Государственное управление в области противодействия экстремистской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 01:00, реферат

Описание работы

Проблема распространения экстремизма в Российской Федерации является одним из факторов, угрожающих национальной безопасности и целостности государства. Если терроризм, бесспорно, отвергается обществом, то экстремизм-ключевой элемент разрушения основ конституционного строя, все еще воспринимается гражданами как вполне допустимый инструмент политического противостояния.
В настоящее время проявления экстремизма ощущаются практически во всех сферах общественной жизни: политике, межнациональных и меконфессиональных отношениях, культуре. Экстремизм носит многогранный характер, а потому выступает дестабилизирующим фактором в жизни государства и общества.

Файлы: 1 файл

улетова реф.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 Проблема  распространения экстремизма в  Российской Федерации является  одним из факторов, угрожающих  национальной безопасности и  целостности государства. Если  терроризм, бесспорно, отвергается обществом, то экстремизм-ключевой элемент разрушения основ конституционного строя, все еще воспринимается гражданами как вполне допустимый инструмент политического противостояния.

   В настоящее  время проявления экстремизма  ощущаются практически во всех  сферах общественной жизни: политике, межнациональных и меконфессиональных отношениях, культуре. Экстремизм носит многогранный характер, а потому выступает дестабилизирующим фактором в жизни государства и общества.

 Актуальность проблем, связанных с экстремистскими проявлениями не вызывает какого-либо сомнения. Экстремизм стал реальностью современного мира, негативные последствия его проявлений в той или иной мере испытывают на себе все государства. Не является, разумеется, в этом плане исключением и Россия, где экстремистская нетерпимость отрицает этническое и религиозное многообразие, составляющее важнейший фактор исторического развития страны, подрывает принципы суверенной демократии, ведет к нарушению прав человека, угрожает стабильному сосуществованию наций и социальных групп в российском обществе, препятствует достижению гражданского согласия, утверждению и развитию демократических ценностей. Принимаемые национальными государственными органами меры оказываются пока малоэффективными и, соответственно, экстремизм превратился в одну из наиболее значимых проблем российского общества.  

   Очевидно, что экстремизм представляет прямую угрозу конституционному строю, разрушает целостность и безопасность любой страны, подрывает идеи равноправия людей независимо от их социальной, идеологической, политической, расовой, национальной, религиозной принадлежности. Расширение географии и увеличение опасности экстремизма, неурегулированность порождающих экстремизм региональных и локальных вооруженных конфликтов, растущее участие структур транснациональной организованной преступности в осуществлении международной террористической деятельности, расширение масштабов незаконного оборота наркотиков и оружия представляют в современных условиях глобальную угрозу для международного мира и безопасности.

   С учетом того, что уровень опасности экстремизма продолжает оставаться достаточно высоким, и в связи с формированием новой правовой базы в сфере противодействия ему можно констатировать наличие реальной потребности в изучении экстремистской деятельности через призму уголовной ответственности, так как уголовно-правовое воздействие является одним из ведущих государственных правоохранительных средств. Все это свидетельствует о необходимости дальнейшего исследования проблем уголовной ответственности за осуществление экстремистской деятельности.

 

 

1.1 Экстремизм: сущность и основные  понятия

   Пункт 1 статьи 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ (с изменениями от 27 июля 2006 г., 10 мая, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г.) относит к экстремистской деятельности следующие деяния:

   «Экстремистская деятельность (экстремизм):

   – насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

   – публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

   – возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

   – пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

   – нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

   – воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

   – воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

   – совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации1;

   – пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

   – публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

   – публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» и являющихся преступлением;

   – организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

   – финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг»2.

   экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

   экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы;

   Среди направлений и форм экстремистской деятельности, можно выделить следующие:

– возбуждение вражды посредством прямых или завуалированных призывов к насилию;

– публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, включая призывы к насильственному свержению основ конституционного строя и призывы к агрессивной войне;

– унижение человеческого достоинства по признаку отношения к религии или национальности, оскорбление религиозных или национальных чувств людей; возбуждение вражды посредством прямых или завуалированных призывов к насилию по отношению к религиозной, национальной или иной социальной группе;

– пропаганда или оправдание терроризма, геноцида, расизма, агрессивных войн;

– организация экстремистского сообщества;

– иные направления и формы экстремистской деятельности.

 

Государственное управление в области противодействия экстремистской деятельности.

В общем случае, государственное управление в конкретной области общественных отношений – это вид государственно-властной деятельности, содержанием которой является правовое обеспечение и реализация государственных полномочий в указанной области общественных отношений, включая правовое регулирование, выработку и правовое закрепление, обеспечение и реализацию последовательностей и комплексов управленческих решений и установленных законом инструментов (мер, механизмов и средств) государственно-правового воздействия в отношении различных сегментов предметной области регулирования, государственный надзор и контроль за соблюдением законности и осуществление правоохранительной деятельности в указанной области.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (с последующими изменениями), противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

– принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

– выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности.

При этом противодействие экстремистской деятельности должно основываться на следующих принципах (статья 2 указанного Федерального закона): 1) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организации; 2) законность; 3) гласность; 4) приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации; 5) приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности; 6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности; 7) неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Исходя из смысла части 1 статьи 21, частей  1 и 2 статьи 19, частей 5, 1 и 2 статьи 13, части 2 статьи 19, части 2 статьи 29, части 3 статьи 55, статьи 14 Конституции Российской Федерации, а также преамбулы, статей 1, 2 и 3 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», обоснованно предложить следующее определение указанного выше понятия.

Государственное управление в области  противодействия экстремистской деятельности – осуществляемая в целях охраны и защиты достоинства личности, коллективного достоинства национальностей и этнических групп, религиозных и иных социальных групп, достоинства всего многонационального народа Российской Федерации, недопущения религиозной, национальной, расовой и социальной ненависти и вражды, унижения личного и коллективного достоинства по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, охраны и защиты основ конституционного строя и общественной нравственности, обеспечения целостности, безопасности и обороны Российской Федерации государственно-властная деятельность, содержанием которой является правовое обеспечение и реализация государственных полномочий в указанной области общественных отношений, включая правовое регулирование, выработку и правовое закрепление, обеспечение и реализацию последовательностей и комплексов управленческих решений и установленных законом инструментов (мер, механизмов и средств) государственно-правового воздействия в отношении различных сегментов предметной области регулирования, государственный надзор и контроль за соблюдением законности и осуществление правоохранительной деятельности в указанной области, включая:

– выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

– обеспечение равенства всех перед законом и судом, равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

– принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, включая воспитательные меры;

– выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности;

– содействие предотвращению, демпфированию и разрешению межрелигиозных и межнациональных конфликтов;

– обеспечение гарантий выполнения конституционных требований о недопустимости установления какой-либо религии или идеологии в качестве государственной или обязательной.

Инструменты противодействия экстремистской деятельности, дополнительно к установленным Уголовным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях мерам ответственности, согласно Федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности»:

– объявление руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности (статья 6);

– вынесение общественному или религиозному объединению либо иной организации в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности, в том числе в деятельности хотя бы одного из их региональных или других структурных подразделений, признаков экстремизма, предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующими общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, в установленном настоящим Федеральным законом порядке соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежит ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету (статья 7);

Информация о работе Государственное управление в области противодействия экстремистской деятельности