Экономическая функция государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

В политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия «государство». Его определяют и как «общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» (Н. Коркунов); и как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка» (Л. Гумплович); и как «союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью» (Л. Тихомиров); и как «союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории» (Е. Трубецкой); и как «союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Характеристика системы функций государства 5-16
1.1. Понятие и виды функций государства 5-7
1.2. Основные внутренние и внешние функции российского государства 8-14
1.3. Формы осуществления функций государства 16-16
Глава 2. Характеристика экономической функции российского
государства 18-40
2.1. Содержание экономической функции 18-19
2.2. Государственное управление предприятиями 21-30
2.3. Институт приватизации в рамках осуществления экономической
функции 32-36
2.4. Осуществление налоговых правоотношений 38-40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42-42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44-45

Файлы: 1 файл

экономич. функции государства.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В политико-юридической  литературе существует множество дефиниций  понятия «государство». Его определяют и как «общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» (Н. Коркунов); и как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка» (Л. Гумплович); и как «союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью» (Л. Тихомиров); и как «союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории» (Е. Трубецкой); и как «союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти» (И. Ильин)1.

Общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые включали в качестве специфических видовых отличий государства такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и территорию. По большому счету они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его  социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация  суверенной публичной власти. Возникнув  как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой.

Определяющее значение в понятии государства имеют  выполняемые им функции. В настоящее  время в теории государства и  права различаются внутренние и внешние функции государства, при этом давно утвердился тезис о том, что ни одна из многочисленной функций государства не может иметь приоритет перед другими. Так, весьма спорно деление функций государства на основные и дополнительные функции.

Сегодня тема функций  государства является актуальным вопросом не только в теории, но и в практике. Так, например, в последнее время  особенно значима информационная, экологическая  функции государства. Нельзя не отметить постоянную значимость социальных функций.

В связи с этим объектом настоящей работы является характеристика экономической функции государства  как одной из существенных в системе  направлений деятельности государства  в целом. Непосредственный предмет  работы включает в себя рассмотрение отдельных аспектов экономической функции государства, проблемы экономической функции российского государства. Общей целью данной работы является установление объективных данных в отношении вопроса о функциях государства, их различия и содержания. Поэтому в качестве задач работы следует обозначить не только анализ теоретических исследований2, но и практическое рассмотрение отдельных, наиболее значимых в настоящее время сторон экономической функции российского государства.

В целом, следует отметить, что функции – это основные направления деятельности государства. В зависимости от правильного распределения финансовых сил государства, в обществе решаются социальные, экономические и иные проблемы. Выделение наиболее значимых внешних функций государства позволяет в какой-то степени поддерживать оптимальный баланс в обществе, в государстве в целом.

Глава 1. Характеристика системы функций государства

 

1.1. Понятие  и виды функций государства

 

Функции государства - это  основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Как основные направления деятельности государства они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи. Функции характеризуют государство в развитии, динамике, а не в статике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином историческом этапе своего развития.

К наиболее значимым признакам  функций государства относятся3:

1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;

2) непосредственная связь  между сущностной характеристикой  государства и его социальным  назначением, которая (связь) реализуется  в деятельности государства;

3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;

4) определенные формы  реализации функций государства  (чаще всего правовые), связанные  с применением особых, в том  числе властно-принудительных, методов.

Понятие функций государства  не следует отождествлять с такими понятиями, как цели и задачи государства. Если цель государства есть то, к  чему стремится общество, а задачи - средства ее достижения, то функции - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи определяют функции. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также преследуемых целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий:

- потребностей и интересов  населения;

- экономических возможностей  общества;

- нравственного и культурного  уровня общества;

- профессионализма государственных  служащих и структур и др4.

В разные периоды приоритетное значение приобретают те или иные цели и задачи государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах развития общества центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое место занимает экономическая функция; на других - в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации функций государственной власти и т.д.

Функции государства  не следует отождествлять и с  функциями отдельных его органов. В отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них реализуются социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности. Так, если функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка призваны выполнять так или иначе все органы государства, ее наиболее полному выполнению должен быть подчинен весь механизм государства, то функцию надзора за соблюдением законности призваны осуществлять лишь органы прокуратуры, именно в этом заключается их главное предназначение.

В зависимости от продолжительности  действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение); в зависимости от принципа разделения властей - на законодательные, исполнительные и судебные; в зависимости от значения - на основные и неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние5.

Таким образом, функции  государства - основные направления  его деятельности, обусловленные  объективной потребностью объединенных обменными отношениями людей  решать общие дела, содержание которых  задано характером исторически определенного  общества6. Они проявляются в его взаимодействии с обществом, носят исторический характер и особенно круто могут измениться при реализации новой цивилизационной модели развития. В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач определяется различными внутренними и внешними факторами, которые имеют самостоятельные характеристики.

 

1.2. Основные внутренние и внешние функции российского государства

 

К внутренним функциям современного Российского государства относятся следующие.

Функция охраны прав и  свобод человека и гражданина, обеспечения  правопорядка - это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Данное направление деятельности современного Российского государства должно быть связано с более надежным гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности и правопорядка, с усилением борьбы с коррупцией, взяточничеством, беспределом криминала.

Экономическая функция  государства заключается в выработке  и государственной координации  основных направлений экономической  политики в устойчивом режиме7. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений - прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д. Сейчас данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.

Функция налогообложения  выступает самостоятельной основной функцией современного Российского  государства, ибо налог все больше становится главным методом новой  системы управления, универсальным  регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической и т.п. Думается, далеко не случайно создана целая система государственных органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговые инспекции, налоговая полиция и т.п.), принимается специальное законодательство (Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства).

Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для общества и  социальную защищенность личности. Это наиболее злободневная ныне функция государства, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержке. Прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться - инвалиды, пенсионеры, студенты и др. Кроме того, государство, выполняя данную функцию, призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт, связь и т.п8.

Экологическая функция - это новое развивающееся направление  деятельности современного Российского  государства, связанное с обострением  экологической ситуации в мире и  в стране. Она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д.

В некотором аспекте  экономическая функция затрагивает  вопросы права собственности. В  связи с этим, в рамках Российской Федерации можно упомянуть такую  функцию, как управление государственной  собственностью субъекта РФ. Количественные и качественные параметры собственности определяют место государства на рынке и способность функционирования в экономическом пространстве.

В настоящее время  усиливается влияние государства  на экономику, на формирование ее реального  сектора. Использование государственной собственности в национальных интересах и эффективное управление ею могут позволить укрепить нашу экономику. Так как государство действует в интересах всего общества, одной из основных его целей должно стать обеспечение сохранности определенного объема собственности9.

Информация о работе Экономическая функция государства