Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2015 в 12:40, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы к экзамену по предмету "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

terehova_l_n_teoriya_gosudarstva_i_prava_shpargalka.doc

— 563.50 Кб (Скачать файл)

3) корпоративные нормы– это система правил поведения, устанавливаемые определенной корпоративной организацией с целью регулирования отношений между ее членами, но только в пределах установленных государством полномочий;

4) политические нормы– это совокупность правил поведения общего характера, которые устанавливаются и санкционируются субъектами политической системы по поводу формирования и использования государственной власти;

5) организационные нормы– это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с производственными и организационными вопросами.

Также социальные нормы делят на следующие виды:

1) нормы морали;

2) этические нормы;

3) семейные нормы;

4) нормы традиций и привычек;

5) деловые обыкновения;

6) правила этикета.

Особенности социальных норм:

1) в качестве предмета регулирования выступают общественные отношения;

2) субъектами социальных норм выступают люди, являющиеся представителями социальной сферы.

Технические нормы – это правила поведения, которые регулируют отношение человека к природе и технике и возникают по поводу их наиболее целесообразного использования.

Технические нормы обеспечивают целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, технических достижений и орудий труда, так как определяют оптимальные методы, приемы и средства обращения людей с техническими объектами.

Особенности технических норм:

1) в качестве предмета регулирования выступают не социальные отношения, а технические;

2) субъектами технических норм выступают не только люди, но и природа, техника. Между техническими и социальными нормами осуществляется взаимодействие, так как некоторые технические нормы затрагивают существенные интересы определенных социальных общностей и становятся технико–социальными.

Технико–социальные нормы– это общеобязательные нормы, которые поддерживаются не только силой природы, но и правом и государством, их невыполнение влечет за собой юридические последствия.

 

38 СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ: ЕДИНСТВО, РАЗЛИЧИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

 

Нормы права– это обязательное для всех и формально определенное правило поведения.

Нормы морали– это правила поведения, которые регулируют общественные отношения на основании исторически складывающихся представлений о добре и зле, честном и бесчестном, справедливом и несправедливом.

Право и мораль объединяют:

1) единая основа – общечеловеческая система социальных ценностей и представлений о добре, справедливости, честности, равноправии и т. д.;

2) нормативно–регулятивный характер – право и мораль выступают в качестве определителей границ поведения людей в типичных жизненных ситуациях:

а) единый объект регулирования – общественные отношения;

б) достижение одинаковых конечных целей – социально полезного развития общества;

в) фундаментальные общеисторические ценности и показатели уровня развития социальной и культурной жизни общественно–политической системы.

Различия между ними заключаются в:

1) разных способах и субъектах формирования (право создается в особом порядке государством непосредственно либо с его санкции, а мораль – стихийно всем обществом);

2) характере и способе воздействия на сознание, поведение людей (мораль выступают в качестве внутреннего регулятора поведения и духовной жизни личности, а право регулирует отношения по поводу субъективных прав и юридических обязанностей);

3) формах внешнего выражения (право официально и письменно закрепляется в юридических актах государства, а мораль существует только в сознании людей);

4) методах и средствах обеспечения реализации (право обеспечивается государством, а мораль – общественным мнением);

5) требованиях и оценочных критериях (право регулирует только внешние поступки людей, а мораль предъявляет более высокие требования и оценивают поступки с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости). Взаимодействие права и моралипроявляется в схожем регулировании общественных отношений, формировании у населения должной юридической и нравственной культуры, ответственности, правосознания.

Мораль– нравственная основа права, которое влияет на формирование и защиту норм морали. Действия, поощряемые правом, поощряются и нормами морали, а любое противоправное поведение признается и противонравственным.

Противоречие между правом и моралью может выражаться:

1) в несовпадении интересов общества и государства;

2) в различных методах регулирования;

3) в разнице критериев оценки поведения;

4) в расхождении между правом и моралью вследствие развития общественной жизни и государства;

5) в неравномерном развитии норм морали и норм права и т. д.

 

39 ПРАВОСОЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА  И ВИДЫ

 

Правосознание– это совокупность чувств, эмоций, взглядов и иного, в которых выражается отношение людей к действующему, желаемому и предполагаемому праву и иным явлениям правовой действительности.

Структура правосознания:

1) правовая идеология– понятия, принципы, убеждения, выражающие отношения людей к действующему или желаемому праву;

2) правовая психология– переживания и чувства, которые испытывают люди по отношению к праву.

Признаки:

1) самостоятельность;

2) взаимодействие с религиозными, нравственными, политическими и иными формами;

3) охват всей сферы бессознательного и духовного опыта людей;

4) представление о прошлом, настоящем и будущем права.

Виды:

1) в зависимости от глубины отражения правовой действительности:

а) обыденное,которое формируется стихийно, отражает внешние стороны правовых явлений и выступает в форме правовой психологии;

б) теоретическое,которое отражает внутренние стороны правовых явлений и выступает в абстрактной и систематизированной форме (правовая наука и идеология);

в) профессиональное,которое складывается у юристов в процессе получения ими юридического образования и опыта;

2) в зависимости от субъектов правосознания:

а) общественное;

б) групповое (классовое);

в) индивидуальное. Функции правосознания:

1) познавательная –функция, которая связана с осмыслением правовой действительности и накоплением определенных знаний;

2) оценочная– функция, посредством которой осуществляется сравнение отношений к правовым явлениям и процессам на основе повседневного и научного опыта, сопоставления социальных ценностей;

3) регулятивная– функция, посредством которой определяются ориентиры поведения людей и вырабатываются стереотипы поведения в определенных ситуациях;

4) прогностическая– функция, которая проявляется в составлении прогнозов относительно развития правовой системы;

5) информационная– функция, посредством которой осуществляется информационное обеспечение людей.

