Государственно-правовые взгляды Николлы Макиавелли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 22:26, реферат

Описание работы

Свои политические взгляды Макиавелли изложил и работах «Государь» и «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия». Эти произведения являются единственными в своем роде трактатами о практической политике. По Макиавелли высшее право политики и главная ее проблема найти тот образ действий, который соответствует характеру времени и обстоятельствам в момент принятия решения.

Файлы: 1 файл

Макиавелли.docx

— 25.85 Кб (Скачать файл)
  1. Государственно-правовые взгляды Николлы Макиавелли.

 

      Николло Макиавелли /1469 – 1527 г.г./ - общественный деятель, историк, выдающийся политический мыслитель.

Свои политические взгляды  Макиавелли изложил и работах  «Государь» и «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия». Эти произведения являются единственными в своем  роде трактатами о практической политике. По Макиавелли высшее право политики и главная ее проблема найти тот образ действий, который соответствует характеру времени и обстоятельствам в момент принятия решения. 
 
Главный объект изучения Макиавелли – государство. Это он впервые ввел термин «государство». До него мыслители опирались на такие термины, как: город, империя, королевство, республика, княжество… 
 
     Макиавелли долгое время был должностным лицом флорентийской республики, имеющим доступ к ряду государственных тайн.

Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его политическое учение свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных  ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях об интересах и стремлениях участников политической жизни. Макиавелли утверждал, что изучение прошлого дает возможность  предвидеть будущее или по примеру  древних определить средства и способы  действий, полезных в настоящем. "Чтобы  знать, что должно случиться, достаточно проследить, что было... Это происходит от того, — пояснял Макиавелли, —  что все человеческие дела делаются людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти  и поэтому они неизбежно должны давать одинаковые результаты".

Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение  между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает  в ненависть, а любовь — в презрение. В творчестве Макиавелли мотивы социальной психологии впервые осмыслены как  важный факт политики.

В центре внимания Макиавелли — реальная способность  правительства повелевать подданными. В книге "Государь" и других сочинениях содержится ряд правил, практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и стремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной ему практики итальянских и других государств.

Целью государства  и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. "Человек, которого лишают какой-либо выгоды, никогда не забывает этого: достаточно малейшей надобности, чтобы напомнить ему это; а  так как его надобности возобновляются с каждым днем, то он вспоминает это  каждый день". Самое опасное для  правителя, неустанно повторял Макиавелли, — посягать на имущество подданных, это неизбежно порождает ненависть (а ведь никогда не ограбишь так, чтобы не осталось и ножа). "Даже когда государь считает нужным лишить кого-либо жизни, он может сделать  это, если налицо подходящее обоснование  и очевидна причина, но он должен остерегаться посягать на чужое добро... Люди скорее забудут смерть отца, чем потерю наследства".

Незыблемость  частной собственности, как и  безопасность личности, Макиавелли называл  благами свободы, считал целью и  основой прочности государства. По его учению, блага свободы наилучшим  образом обеспечены в республике. В свободных землях и странах, рассуждал Макиавелли, богатства  все время увеличиваются: "Ибо  каждый человек в этих странах, не задумываясь, приумножает и приобретает  блага, которыми рассчитывает затем, свободно пользоваться. Следствием этого оказывается  то, что все граждане, соревнуясь друг с другом, заботятся как о  частных, так и об обще-. ственных интересах и что общее их благосостояние на диво растет".

Макиавелли  воспроизводит идеи Полибия о  возникновении государства и  круговороте форм правления; вслед  за античными авторами он отдает предпочтение смешанной (из монархии, аристократии и демократии) форме. Особенность  учения Макиавелли в том, что смешанную  республику он считал результатом и  средством согласования стремлений и интересов борющихся социальных групп. "В каждой республике всегда бывают два противоположных направления: одно — народное, другое — высших классов; из этого разделения вытекают все законы, издававшиеся в интересах  свободы".

Предпосланные всему учению о государстве рассуждения  о природе человека (индивида) Макиавелли существенно дополняет исследованием  общественной психологии социальных групп, борющихся за влияние в государстве. В Древнем Риме смешанная республика сложилась в результате борьбы и  компромиссов народа и аристократии, но их непримиримые распри вокруг аграрного  закона погубили республику. В истории  Флоренции раздоры простого народа (пополанов) и знатных людей (нобилей) с самого начала носили бескомпромиссный характер; этим обусловлена непрочность  флорентийской республики.

