Права и свободы человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность изучения данной темы определяется тем, что в сегодняшнем демократическом государстве личные права и свободы человека и гражданина представляют собой главнейший политико-юридический и социальный институт, которые являются показателем развития общества. Конституция Российской Федерации объявляет права и свободы человека наивысшей ценностью, которой все другие социальные ценности не могут противоречить.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….....…………………….…………..……3

Глава 1. Права и свободы человека и гражданина как элемент правового статуса личности………………………………………………………………………......................................5
1.1. Понятие и классификация прав и свобод человека и гражданина………………………………………………………………………......……………...……5
1.2. Соотношение прав человека и прав гражданина………………………….……………………………………………………………...….…9
1.3. Ограничение прав и свобод человека и гражданина………………………………………….………………………………...…………...……13

Глава 2. Конституционные права и свободы личности……………………………………………………………….………………….……….……17
2.1. Личные и политические права и свободы человека и гражданина……………….……..…..…17
2.2. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина………….……..….……27
2.3. Духовно-культурные права и свободы человека и гражданина……..…………….….…..……33

Заключение………...............................................................................................……….…..…36

Библиографический список..............................................

Файлы: 1 файл

курсовая Права и свободы человека и гражданина.docx

— 111.02 Кб (Скачать файл)

Запрет цензуры вовсе не означает, что свобода выражения своих мыслей является безграничной и абсолютной, в большинстве случаев запрещается реализовывать свободу слова для агитации к незаконному насильственному свержению признанной законной государственной власти, разглашение государственной тайны, либо иной другой, прописанной в законодательстве, агитация или подстрекательство к преступлению, разжигание межнациональной, либо иной другой розни, оскорбление, клевета на других индивидов, посягательство на общественную мораль и нравственность. Другими словами, использование свободы мнений возлагает специфические обязанности и ответственность, сопряженную с некоторыми ограничениями, предусмотренными законодательством, призваны избежать злоупотребление правом.

В большинстве современных демократических конституций зафиксировано такое политическое право гражданина, как свобода собраний, митингов, демонстраций. Такие демократические институты представляют собой форму публичного выражения массового, либо индивидуального мнения по какому-либо вопросу общественной и государственной жизни. Такие политические свободы индивид реализует как правило в интересах развития своей личности, её выражения и самоутверждения и для личного активного участия в общественной и политической жизни.

Правовой аспект данных свобод включает в себя правомочия таких видов как: право на личные положительные действия, выражающиеся в организации публичного мероприятия и принятии участия в нем; право требования, выражающееся в предоставление общественных зданий, улиц, как неотъемлемых материальных предпосылок воплощения массовых публичных мероприятий; право притязания, представленная как право при необходимости обратиться к помощи государственного принуждения и государственной защиты.22

Для реализации свободы собраний, митингов, демонстраций в большинстве случаев вводят уведомительный порядок реализации публичных мероприятий, с помощью которых их организаторы ставят в известность государственные органы власти о проведении предстоящего мероприятия, причем последние вправе запретить проведение публичных мероприятий только в тех случаях, когда его цели и условия воплощения ставят под угрозу общественный порядок.

Из-за того, что право ограничить основные права  и свободы личности по соображениям обеспечения интересов общества в целом или прав и свобод других лиц часто содержит в себе угрозу злоупотреблений и принятия несоразмерных охраняемому общественному интересу ограничительных мер, в законодательстве строго закреплен перечень ограничительных оснований, в связи с которыми публичное мероприятие может быть признано незаконным.

Цель проведения публичных мероприятий не должна противоречить Конституции и текущему законодательству. Публичное мероприятие может быть запрещено по требованию представителей органов власти в нескольких случаях, например, если не подали заявление о его проведении; если было решение о его запрете; в случае нарушения порядка его проведения; в случае возникновения опасности для жизни и здоровья граждан; в случае нарушения общественного порядка.23 Российское законодательство устанавливает уголовную и административную ответственность в случае нарушения закрепленного порядка организации и проведения мероприятий.

