Государственно-правовая концепция М.М. Сперанского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 13:33, контрольная работа

Описание работы

Большой интерес представляют политические устремления Сперанского, послужившие теоретическим фундаментом всех его реформ. Изучение политической теории Сперанского дает возможность не только понять направление развития политико-правовой мысли в первой половине 19 века, но и получить представление об общем состоянии общественной жизни со всей сложностью ее социальных и политических проблем.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..2
1. Понятие наследования………………………………………………….3
2. Наследование по завещанию……………………………….…………..7
3. Наследование по закону……………………………….………………..8
Заключение………………………………………………………………….9
Библиографический список…………………..…………………

Файлы: 1 файл

контрольная работа - 1 семестр 2012 г..docx

— 46.23 Кб (Скачать файл)

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему:

«Государственно-правовая концепция М.М. Сперанского»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

с.

Введение……………………………………………………………………..2

1. Понятие наследования………………………………………………….3

2. Наследование по завещанию……………………………….…………..7

3. Наследование по закону……………………………….………………..8

Заключение………………………………………………………………….9

Библиографический список…………………..…………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Место и роль Сперанского  в истории преобразований отечественной  государственности и формировании правительственной законодательной  политики являются общепризнанными  и имеют непреходящее значение.

Государственно-правовые идеи Сперанского и совершенные им преобразования в различных областях государственного управления оказались  значимыми не только для своего времени, но сохраняют актуальность и в  настоящем. Современная юридическая  наука и практика постоянно сталкивается с проблемами, подобные которым решались Сперанским в начале 19 века. Это такие  важнейшие вопросы государства  и права, как адаптация принципа разделения властей и создание системы  обособленных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, формирование  и организация деятельности Государственного совета, обеспечение  законности в деятельности всех ветвей государственной власти, эффективной  взаимодействие центрального и регионального  управления, повышение уровня правового  сознания общества, общей, и в том  числе правовой культуры, совершенствование  юридической техники и законотворческого  процесса.

Большой интерес представляют политические устремления Сперанского, послужившие теоретическим фундаментом  всех его реформ. Изучение политической теории Сперанского дает возможность  не только понять направление развития политико-правовой мысли в первой половине 19 века, но и получить представление  об общем состоянии общественной жизни со всей сложностью ее социальных и политических проблем.

Осуществленные по проектам Сперанского преобразования способствовали ускорению политической модернизации. Учение Сперанского, творчески развитое его последователями, в известной степени стало идейно-теоретической основой государственных реформ 1860-1870 гг.

  1. Идейные основы политико-правовой доктрины М.М. Сперанского

Учение о праве и  государстве М.М. Сперанского основано на его глубоких познаниях в политических теориях как античных, так и  современных ему европейских  философов. Сперанский как мыслитель  сформировался в начале XIX века, отмеченного  либерализацией общего социально-политического  курса в стране и зарождением  правительственного конституционализма. Он испытывал влияние французских  просветителей, немецкой исторической школы права, а также английских философов и экономистов. Кроме  того, заметно также влияние антикрепостнических  взглядов некоторых российских государственных  деятелей и философов.

Историческим контекстом, в котором сформировалось политико-правовое мировоззрение мыслителя, был послепетровский "раскол России на две субкультуры", или, по словам, Н.М. Карамзина, "на древнюю  и новую Россию". Именно это "во многом предопределило мысль и деятельность М.М. Сперанского", сообщив его  мировоззрению противоречивый характер, для которого характерны, с одной  стороны, политический либерализм, а  с другой - правовой консерватизм. Консервативный характер правового учения мыслителя, который ставит под сомнение однозначность  традиционного образа М.М. Сперанского  как "правоверного" либерала-реформатора, и был, вероятно, одной из причин забвения его правовых идей.

Рассмотрим степень влияния  на мировоззрение М.М. Сперанского  естественно-правовой теории. Как известно, французские философы XVIII века апеллировали к разуму как к единственному судье над всем сущим. Сперанский не разделял веры просветителей во всемогущество разума и выступал с критикой рационализма. В одной из своих проповедей (1791) он говорил: "Разум даст наилучший чертеж для образования общества, напишет наилучшие законы, предусмотрит неудобства, ограничит силу властей, проведет черту порядка и подчинения; но, имея развращенное сердце, он первый введет замешательство и безначалие, первый разорвет те священные узы, коими связуются выгоды сочленов, и, словом, первый готов будет разрушить собственное свое произведенье".