Макиавелли  стремился опровергнуть общее мнение историков о порочности народа. Народные массы постояннее, честнее, мудрее и  рассудительнее государя. Если единоличный  правитель лучше создает законы, устраивает новый строй и новые учреждения, то народ лучше сохраняет учрежденный строй.

Народ нередко  ошибается в общих вопросах, но очень редко — в частных. "При  избрании должностных лиц, например, народ делает несравненно лучший выбор, нежели государь". Даже взбунтовавшийся  народ менее страшен, чем необузданный тиран: мятежный народ можно уговорить  словом — от тирана можно избавиться только железом; бунт народа страшен  тем, что может породить тирана, —  тиран уже наличное зло; жестокость народа направлена против тех, кто может  посягнуть на общее благо, "жестокость государя направлена против тех, кто, как  он опасается, может посягнуть на его собственное, личное благо".

От народа отличается знать. "Нет города, где  не обособились бы эти два начала: знать желает подчинять и угнетать народ, народ не желает находиться в  подчинении и угнетении". Если бы не сопротивление народа, аристократы  античного Рима погубили бы свободное  государство лет на триста раньше; честолюбивые устремления знати  — источник беспокойства и смут в государстве.

Макиавелли  все же считал знать неизбежной и  нужной частью государства. Из среды  аристократов выдвигаются государственные  деятели, должностные лица, военачальники; совершенное подавление пополанами флорентийских нобилей, писал Макиавелли в "Истории Флоренции", привело  к угасанию воинской доблести и душевного  величия, а тем самым — к  ослаблению и унижению Флоренции.

Свободное государство должно быть основано на компромиссах народа и знати; суть "смешанной  республики" в том и состоит, что система государственных  органов включает аристократические  и демократические учреждения, каждое из которых, выражая и защищая  интересы соответствующей части  населения, сдерживает посягательства на эти интересы другой его части.

Вместе с  тем Макиавелли с ненавистью отзывался  о феодальном дворянстве и призывал к его уничтожению. "Дворянами  именуются те, кто праздно живет  на доходы со своих огромных поместий, нимало не заботясь ни об обработке  земли, ни о том, чтобы необходимым  трудом заработать себе на жизнь. Подобные люди вредны во всякой республике и  в каждой стране. Однако самыми вредными из них являются те, которые помимо указанных поместий владеют замками  и имеют повинующихся им подданных".

Засилье дворян, которыми переполнены Неаполитанское королевство, Римская область, Романья, Ломбардия, мешает возрождению Италии. Из-за дворян там не было ни республики, ни политической жизни; "подобная порода людей — решительный враг всякой гражданственности". "Желающий создать  республику там, где имеется большое  количество дворян, не сумеет осуществить  свой замысел, не уничтожив всех их до единого".

На пути к созданию будущей свободной  Итальянской республики много препятствий  — считал Макиавелли. Освобождение страны от иноземных войск и наемников, от мелких тиранов и многочисленных дворян, от папского государства и интриг католической церкви, поддерживающей раздробленность страны, требует крайних мер, проводимых абсолютной и чрезвычайной властью единоличного правителя, уничтожающего укоренившиеся пороки, учреждающего мудрые законы и порядки. Этой проблеме посвящено наиболее известное произведение Макиавелли "Государь" (в иных переводах — "Князь"; дословно — "О принцепсе").

Законодательству  и праву Макиавелли придавал большое  значение: благодаря законам Ликурга  Спарта просуществовала 800 лет. Ненарушимость  законов он связывал с обеспечением общественной безопасности, а тем  самым спокойствия народа: "Когда  народ увидит, что никто ни при  каких обстоятельствах не нарушает данных ему законов, он очень скоро  начнет жить жизнью спокойной и довольной". Но для Макиавелли право — орудие власти, выражение силы.

Во всех государствах основой власти "служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы". Поэтому главным  помыслом, заботой и делом правителя  должны стать война, военная организация  и военная наука, "ибо война  есть единственная обязанность, которую  правитель не может возложить  на другого". Макиавелли — против наемных войск; создание армии, состоящей  только из итальянцев, он рассматривал как одно из первоочередных условий  создания общенационального государства.