Право на объединение в общественные организации обеспечивает участие гражданина в общественной и политической жизни, оно известно как свобода союзов и ассоциаций, представляющее собой право образовывать любой союз не запрещенный законодательством. Общественные объединения создаются при свободном волеизъявлении граждан, объединенных на базе общих интересов для достижения общих конкретных целей. Как правило, оно подразумевает принцип свободой деятельности общественных объединений и их равноправное положение. В большинстве случаев законодательно закреплены виды объединений, имеющих право регистрации, порядок проведения этой регистрации и виды надзора за общественными объединениями.

Объединения граждан создаются для удовлетворения и защиты интересов граждан. Базовые принципы образования и деятельности общественных объединений часто фиксируются в Конституциях, к ним относят добровольность, свободу образования и деятельности. Законодательство нашей страны прописывает право образовывать общественные объединения в таких организационно-правовых формах, как общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. Среди главных элементов, фиксирующих политическую активность граждан, выступают политические партии, профсоюзы, женские и молодежные организации, творческие, предпринимательские и прочие союзы.

Право на объединение ограничивается только в строго прописанных в законодательстве случаях. Чаще всего в конституциях и законах можно встретить ограничение данного права в форме запрета образовывать тайные общества, военизированные организации и объединения с антиобщественными целями.

В сумме таких политических прав необходимо указывать и право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, также называемое правом петиций. Отправляемые в органы государственной власти и органы местного самоуправления петиции граждан выражают собой не только метод восстановления нарушенного права, но и степень политического участия в принятии решений по публичным делам. Воплощение данного права подразумевает развитие личной инициативы и личной заинтересованности граждан при решении вопросов государственного и общественного характера. В большинстве случаев, порядок подачи и рассмотрения таких письменных обращений, как и принятия по ним решений, определяется законом.

Суть этого права проявляется в праве граждан отправлять индивидуальные, либо коллективные обращения в уполномоченные органы государственной власти. Обращения в форме жалобы в большинстве случаев сводятся к требованию ликвидировать нарушение субъективного права гражданина, допущенное при неправомерном действии или бездействии властей, именно поэтому данному праву соответствует обязанность должностных лиц в установленном законом порядке и в прописанные сроки принять по ним обоснованные, законные решения. Предметом предложения или заявления может выступать общественный интерес, требование оценки государственным органом какого-либо политического или иного события.

Итак, политические права и свободы человека выступают незаменимым явлением цивилизованного демократического общества, являясь фактором, отмечающим сущность государства, методы осуществления контроля за властью. Политические права и свободы нацелены на проявление человека как активного участника политического процесса. Важность политических прав заключается в том, что они возникают в условиях увеличения связи между гражданином, самим обществом и государством. Выделяют такие как право граждан участвовать в управлении делами государства; избирательное право; право на свобода мысли и слова; свобода собраний, митингов и демонстраций; право на объединение в общественные организации. Необходимо понимать, что политические права всегда присущи лишь гражданам, то есть наличие политических прав зависит от принадлежности человека к гражданству определенного государства. Права гражданина затрагивают область отношений человека с государством.

2.2. Социально-экономические  права и свободы человека и  гражданина

Социально-экономические права принято относить ко второму поколению прав человека, они относятся к поддержанию и нормативному закреплению социально-экономических факторов жизни гражданина, закрепляют положение человека в области труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания благоприятных условий, в которых люди могут не испытывают страха и нужды. Степень их объема зависит во многом от состояния и качества экономики и ресурсов, именно поэтому гарантии их реализации менее развиты, по сравнению с гражданскими и политическими правами первого поколения.

К особенностям социально-экономических прав относится:

1. Направленность  на конкретную социально-экономическую сферу жизни человека;

2. Определенная  степень зависимости реализации  социально-экономических прав от  состояния экономики и ресурсов  государства.

Долгий период правам человека второго поколения отводилась второстепенная роль, поэтому возможность регулирования социально-экономических прав оценивалась негативно. Причина состояла в том, что господствовало представление о невозможности четко определить и юридически квалифицировать данные права, из-за того, что они не могли образовывать непосредственные обязанности государства по их обеспечению и правовой защите. Спустя некоторое время данная закономерность стала отрицанием равноценности социально-экономических и политических прав.