Формы правосознания:

1) правовой инфантилизм– неполноценное ориентирование населения в правовой действительности в связи с недостатком жизненного опыта и незнанием основ действующего законодательства;

2) правовой идеализм– переоценка возможностей права;

3) правовой нигилизм– отрицательное отношение к праву;

4) перерожденное правосознание– негативное отношение к праву, которое вызывает осознанные противоправные поступки.

 

40 ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ

 

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности, которая представляет собой воздействие на правосознание, правовую культуру и поведение людей с целью выработки у них устойчивых ориентаций на послушание закону и соблюдение норм права.

Правовое воспитание формирует у населения государства чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулируя этим правовую активность отдельной личности, которая предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.

Характер правового воспитания системный.

Основные элементы правового воспитания:

1) субъекты– государство, государственные органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане;

2) объекты– отдельные личности, социальные и иные группы населения государства;

3) содержание воспитания– передача юридического опыта общества, которая выражается в приобщении населения государства к ценностям, идеям, принципам, информации и т. п.;

4) методы воспитания– различные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на население:

а) убеждение;

б) принуждение;

в) личный пример;

г) поощрение;

д) наказание и т. д.;

5) формы воспитания – внешняя и поведенческая сторона взаимоотношений воспитателя (государство, общественность) и воспитуе–мого (население государства). Среди различных форм правового воспитания выделяют основные организационные формы:

1) правовое обучение– передача, накопление и усвоение правовых знаний в общеобразовательных школах, средних специальных и высших профессиональных учебных заведениях;

2) правовая пропаганда– распространение правовых идей и правовых требований среди населения государства посредством средств массовой информации (телевидения, радио и др.);

3) правовое просвещение;

4) юридическая практика– передача юридической информации и знаний, которая осуществляется посредством участия населения в правоприменительной деятельности, и т. д.;

5) самовоспитание– обучение населения, которое связано с личным опытом, самообразованием, а также собственным анализом правовых явлений.

Виды форм правового воспитания:

1) письменная форма– правовое воспитание, осуществляемое через газеты, плакаты, книги, журналы и т. д.;

2) устная форма– правовое воспитание, осуществляемое через лекции, беседы, встречи с юристами, преподавателями и т. д.

 

41 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ  КУЛЬТУРЫ

 

Правовая культура– это особое юридическое богатство общества, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние личности, общества и социальной группы.

Виды правовой культуры:

1) правовая культура общества– это часть общей культуры, которая показывает уровень правового сознания и правовой активности общества.

Черты правовой культуры общества:

а) правовая активность населения государства;

б) уровень совершенства законодательства;

в) степень развития юридических норм, литературы и образования;

г) соотношение в праве общечеловеческого и национального начал;

д) эффективность осуществления деятельности правоприменительных органов;

2) правовая культура личности– это культура отдельного человека.

Элементы правовой культуры личности:

а) знание, а также понимание права;

б) отношение человека к праву – привычка, которая выражается в правомерном и законопослушном поведении человека;

в) навыки правового поведения – юридические значимое поведение, которое может выражаться в наличии у человека навыков эффективного использования правовых средств с целью реализации субъективных права и свобод, а также для достижения своих личных целей;

г) правовая психология;

д) правовая идеология;

3) правовая культура социальной группы– специфическая культура для таких социальных групп, как молодежь, профессиональные группы и т. д.

Черты правовой культуры социальных групп:

а) знание, уважение права и законодательства;

б) соблюдение законности;

в) наличие умения пользоваться предоставленной властью;

г) наличие способности по эффективному обеспечению прав и свобод граждан;

д) правовое воспитание и обучение;

е) наличие способности быстро и правильно оформлять необходимые юридические документы.

Функции правовой культуры:

1) познавательно–преобразовательная,которая связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества;

2) праворегулятивная,которая направлена на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования всех элементов правовой системы и общества в целом;

3) ценностно–нормативная,проявляющаяся в различных, имеющих ценностное значение жизненных фактах, которые отражаются в сознании и поступках людей;

4) правосоциализаторская,посредством которой правовая культура проявляется в формировании правовых качеств личности, организации самовоспитания и правового обучения, оказании юридической помощи;

5) коммуникативная,осуществляемая посредством общения граждан в юридической сфере.

 

42 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ: ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ, ФОРМЫ

 

Правовой нигилизм– это форма правового сознания, которая выражается в отрицательном либо равнодушном отношении к праву.

Причины возникновения правового нигилизма:

1) особенности в историческом развитии государства;

2) самодержавие и деспотичный характер государственной власти;

4) применение репрессивного законодательства;

5) несовершенство законодательства, правовой системы;

6) отсутствие в государстве развитых демократических и правовых традиций;

8) распространение административно–командных методов в экономической и политической жизни общества;

9) переходный период, который вызвал множество трудностей в правовой системе (кризис законности, неотлаженность механизма реализации нормативных актов и т. д.);

10) несовершенство в судебной и правоохранительной деятельности.

Признаки правового нигилизма:

1) широкое распространение и повсеместность;

2) наличие разнообразных форм его проявления;

3) неподконтрольность;

4) усиление иными видами нигилизма (религиозным, нравственным и т. д.);

5) соединение с различными формами протеста;

6) распространение в литературе, кинофильмах, средствах массовой информации (эстетизация).

Формы выражения правового нигилизма:

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"