Макиавелли  считается одним из основоположников науки политологии. В его произведениях  политика (учреждение, организация  и деятельность государства) рассматривалась  как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые  должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из священного писания  или сконструированы умозрительно. Такой подход к изучению государства  был большим шагом вперед в  развитии политико-правовой теории*.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Макиавелли – один из самых трудных для понимания и истолкования мыслителей. Не случайно уже на протяжении четырех с половиной столетий вокруг его основного произведения «Государь» ведутся полемические бои, а его доктрина и взгляды спрессовались в резко негативный термин 
«Макиавеллизм» - синоним политического коварства, двуличия, лицемерия, предательства, жестокости и т.д.

Идеологи  относятся к личности и к произведениям  Макиавелли противоречиво. С одной  стороны – резко негативно, за то, что он беспощадно и безжалостно  раскрывал механизмы политической власти, ее средства, задачи и цели, за то, что он доводил логику развития своей эпохи и своего класса до конца. С другой стороны из Макиавелли делают политического мыслителя  и политического деятеля, мысли  и дела которого якобы пригодны во все времена и во всех обстоятельствах.

Политические  правовые идеи в древнем Китае.

 
Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI-III вв. до н. э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек за собой возвышение зажиточных слоев, ослабление патриархальных клановых связей и углубление социальных противоречий. Возникает ожесточенная борьба за власть между имущественной и наследственной аристократией. Чжоуская монархия, державшаяся благодаря авторитету родовой знати, распадается на многочисленные враждующие между собой государства. Страну охватывает затяжной политический кризис. 
 
В поисках выхода из него идеологи противоборствующих классов выдвигают программы мероприятий, которые позволили бы упрочить положение представляемых ими слоев и обеспечить политическую стабильность. В общественно-политической мысли складываются различные направления и школы. Развивавшиеся на основе предшествующей религиозной мифологии, они нередко использовали одни и те же представления (например, о божественной природе неба, о законе дао), изменяя их соответственно своим программам. Наиболее влиятельными политическими учениями Древнего Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм. 
 
Возникновение даосизма традиция связывает с именем полулегендарного мудреца Лао-цзы, жившего по преданию в VI в. до н.э. Ему приписывают составление канонического трактата "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ"). 
 
Идеология раннего даосизма отражала воззрения мелковладетельной знати и общинной верхушки, их протест против чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата и расширения государственной деятельности. Утратившие свое былое влияние, эти слои добивались реставрации патриархальных порядков. 
 
В основе учения лежит понятие "дао" (что в переводе означает -путь). Оно было заимствовано из традиционных китайских верований, где означало правильный жизненный путь человека или народа, соответствующий велениям неба. 
 
Существующие в обществе недостатки даосы объясняли тем, что люди, предавшись суетным желаниям, отошли от первоначальной простоты, разорвали естественные узы, скреплявшие их с землей, и вместо мудрости полагаются на знания. Причиной общественных неурядиц является переход от изначального слияния человека с дао к развитию его способностей и знаниям. 

       Наиболее влиятельной доктриной в истории политической мысли Китая являлось конфуцианство. Родоначальник этого направления Конфуций (551-479 гг. до н.э.). защищал интересы слоев, стремившихся примирить имущественную и наследственную знать. Изречения мыслителя собраны его учениками в книге "Лунь юй" ("Суждения и беседы"). 
 
Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала.  
 
Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем - "сыном неба" Вслед за сторонниками правления знатных Конфуций утверждал, что деление людей на "высших" и "низших" не может быть устранено. Отличие его взглядов от воззрений наследственной знати состояло в том, что Конфуций выделял благородных не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям. Благородный муж в учении Конфуция - это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали.  
 
       Идеи правления знатных у Конфуция носили ярко выраженный компромиссный характер: представления, типичные для идеологии наследственной знати (признание врожденных различий между людьми, их градация на "высших" и "низших"), сочетались у него с положениями, открывавшими доступ к государственному аппарату неродовитой общинной верхушке. 
 
        В целом уже ко II в. до н. э. официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения как легизма, так и конфуцианства, причем последнему нередко, по существу, отводилась роль привлекательного фасада и прикрытия. Подобный идейно-теоретический симбиоз различных концепций управления и правопонимания сыграл значительную роль во всем последующем развитии государства и права в Китае.

 

 
   



 
 

 


Информация о работе Государственно-правовые взгляды Николлы Макиавелли