Международно-правовое закрепление и защита социально-экономических прав началась в 1948 году, в то время самые важнейшие из них фиксировались во Всеобщей декларации прав человека. До тех пор права на собственность и на труд отождествлялись с правами гражданскими.

На сегодняшний день значение социально-экономических прав для закрепления правового статуса личности очень велико. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах отмечалось: «Идеал свободной человеческой личности, не обремененной страхом и нуждой, может быть осуществлен, в том случае, если будут созданы такие условия, в которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами так же, как и своими гражданскими и политическими правами». 24

Обязанность государств в области защиты социально-экономических прав заключается в осуществлении прогрессивных экономических и социальных реформ, обеспечивающих полное участие своих граждан в процессе и выгодах экономического развития, использовании своих ресурсов для предоставления всем равной возможности пользования данными правами

Правовую основу регулирования социально-экономических прав и свобод фундаментальную роль играют международно-правовые акты. Универсальные нормы закреплены в общих принципах Устава ООН, в программных положениях Всеобщей декларации прав человека, в нормах Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Еще одну группу источников регулирования социально-экономических прав образовывают нормы, содержащихся в региональных соглашениях, например Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская социальная Хартия. Третья важнейшая группа связана с гарантиями соблюдения и защиты социально-экономических прав, определенных в национальных законодательствах государств.

Экономические права гарантируют гражданину свободное распоряжение основными факторам хозяйственной деятельности, к которым относятся право на труд, на собственность, на предпринимательство, на забастовки. Также, работники и работодатели могут заключать коллективные договоры, свободно объединяться в национальные или международные организации с целью защиты личных интересов.

Важнейшее место среди экономических прав занимает право на труд, определяющее право любого индивида получать возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, свободно выбираемым или тем, на который он добровольно соглашается. Данное право выражает неизменно действующую потребность индивида, требуемую для создания простейших материальных предпосылок существования человека, а также обеспечения условий его всестороннего развития. Право на труд и защиту от безработицы закреплено в статье 23 Всеобщей декларации прав человека.

В Конституции Российской Федерации в статье 37 зафиксировано право любого в Российской Федерации свободно и независимо распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, закрепляется право на справедливые и комфортные условия труда. Это статья звучит так: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».25 Законодательство Российской Федерации управомачивает работодателя обеспечить своих работников соответствующими условиями труда, в случае неисполнения данной обязанности, в результате которой произошло повреждение здоровья работника, работодатель должен возместить понесенные материальные и моральные убытки.

Конституционное право на свободный труд для гражданина Российской Федерации означает:

1. Право свободно и самостоятельно выбирать гражданину работать или не работать.

2. Право свободного  выбора вида деятельности или  профессии, выражающейся с юридической  точки зрения в договорном  характере трудовых обязанностей, возможности изменить место работы  после соответствующего уведомления администрации и в праве свободно трудиться после достижения установленного пенсионного возраста.

3. Запрет  принудительного труда, которым  признается труд, избранный гражданином против его воли. Принудительный труд допустим исключительно при выполнения обязанностей воинской службы, решения суда или в условиях чрезвычайной обстановки.26

Фактическое воплощения права на труд заключается в обеспечении работой всех желающих, в решении проблемы полной занятости населения, право на труд подразумевает право на защиту от безработицы, предоставляемое государством каждому гражданину.

Свобода труда включает в себя право каждого лица на справедливые и благоприятные условия труда. Данное право, закрепленное в статье 7 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, состоит из некоторых аспектов: 27

1. Вознаграждение за труд должно гарантировать каждому трудящемуся справедливую заработную плату и удовлетворительное существование для них и для их семей; одинаковое вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия.

2. Условия  работы должны соответствовать  требованиям безопасности и гигиены.  

3. Все  граждане должны иметь равную  возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени только на основании трудового стажа и квалификации. 

4. Все  трудящиеся имеют право на  отдых, досуг, разумное ограничение  рабочего времени и оплачиваемый  периодический отпуск, вознаграждение за праздничные дни.

Информация о работе Права и свободы человека и гражданина