Основой политической конструкции  у представителей естественно-правовой школы был лишенный социальных связей "естественный человек". Он рассматривается  как носитель естественных прав, а  соответствующее ему состояние - как предпосылка образования  государства. Существенным моментом "естественного  состояния" было всеобщее равенство  сил и прав.

Сперанский рассуждал  иначе: "Если бы государство могло  быть одно на свете и составлено из людей равно мощных или равно  справедливых, тогда не было бы никакой  нужды в правительстве, тогда  каждый наслаждался бы в совершенной  независимости личными своими силами. … Силы нравственных существ распределены им от бога по его правде". Отрицание "естественных законов" (в их просветительском понимании) должно было привести Сперанского  к отрицанию и "естественного  состояния" и "естественных прав". Поэтому, рассуждая в записке "О  коренных законах государства" о  происхождении различных форм власти, о договорах между правительством и народом, он не говорит о правах вступающих в соглашение членов общества. Он пишет: "Нет права естественного, но есть положения естественные". А что есть "естественные положения" дает представление следующее высказывание: "Гнев вообще есть чувствие сильное, жестокое, стремительное. Когда душа колеблется сею страстью, человек разрывает, кажется, все союзы свои …и, одним шагом перешел все расстояние, разделяющее его от природы, он возвращает вдруг все первобытные свои права независимости и свободы". Таким образом, в естественном состоянии человек прежде всего зверь и нет ничего общего между "первобытными правами" Сперанского и "естественным правом" просветителей.

Что же касается политического  учения И. Канта, то отдельные ее стороны (защита абсолютизма, отрицательное  отношение к революционным преобразованиям  и т.п.) ему импонировали.

Довольно значительным было влияние на У. Блекстона, А. Смита, Д. Юма, И. Бентама. Здесь присутствует критика "естественного состояния", существует развитая экономическая  теория. Сперанский, особенно в своих  ранних произведениях, обильно цитировал  Бентама - в их взглядах на политику было много общего. Однако их воззрения  отождествлять нельзя.

Основной элемент учения Бентама - учение о пользе. Частный  интерес провозглашается основой  общего интереса: Бентам говорит о  тождественности того и другого, что человеческая любовь - просвещенный эгоизм и заменяет понятие "общего блага" понятием наибольшего счастья  наибольшего числа людей.

Взгляды Сперанского и  Бентама были взаимопротивоположны именно в определении значения принципа пользы. "Движение всех обществ слагается  подобно круговому движению физических тел, из двух различных сил: силы, нудящей  волю по известному направлению к  общему добру, и силы самолюбия или  частного интереса, увлекающей его  к натуральному его средоточию - к собственной пользе. Доколе силы сии содержатся в равновесии, дотоле общество движется в тишине и все лица, его составляющие, пользуются миром общественным".

Существенной чертой мировоззрения  М.М. Сперанского была глубокая, доходящая  до мистицизма религиозность. Такое  представление о роли и значении Бога, какое мы находим у Сперанского, делает невозможным всякое сближение  его с теоретиками естественно-правовой школы.

Бог для него Создатель  и верховный законодатель природы  и человека. Законы, данные Богом, Сперанский разделял на три группы: законы природы, разума (законы "физические") и  законы нравственности.

Физические и нравственные законы различаются, согласно учению Сперанского, по характеру и объекту действия. Физические законы действуют в природе (включая сюда и человека) и определяются самой природой. Они неизменяемы  и всегда единообразны, рационально  познаваемы. Нравственные законы действуют  только на человека и не обладают той  обязательной силой, какой обладают законы "физической природы". Они  иррациональны, поскольку в "законах  нравственных (бог) имеет своего представителя (в человеке) - совесть". Для выяснения  содержания нравственных законов Сперанский обратился к рассмотрению "человеческой природы". Для Сперанского "человеческая природа" - понятие абстрактное, хотя и характеризуется рядом конкретных признаков. Это представление о "человеке вообще", в котором он находил  два взаимопротивоположных начала - самолюбие и любовь. "Самолюбие  все ищет привлечь к себе, любовь сливает счастье наше со счастьем других. Самолюбие всегда исключительно  и отдельно, любовь общительна и  союзна". Так как "начало самолюбия  и отдельности как совершенно противное нравственному чувству  совести не может быть признано законом нравственным", основная этическая норма (нравственный закон) - любовь.

Свобода политическая и свобода  гражданская - одна из основных тем  размышления Сперанского, он раскрывал  понятия политической и гражданской  свободы, политического рабства  и гражданского рабства.

