. Утверждал, что эволюционным является развитие всех аспектов Вселенной, включая человека и социальные институты. Вселенная развивается согласно закону выживания сильнейших. При условии невмешательства в действие закона выживания, согласно представлениям Спенсера, уцелеют только лучшие индивиды и системы. Люди и организации должны развиваться, полагаясь лишь на собственные силы. Любая помощь государства, поддержка плохо функционирующих систем противоречит естественному эволюционному процессу, т.к. это ослабляет общество. Так решалась Спенсером проблема взаимоотношения человека и общества. Его основные труды – 10-ти томное собрание сочинений, двухтомный труд «Принципы психологии» 1855. 
Основная задача новой науки - прояснить законы установления и поддержания социального порядка. 
Основные методы: наблюдение и эксперимент. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

№23

В системе политических взглядов Спенсера немаловажную роль занимают его идеи, связанные с  теорией государства. Исходной точкой рассуждения Спенсера является мысль  о том, что общество создается  составляющими его единицами  и что природа общества определяется природой последних, то есть, по Спенсеру, каков характер индивидов, таков  и характер общества.

Спенсер был убежден, что пока масса граждан не воспитала  себе верований (идеологии), которые  соответствуют социальной организации (типу государственного устройства), эта  организация не может существовать. Он писал: «Никакие хитро придуманные  учреждения не могут иметь силы сами по себе . Важно только одно — характер людей, к которым применяются эти учреждения». Продолжая свою мысль, он отмечал, что всякий раз, когда не достает гармонии между характером людей и социальными учреждениями, везде, где эти учреждения введены насильственно: будь то путем революции или преждевременными реформами, — результатом этого является дезорганизация общества.

Интересна, очень  точна и справедлива мысль  Спенсера о том, что «ошибаются те, кто думает, что мудрый и добрый правитель может быть избран народом, в котором нет ни доброты, ни ума». Государство, по Спенсеру, существует лишь для охранения и удовлетворения интересов граждан. Спенсер, как  идеолог либерализма, предостерегал от чрезмерной веры в силу и справедливость государственной власти. А главная его мысль — «несправедливо жертвовать благосостоянием граждан ради воображаемого блага государства».

Он очень скептически  относился к представителям власти, парламенту, государственным чиновникам. Как он писал, правительство есть не что иное, как простое собрание людей, среди которых лишь «некоторые талантливы, большинство же не выходит из обыкновенного уровня, а многие положительно тупоумны». Вследствие этого, по Спенсеру, «разумное меньшинство в конституционном правлении весьма часто вытесняется бездумным большинством .то есть масса посредственностей всегда господствует, и те немногие, обладающие здравым умом, вынуждены высказывать те взгляды, которые доступны большинству».

Не менее скептически  он относился к законам правительства  и законотворчеству: «Закон, приложенный  к столь сложному механизму, как  общество, редко или даже почти  никогда не производит того прямого  эффекта, которого ожидали, и непременно производит косвенный эффект».

Взгляды Спенсера на государство и личность основывались на идее справедливости, где он различал два элемента:

1. Признание за  всяким человеком права на  свободную деятельность и на  пользование ее результатами.

2. Признание известных  ограничений этой свободы, необходимых  благодаря присутствию других  людей, имеющих те же права.

Спенсер был непримиримым противником социализма. Он отрицал его как с точки зрения справедливости, так и с точки зрения пользы. В своей работе «От свободы к рабству» (1891 г.) он писал, что «ничто, кроме медленного совершенствования человеческой природы посредством организации социальной жизни, не может произвести благоприятной перемены. А мое отрицание социализма основывается на убеждении, что социализм остановит развитие высокоразвитого государства и повернет вспять развитие менее развитого». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

№24

ОРГАНИЦИЗМ Социологическая теория, впервые выраженная Гербертом Спенсером, который рассматривает общество как аналог органической, биологической системы. Эта "органическая" модель проводит параллель между единицами и элементами общества и биологическим органом. Иногда называется моделью социального организма.

Спенсер  потратил  много  усилий,   определяя   специфические   черты

«социального организма» и выявлял общие системные  принципы,  делающие   его

похожим на биологические системы:

       1.  Общество,  как  и  биологический   организм,   наращивает   массу

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"