Государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Государственное управление - один из видов социального управления. Слово «управление» употребляется в нашей жизни довольно часто. Например, управление лошадью, столовой, автомобилем, парикмахерской, государством, отраслью. Таким образом, термин «управление» - довольно широкий определенной сферой, и применяется в различных значениях. Слово одно, смысл вкладывается в него разный.

Содержание работы

1. Понятие государственного управления
1.1 Понятие и признаки государственного управления
1.2 Виды государственного управления
2. Содержание государственного управления
2.1 Принципы государственного управления
2.2 Функции государственного управления
2.3 Формы и методы государственного управления
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

теория управления.docx

— 40.78 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Понятие государственного  управления

1.1 Понятие и признаки  государственного управления

1.2 Виды государственного  управления

2. Содержание государственного  управления

2.1 Принципы государственного  управления

2.2 Функции государственного  управления

2.3 Формы и методы государственного  управления

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие государственного  управления

1.1 Понятие и  признаки государственного управления

Государственное управление - один из видов социального управления. Слово «управление» употребляется  в нашей жизни довольно часто. Например, управление лошадью, столовой, автомобилем, парикмахерской, государством, отраслью. Таким образом, термин «управление» - довольно широкий определенной сферой, и применяется в различных  значениях. Слово одно, смысл вкладывается в него разный. Поэтому в науке различают несколько видов управления:

- техническое управление - управление автотранспортными  средствами, технологическими процессами;

- биологическое управление - управление развитием растений, животных;

- социальное управление - управление поведением людей.

Изучением управления занимаются различные науки.

Управление тесно связано  с властью. Власть (авторитет) необходима для того, чтобы управляемые слушались управляющего, подчинялись его воле.

Административное право  в целом регулирует не социальное управление, а только государственное.

    Государственное управление - часть, один из видов социального управления. Субъектом государственного управления являются не просто люди (народ), а государственные организации, государственный аппарат. Объект, по существу, тот же - люди, их действия, поведение, совместный труд.

Для государственного управления характерны все признаки социального. Вместе с тем, государственное управление имеет и свои особые признаки.

Государственное управление - отдельный вид государственной  деятельности, предназначенный для  исполнения законов, актов Президента, иных правовых актов путем распорядительства, организационной работы, осуществления материально-технических действий с целью воздействия управляющих на управляемых, для того, чтобы направить по желаемому для управляющих, общества, государства и самих управляемых руслу.

Государственное управление является отдельным видом государственной  деятельности наравне с законодательной, судебной деятельностью, прокурорским надзором.

Государственное управление осуществляется государственными органами и, в первую очередь, - органами государственного управления (исполнительной власти). Оно  имеет публичный характер, политический оттенок и является государственно-властным.

Публичность управления подчеркивает его государственный характер в  отличие от общественного и частного. Общественное и частное управление осуществляется не от имени государства, а от имени общественной организации, коллектива людей (или одного человека).

Одной из особенностей государственного управления является то, что оно  государственно-властно. Наличие этого признака свидетельствует о возможности применения мер государственного принуждения в процессе осуществления управления. Некоторые ученые рассматривают управление как осуществление организованного принуждения, как реальное использование силы при реализации государственных задач.

Государственная властность ощущается во всех проявлениях управления. Наиболее очевидна она в издании  правовых актов, привлечении к ответственности. Органы государственного управления обладают самыми широкими (по сравнению с  другими государственными органами) правами и возможностями по применению принуждения (власти). Государственное  управление не может обойтись и без  материально-технических действий. Это - делопроизводство, составление  статистических отчетов, справок, обобщение  материалов, рассылка корреспонденции, введение соответствующей информации в компьютер и получение ее и т. п.

Следовательно, основными  частями, составными элементами государственного управления являются:

1) организационные действия;

2) материально-технические  действия;

3) издание правовых актов  и совершение иных юридически  значимых действий;

 4) заключение договоров.

Государственное управление имеет не только государственный, но и правовой характер. Оно осуществляется на основании права и в рамках права. Административное право определяет права и обязанности субъектов  и в сфере управления, формы  и методы осуществления этой деятельности. Иные виды социального управления не огосударствлены и не регулируются нормами административного права так, как государственное управление не исключается усмотрение, однако оно возможно в пределах, допускаемых нормами права. Правовое регулирование присутствует и в управлении частными предприятиями, но это не превращает его в государственное управление, а лишь свидетельствует о некотором (частичном) вмешательстве государства в частнопредпринимательскую деятельность.

1.2 Виды государственного  управления

Несмотря на общность признаков  государственного управления, оно не однородно, ибо осуществляется на разных уровнях, на которых не одинаков территориальный  масштаб, решаются различной значимости вопросы и т.д. В связи с этим в государственном управлении можно  обнаружить:

1) общее (собственно) государственное  управление;

2) специальное государственное  управление, внутреннее (отраслевое), внешнее  функциональное (надведомственное) государственное управление;

3) внутриорганизационное  государственное управление;

4) местное управление;

5) местное самоуправление;

     6) государственное хозяйственное управление;

Все они являются разновидностями  государственного управления.

Государственное управление является основной деятельностью названных  органов. С этой целью они образованы и существуют. Главными направлениями  рассматриваемого управления являются определенные государственные области (сферы), предприятия, учреждения, организации, нижестоящие органы.

