Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2015 в 12:40, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы к экзамену по предмету "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

terehova_l_n_teoriya_gosudarstva_i_prava_shpargalka.doc

— 563.50 Кб (Скачать файл)

3) межотраслевые принципы– исходные начала, характеризующие общность и специфику нескольких смежных отраслей права и действующие в рамках двух или нескольких отраслей права:

а) принцип гласности;

б) принцип состязательности;

в) принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.

 

27 СООТНОШЕНИЕ ЭКОНОМИКИ, ПОЛИТИКИ  И ПРАВА. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И  ГОСУДАРСТВА

 

Соотношение экономики с политикой и правомдолгое время игнорировалось. В настоящее время считается, что экономикапредопределяет содержание политики и права, так как является системой отношений, возникающих в сфере производства, распределения и потребления материальных благ.

Сущность и содержание правапредопределяются системой экономических отношений, так как отражение в праве экономических факторов выступает в качестве необходимости и определенной закономерности правового развития. Нормативные правовые акты, созданные без учета экономических условий, экономической необходимости и обоснованности, не действуют, так как остаются только на бумаге.

Средства оптимального решения задач, стоящих перед обществом, определяет политика,которая имеет непосредственную связь с государством. С помощью политических решений общество реагирует на жизненные ситуации. Политика может быть реальной, когда отражает интересы всего населения государства и определяет объективные закономерности функционирования конкретной политико–правовой системы.

Важнейшие решения политики реализуются через право,которое концентрирует наиболее важные политические интересы и является эффективным инструментом их достижения.

Соотношение права и государства выражается в:

1) единстве,так как право и государство являются средствами социальной регуляции, которые имеют общее происхождение, типологию, взаимосвязь с экономическими, культурными и другими сторонами общественной жизни, дополняют друг друга при выполнении социального назначения;

2) различии,проявляющемся в различных социальных назначениях, форме, структуре и содержании, так как государство устанавливает и обеспечивает определенный порядок, а право создает для его осуществления юридический механизм;

3) взаимодействии,выражающемся в наличии многообразных форм влияния права и государства друг на друга, так как право создается, обеспечивается государством, но с его помощью закрепляются внутренняя организация, форма, аппарат, структура государства, устанавливаются основные виды и направления государственной деятельности, а также осуществляются задачи и функции государства;

4) противоречии,возникающем в случаях выхода государственной власти из–под контроля общества и стремлении права ограничить власть, гарантируя от произвола государства.

Модели взаимоотношений права и государства:

1) тоталитарная,в которой государство находится выше права и не связано им;

2) либеральная,в которой право находится выше государства;

3) прагматическая,в которой государство одновременно создает право и связано им.

 

28 ФУНКЦИИ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

 

Функции права– основные направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.

Виды функций:

1) общесоциальные– функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:

а) экономическая– функция, направленная на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;

б) политическая– функция, направленная на правовое регулирование между субъектами политической власти;

в) культурно–историческая– функция, направленная на собрание и развитие культурно–духовных ценностей;

г) воспитательная– функция, посредством которой формируются убежденность в справедливом и целесообразном порядке правового регулирования;

д) функция социального контроля– функция, которая заключается в осуществлении воздействия права на поведение субъектов с помощью стимулирования, поощрения, удержания от неправомерных действий и т. д.;

2) специально–юридические функции– функции, с помощью которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:

а) регулятивная– функция, направленная на осуществление правового воздействия, которое нацелено на организацию социально значимых отношений с помощью формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене:

– регулятивная статическая– функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения посредством закрепления их состояния в институтах права;

– регулятивная динамическая– функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения посредством их оформления и стимулирования;

б) охранительная– функция, которая заключается в охране положительных, правомерных и вытеснении негативных явлений общественной жизни, а также предупреждении, пресечении и восстановлении нарушенных прав:

– восстановительная– функция, направленная на восстановление нарушенного права либо положения;

– компенсационная– функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред либо нанесенный ущерб;

– ограничительная– функция, направленная на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;

– карательная– функция, которая заключается в назначении наказания за совершенные правонарушения.

 

29 ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

 

Внутренние функции государства– это

основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества и выполнению конкретных задач:

1) функция охраны правового порядка, направленная на:

а) охрану прав и свобод человека и гражданина;

б) защиту всех форм собственности;

в) обеспечение общественного порядка и режима законности;

г) борьбу и профилактику преступности и т. д.;

2) функция регулирования межнациональных отношений,направленная на предотвращение межнациональных и религиозных конфликтов;

3) экономическая функция, направленная на:

а) структурную перестройку, планирование и прогнозирование развития экономики;

б) поддержку стратегических и социально значимых отраслей производства;

в) осуществление централизованной инвестиционной политики;

г) управление государственной собственностью;

д) создание правовых основ и т. д.;

4) фискальная функция (финансовый контроль), направленная на:

а) установление системы налогов и их сбор;

б) формирование государственного бюджета и контроль над его исполнением и расходной частью;

в) осуществление контроля над денежным обращением на российской территории;

г) проведение финансовой политики;

5) социальная функция, направленная на:

а) установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни;

б) поддержку и защиту наиболее уязвимых слоев населения, а также тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться;

в) обеспечение занятости населения;

г) развитие пенсионного обеспечения и страхования;

д) развитие здравоохранения и т. д.;

6) функция развития культуры, науки и образования, направленная на:

а) поддержку со стороны государства науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации;

б) сохранение имеющих историко–культурное значение памятников, архивов, музеев и т. д.;

в) признание и обеспечение свободы всех видов творчества;

г) охрану интеллектуальной собственности;

д) развитие образования и установление государственных стандартов;

е) выдачу лицензий, дающих право заниматься культурно–образовательной деятельностью, и др.;

7) экологическая функция, направленная на:

а) разработку экологической программы;

б) принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды;

в) установление правового режима природопользования;

г) установление экологических показателей и т. д.

 

30 ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

 

Внешние функции государства– это основные направления деятельности государства на международной арене, которые направлены на решение конкретных внешнеполитических задач.

Виды внешних функций Российского государства:

1) функция обороны страны– одно из важнейших направлений внешней политики Российского государства, которое осуществляется по таким направлениям, как:

а) укрепление Вооруженных Сил;

б) развитие оборонной промышленности;

в) охрана государственных границ;

г) организация гражданской обороны;

д) ведение разведки и контрразведки;

е) подготовка мобилизационных резервов и др.;

2) функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка– функция, которая осуществляется по таким направлениям, как:

а) политическое сотрудничество с другими государствами;

б) укрепление режима нераспространения оружия массового поражения;

в) сокращение обычного вооружения;

г) участие в работе международных организаций;

д) участие в разрешении межнациональных и региональных конфликтов и др.;

3) функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ– функция, которая осуществляется по таким направлениям, как: а) укрепление сотрудничества РФ со странами СНГ в области экономики, политики, культуры и т. д.;

б) создание системы коллективной безопасности;

в) совместная охрана государственных границ;

г) обеспечение прав человека и национальных меньшинств;

д) создание единого национального пространства и др.;

4) функция интеграции в мировую экономику и научно–технического сотрудничества с другими странами в решении глобальных экономических проблем– функция, которая осуществляется по таким направлениям, как:

а) участие в международном разделении труда;

б) установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими государствами в области экономики, бизнеса, торговли, науки и техники;

в) участие в деятельности международных экономических организаций;

г) совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности и т. д.;

5) функция сотрудничества с мировыми странами в решении глобальных проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом– функция, которая осуществляется по таким направлениям, как:

а) освоение космоса;

б) безопасность планеты;

в) защита Мирового океана;

г) охрана растительного и животного мира;

д) осуществление борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями;

е) предотвращение и ликвидация последствий крупных производственных аварий и катастроф и др.

 

31 ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА, КЛАССИФИКАЦИЯ

 

Правовая система– это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических явлений и средств, спомощью которых осуществляется необходимое регулятивное и стабилизирующее воздействие на общественные отношения.

Структура правовых систем:

1) правосознание;

2) правовая идеология;

3) правовая культура;

4) право;

5) законодательство (религиозные трактаты!);

6) правоотношения;

7) правопорядок;

8) юридическая практика и т. д.

Признаки, характеризующие элементы

структуры правовой системы:

1) неоднородность;

2) различие по назначению, удельному весу, степени самостоятельности, функциональной направленности;

3) удовлетворение современных регулятивных потребностей общества;

4) отражение состава юридических явлений;

5) выявление наиболее целесообразных связей, которые возникают между юридическими явлениями;

6) отражение динамики взаимодействия юридических явлений в процессе выполнения своего функционального назначения;

7) функциональная взаимосвязь;

8) вхождение в единую взаимосогласованную систему и т. д.

Элементы структуры! правовой системы могут обладать национальными, культурно–бытовыми, религиозными и иными особенностями того государства, на территории и в границах которого сложилась конкретная правовая система.

Классификация правовых систем:

1) национальная правовая система – это конкретная, историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Национальная правовая система призвана обслуживать потребности конкретного государства и его населения.

Содержание национальной правовой системы могут определять либо правовая идеология, либо юридическая практика, либо законодательство, либо религиозные трактаты;

2) правовая семья– это совокупность нескольких родственных национальных правовых систем, которая основана на общности источников права, его структуры и исторического пути формирования.

Виды правовых семей:

а) англосаксонская (система общего права);

б) романо–германская (система континентального права);

в) традиционная (система обычного права);

г) религиозная (религиозные системы мусульманского права и индусского права);

3) группа правовых систем– группа, находящаяся в рамках той или иной конкретной правовой семьи (романо–германская правовая семья – романское, каноническое и германское право; славянская – российское и западнославянское право и т. д.).

 

32 ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ

 

Англосаксонская правовая семья– система общего права, которая объединяет национально–правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии.

Структура англосаксонской правовой семьи:

1) общее право;

2) «право справедливости»;

3) статутное право.

Основной источник системы общего права– правовой прецедент.

Вспомогательные и дополнительные источники права– статутное право и юридические обычаи.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"