Права и свободы являются важнейшим условием любого общества. В этом Сперанский придерживался  взглядов Аристотеля, у которого научное  понимание политики предполагает развитые представления о нравственности и знании этики. Одним из основных политических взглядов Аристотеля заключается  в том, что политическая справедливость возможна только между свободными и  равными людьми. Соответствие закона политической справедливости и праву  Аристотель считал важнейшим составным  моментом политического качества закона. Право должно найти свое выражение, воплощение соблюдение в законе. Иначе, считал, Аристотель, происходит отход  от политических форм правления к  деспотизму. Политическое правление, согласно концепции Аристотеля, это правление  закона, а не людей. Соглашаясь в  этом с Аристотелем, Сперанский отвергал политический идеал Платона (правление  философов) и утверждал, что именно законы, а не люди должны управлять  обществом. М. М. Сперанский имел полную возможность изучить русскую действительность, реальную и духовную обстановку разных классов. Поэтому Сперанский являлся убежденным сторонником законности и права в государстве, поэтому он так настойчиво проводил мысль о "коренных" законах, которым все сверху донизу должны подчиняться. Хорошее понимание настоящего положения вещей и знание исторического прошлого, сделало из Сперанского убежденного сторонника "истинной монархии".

Таким образом, мировоззрение  М.М. Сперанского не укладывается в  рамки какого-либо из современных  ему политических учений.

  1. Учение о праве: теоретические проблемы законодательной деятельности

М.М. Сперанский рассматривает  право как историческое явление, необходимо сопровождающее общество на всех этапах его развития - от семейного  и родового союзов до гражданского общества и государства. В объяснении исторического происхождения права  Сперанский заимствует комплекс идей немецкой исторической школы права.М. М. Сперанский использует, прежде всего, известное сравнение процесса образования  права с происхождением языка  как двух органических порождений "народного  духа". "Право, - утверждает М.М. Сперанский, - образуется в обществе как язык, потребностями общественной жизни". Право исторически конкретного  общества, по мнению М.М. Сперанского, созидается "народным духом" и направляется в своем развитии Божественным промыслом.

Вместе с тем факт исторической обусловленности права создавшими его внутренними "природными силами" народа не освобождает право от нравственной оценки, способность к которой  определяется нравственной природой человека. По мнению М.М. Сперанского, только при  условии нравственной оправданности  права его предписания будут  обязательны для христианской совести. Нравственный закон имеет сверхъестественный источник в разуме Верховного Законодателя, который даровал людям заповедь для оценки нравственного достоинства  формальных предписаний общежительного закона. Он сотворил человека имеющим  совесть - "око Божие в душе человека", которая способна воспринимать нравственно-религиозное содержание права и обеспечивать внутреннюю обязательность его императивов.

Архивные рукописи М.М. Сперанского  позволяют также сделать вывод  о том, что он стоит у истоков  социологического объяснения права. М.М. Сперанский подчеркивает консенсуальный характер права: именно согласие составляет его сущность. Право в его представлении - это являющаяся результатом общественного согласия мера свободы, присвоенная лицу и удостоверенная положительным законом. Закон же есть общее правило, оформляющее общественное согласие и устанавливающее его защиту.

Участвуя в кодификационной  деятельности, будучи фактически руководителем  Второго отделения Собственной  Его Императорского Величества Канцелярии (1826 год), М.М. Сперанский имел возможность  практически осуществить свои воззрения. Из двух возможных подходов к кодификации  права - сведения всех существующих (действующих  и действующих) законов воедино  и без изменений или отделение  нового Уложения - был выбран первый (образцом для будущего Свода стал кодекс Юстиниана). Юридическая техника  для составления Свода основывалась на методике, разработанной М. Бэконом: а) статьи Свода, основанные на одном  действующем указе, излагать теми же словами, которые содержатся в тексте и без изменений, б) статьи, основанные на нескольких указах, излагать словами  главного указа с дополнениями и  пояснениями из других указов, в) под  каждой статьей давать ссылки на указы, в нее вошедшие, г) сократить многосложные тексты законов, д) из противоречащих друг другу законов выбирать лучший или  более поздний. Свод законов должен был состоять из восьми разделов:

- основные государственные законы (т. 1, ч. 1);

- учреждения: а) центральные (т. 1, ч. 2), б) местные (т. II), в) устав о государственной службе (т. 111);

- "законы правительственных сил": а) устав о повинностях (т. IV), б) устав о податях и пошлинах (т. V), в) устав таможенный (т. VI); г) уставы монетный, горный и о соли (т. VII), д) уставы лесной, оброчных статей и счетные;

Информация о работе Государственно-правовая концепция М.М. Сперанского