Экономическая функция государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

В политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия «государство». Его определяют и как «общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» (Н. Коркунов); и как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка» (Л. Гумплович); и как «союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью» (Л. Тихомиров); и как «союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории» (Е. Трубецкой); и как «союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Характеристика системы функций государства 5-16
1.1. Понятие и виды функций государства 5-7
1.2. Основные внутренние и внешние функции российского государства 8-14
1.3. Формы осуществления функций государства 16-16
Глава 2. Характеристика экономической функции российского
государства 18-40
2.1. Содержание экономической функции 18-19
2.2. Государственное управление предприятиями 21-30
2.3. Институт приватизации в рамках осуществления экономической
функции 32-36
2.4. Осуществление налоговых правоотношений 38-40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42-42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44-45

Файлы: 1 файл

экономич. функции государства.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Содержание экологической  функции государства не сводится лишь к охране природ - оно гораздо  шире. Общество в равной мере заинтересовано в оптимальном комплексном и  одновременном решении ряда наиболее существенных задач, касающихся природы и ее ресурсов, включая в ее содержание деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации, охрану и защиту экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц10.

Организация управления государственной собственностью представляет собой совокупность действий государства, в которую включается: определение государственной политики в области государственной собственности; образование институциональной основы управления (учреждение органов исполнительной власти и наделение их компетенцией), учреждение субъектов, осуществляющих непосредственное владение государственной собственностью; учет объектов государственной собственности (инвентаризация, классификация объектов, учет в реестрах объектов и сделок с ними); распределение объектов государственной собственности между субъектами; осуществление непосредственного управления в различных формах (приватизация, разграничение государственной собственности, национализация, гражданско-правовые сделки, управление пакетами акций, банкротство и пр.).

Прежде всего управление государственной собственностью субъекта РФ закрепляется в качестве одного из предметов ведения субъекта РФ. При этом законодательный орган субъекта РФ определяет порядок управления, а исполнительный орган осуществляет непосредственное управление государственной собственностью.

Законодательство субъектов  РФ определяет круг отношений, регулируемых законами об управлении государственной  собственностью, и круг объектов государственной  собственности, называет государственные  органы, уполномоченные ею управлять, описывает формы управления собственностью и общий порядок ведения ее реестров11.

Рассматриваемая сфера  настолько обширна, что исследователи  выделяют региональное экономическое  право РФ как комплексную отрасль  права, которую в некоторых зарубежных странах именуют хозяйственно-административным правом.

Культурная функция  призвана поднять культурный и образовательный  уровень граждан, свойственный цивилизованному  обществу, создать условия их участия  в культурной жизни общества, пользования  соответствующими учреждениями и достижениями. Сегодня ее содержание составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объеме.

Также следует отметить информационную функцию, которая заключается  в реализации комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний во всех общественно значимых видах  человеческой деятельности. Информатизация предполагает преобразование всего комплекса способов и условий развития информационных процессов, создание соответствующей технической базы и необходимого государственно-правового обеспечения. Иными словами, процесс информатизации можно воспринимать как совокупность действий и мер по формированию и реализации материальной основы развития информационного общества.

В Конституции Российской Федерации содержится ряд статей, регулирующих эту сферу как прямо, так и косвенно. В ней непосредственно закрепляются основные права и обязанности субъектов в сфере информационных отношений, базирующиеся на свободе личности и презумпции открытости информации (ст. 23, 24, 29, 41, 42). Отношения в сфере информатизации, в области производства и применения новых информационных технологий Конституция закрепляет косвенно, создавая предпосылки для такого регулирования в текущем законодательстве (ст. 15, 33, 45, 46 и др.).

Главными целями российского  государства в сфере информатизации являются информационное обеспечение деятельности органов государства; информационное обеспечение внешних по отношению к государственным органам субъектов, в том числе физических лиц; сохранение и структурирование информационного пространства.

Эти цели закреплены рядом  нормативных правовых актов, в которых устанавливается, что деятельность государства в рассматриваемой области направлена на создание условий действенного и оперативного информационного обслуживания общества, государства, граждан, предприятий, коммерческих структур и иных субъектов информационных отношений; соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, развитие современных телекоммуникационных технологий, защиту государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа12.

С точки зрения этих целей  основные задачи государства в сфере  информатизации состоят в построении единой информационной системы, охватывающей все регионы, высшие государственные  органы власти и управления, правоохранительные органы, органы местного самоуправления; в обеспечении реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации; в совершенствовании и защите отечественной информационной инфраструктуры, интеграции России в мировое информационное пространство13.