Государственное управление осуществляется и на местном уровне исполнительным аппаратом (органами) различных  министерств, государственных комитетов, т.е. республиканских органов, находящихся  на местах: в областях, районах, городах. Ими могут быть и органы межтерриториального значения. Такие органы в большей степени зависимы от вышестоящих органов, от органов, находящихся в центре. Последние образуют эти органы, назначают и смещают их руководителей, в любое время вправе пересмотреть компетенцию нижестоящих в сторону, как ее расширения, так и сужения. Они могут решить любой вопрос, входящий в компетенцию нижестоящих органов, всецело ответственны за дела «ведомства». Вправе отменять акты, принятые органами на местах, не только в связи с нарушением законности, но и по соображениям целесообразности. Отдельные органы на местах не обладают статусом юридического лица. Очевидна иерархическая подчиненность и полная зависимость органов на местах от центра.   

    Все названные выше органы на местном уровне осуществляют государственное управление потому, что в процессе его реализации решаются задачи (вопросы) не местного значения, а общегосударственного, но в пределах определенной территориальной единицы или на межтерриториальном уровне.

 

               

 

 

 2. Содержание государственного управления

2.1 Принципы государственного  управления

Государственное управление основывается на принципах. Под принципами понимаются определенные требования (правила), имеющие обязательный характер. Они  используются в целях улучшения  управления.

Существует два вида принципов, связанных с государственным  управлением: основные и специальные.

К основным относятся те принципы, которые закреплены в Конституции Республики Беларусь и иных основополагающих правовых документах и являются общими для всех отраслей (сфер) управления:

1) социальная направленность;

2) приоритетность человека, его прав и свобод;

3) законность;

4) гласность;

5) народность;

6) интернациональность;

7) сочетание централизации  и децентрализации, деконцентрация;

8) ответственность;

9) профессионализм;

10) научность.

Принцип социальной направленности государственного управления определяется социальной сущностью самого государства. Принцип приоритетности человека, его прав и свобод в государственном управлении в ней утверждается, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство берет на себя ответственность перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. В процессе государственного управления провозглашенные права и свободы человека и гражданина обретают реальность, гарантированность и защиту. Принцип законности предполагает, что государственное управление не только имеет исполнительный характер, но и в процессе осуществления строго основывается на действующем законодательстве.

Государственное управление урегулировано нормами права, т.е. имеет правовой характер, поэтому  может осуществляться лишь в дозволенных  рамках.

Принцип гласности означает, что граждане должны быть информированы об управленческой деятельности государственных органов.

Принцип народности определяется, в первую очередь, тем, что народ является единственным источников государственной власти, а следовательно, и исполнительной власти (государственного управления), а также участием граждан в осуществлении государственного управления.

Принцип интернациональности, т.е. равноправия национальностей в сфере государственного управления.

Принцип сочетания централизации и децентрализации означает, что в государственном управлении наличествует централизация и децентрализация.

Централизация проявляется  в осуществлении управления вышестоящими органами по отношению к нижестоящим, т. е. сверху вниз. Нижестоящими могут быть органы, организации, учреждения, не только находящиеся в иерархическом, субординационном подчинении, но и так называемые «подвластные» субъекты, по отношению к которым может осуществляться не целая система управленческий функций, а одна, например «руководство» либо «контроль», или несколько из них.

Децентрализация в государственном  управлении - это передача полномочий из центра органам местного управления и самоуправления, которыми являются местные исполнительные комитеты, местные  администрации, местные Советы депутатов. Местные Советы - областные, городские, районные, поселковые, сельские - не находятся  в иерархическом подчинении центральных  органов, исполнительные же комитеты и  местные администрации входят в  систему исполнительной власти, а  следовательно, иерархически подчинены Президенту Конечно, децентрализация предполагает самостоятельное осуществление закрепленных полномочий без вмешательства со стороны вышестоящих органов и отсутствие иерархической подчиненности центру.

Рассмотренную выше децентрализацию  следует назвать территориальной. Вероятно, существует и «ведомственная» децентрализация, которая проявляется в деятельности отделов и управлений, т.е. структурных подразделений местных исполкомов и администраций, а также в иных структурных подразделениях различных государственных организаций (например, администрация цеха какого-либо предприятия).

Принцип ответственности означает, что за ненадлежащее осуществление государственного управления предусматриваются различные виды юридической ответственности: дисциплинарной, административной, материальной, уголовной.

Важным принципом является профессионализм в государственном управлении. Осуществление государственного управления требует специальных знаний, профессиональной подготовки. Последняя предполагает наличие не только, например, экономического, юридического образования, но и знания науки управления. По общему признанию, подготовить в учебных заведениях управленца невозможно. Однако помочь ему познать то, что выработала наука управления и практика, можно.

Государственное управление должно основываться на науке. Наука об управлении направлена на рациональность, экономичность, эффективность государственного управления, достижение наибольших результатов при наименьших затратах. Она занимается вопросами наиболее рационального построения системы управления, выработки эффективных форм и методов управления, научной организации управленческого труда и целым рядом других вопросов, связанных с повышением результативности государственного управления. Наука способствует внедрению всего наиболее совершенного и прогрессивного в управление с целью создания оптимального функционирования и развития управленческой системы и достижения поставленных целей. Изучение государственного управления помогает обнаружить недостатки в управлении и подсказать пути их устранения. На научной основе должны строиться и иные виды государственной деятельности, ибо без науки не может быть прогресса, и не только в области государственного управления. Фактически наука присутствует на всех этапах управления, хотя бывают и субъективистские подходы, не проверенные на практике и не подтвержденные опытом.

Информация о работе Государственное управление