На каждом этапе развития указанные задачи конкретизируются. Так, в современный период усилия государства сосредоточены на создании благоприятной правовой среды для развития информационных технологий и электронной торговли; стимулировании развития отраслей экономики, связанных с информационными технологиями; интеграции России в глобальное информационное сообщество; расширении использования новых информационных технологий в государственном управлении и государственном секторе экономики; распространении информационных технологий в обществе; поддержке научных исследований в области информационных технологий.

Внешние функции государства  тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в  современном мире, который все  больше становится взаимозависимым.

К внешним функциям России относятся следующие.

Функция обороны страны имеет первостепенное значение во все  времена. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям  его государственной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и т.п. Особенно ярко о необходимости поддержания обороны страны на достаточно высоком уровне еще раз напомнили югославские события 1999 г., когда НАТО в одностороннем порядке без санкции Совета Безопасности ООН наносила ракетно-бомбовые удары по суверенной Югославии14.

Функция содействия по обеспечению  международного мира связана с деятельностью  Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческие операции.

Функция сотрудничества с другими государствами проявляется  в разнообразной деятельности современной  России, направлена на установление и  развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. Подобная функция призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения труда, обмена технологиями, товарами, финансовыми связями и т.п. Внешняя деятельность государств, в том числе и Российской Федерации, в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество. Таким образом, внутренние и внешние функции государства достаточно многочисленны и имеют различное содержание.

 

1.3. Формы осуществления  функций государства

 

Формы осуществления  функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются  его функции.

Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства, которые реализуются его органами, должностными лицами.

Правовые формы деятельности государства определены Конституцией РФ, федеральным законодательством  и законодательством субъектов  Федерации, другими нормоустанавливающими  актами. К правовым формам относятся:

1) правотворческая - деятельность  по подготовке и изданию нормативных  актов, способствующих осуществлению  той или иной функции государства;

2) правоприменительная  - деятельность по реализации  нормативных актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;

3) правоохранительная - деятельность  по защите прав и свобод  человека и гражданина, по предупреждению  правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.15

Прокомментируем названные  формы на примере осуществления  экологической функции современного Российского государства. Так, первоначально  законодательные органы должны принять  соответствующую нормативно-правовую базу. Затем создаются и действуют соответствующие государственные органы - Министерство природных ресурсов РФ (МПР России), Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, органы власти субъектов Федерации (поскольку природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов).

К организационным формам относятся:

1) организационно-регламентирующая - текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем и т.п.;

2) организационно-хозяйственная - оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями и т.д.;

3) организационно-идеологическая - повседневная работа по идеологическому  обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр.16

Методы осуществления  функций государства - это способы  и приемы, с помощью которых  органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов прежде всего выделяют такие, как убеждение и принуждение, рекомендации и поощрение. Убеждать - значит поощрять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора. Принуждать - значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления. Поощрять - значит с помощью системы вознаграждений побуждать следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулировать социально полезную деятельность.

Таким образом, в теории государства и права различают  отдельные формы и методы осуществления  функций государства.

Глава 2. Характеристика экономической функции российского государства

 

2.1. Содержание экономической функции

 

Экономическая функция - обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности. В демократическом правовом обществе экономическая функция государства исключает политико-административные формы и методы воздействия на экономику страны, на поведение субъектов экономических отношений. Они регулируются государством именно экономическими методами, прежде всего посредством выработки долгосрочной государственной программы по развитию экономики. Главными в этой программе являются финансовая, инвестиционная, налоговая, валютно-денежная политика.

Для ее проведения государство  создает соответствующую правовую базу, поощряя те области экономики  и отечественного производителя (государственный  кредит, финансовое субсидирование, освобождение от налогов и т.д.), которые играют особую роль в развитии экономики страны, создании новых рабочих мест и занятости населения.

В отношении некоторых  особо важных отраслей экономики, таких  как энергетика, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, машиностроение, связь и т.д., государство, как правило, осуществляет непосредственное управление, выступая в качестве собственника или держателя акций17.

Государственная программа  по развитию экономики предусматривает  также финансирование программ научно-технических и промышленных исследований, особенно в области перспективных и приоритетных направлений.

Таким образом, можно  сказать, что вмешательство государства  в экономику сводится, как правило, к:

- выработке экономической политики;

- управлению предприятиями  и организациями, составляющими  государственную собственность;

Информация о работе Экономическая функция государства