Государственное и муниципальное управление в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Одним из национальных проектов, реализуемых в настоящее время в России, является поддержка образования. Другими словами, образование - не на словах, а на деле - является государственным приоритетом. Государство заинтересовано в достижении современного качества образования и его всеобщей доступности. Это предполагает широкий и гибкий спектр образовательных услуг, отвечающих самым разным и притом динамично меняющимся потребностям граждан и работодателей, возможность выбора необходимых образовательных программ.
Важнейшее значение в достижении поставленных целей имеет эффективно выстроенная система управления образованием с четким разделением полномочий между уровнями власти.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного управления в сфере образования
Сущность, виды, механизмы государственного управления в сфере образования
Нормативно-правовые основы государственного управления в сфере образования
Проблемы государственного управления в сфере образования в Российской Федерации в целом
Глава 2. Анализ государственного управления в сфере образования
2.1. Анализ основных тенденций развития государственного управления в сфере образования Тюменской области
2.2. Система управления сферой образования в Тюменской области
2.3. Основные направления развития образования в Тюменской области
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по Теор.и мех ГУ.docx

— 95.31 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение            

Глава 1. Теоретические основы государственного управления в сфере  образования      

    1. Сущность, виды, механизмы государственного управления в сфере образования     
    2. Нормативно-правовые основы государственного управления в сфере образования           
    3. Проблемы государственного управления в сфере образования в Российской Федерации в целом       

Глава 2. Анализ государственного управления в сфере образования       

2.1.     Анализ основных  тенденций развития государственного  управления в сфере образования Тюменской области      

2.2.     Система  управления сферой образования в Тюменской области 

2.3.     Основные направления развития образования в Тюменской области 

Заключение                 

Список литературы                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из национальных проектов, реализуемых в настоящее время  в России, является поддержка образования. Другими словами, образование - не на словах, а на деле - является государственным  приоритетом. Государство заинтересовано в достижении современного качества образования и его всеобщей доступности. Это предполагает широкий и гибкий спектр образовательных услуг, отвечающих самым разным и притом динамично  меняющимся потребностям граждан и  работодателей, возможность выбора необходимых образовательных программ.

Важнейшее значение в достижении поставленных целей имеет эффективно выстроенная система управления образованием с четким разделением  полномочий между уровнями власти.

В настоящее время наша страна находится на пути коренных изменений политической и экономической  организации общества. Мы стремимся  к формированию гражданского общества и установлению рыночных отношений  во всех сферах хозяйственной деятельности. Исключением не должна стать и  система образования.

Степень разработанности  проблемы. Теории и практике управления образованием посвящены работы ученых А.П. Егоршина, Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, В.И. Зверевой, В.А. Караковского, В.Ю. Кричевского, Р.Х. Шакурова, Т.И. Шамовой и др. Необходимость совершенствования управления социально-педагогическими системами в современной России рассмотрена в трудах В.С. Лазарева, М.М. Поташника, П.И. Третьякова и др.

Цель курсовой работы состоит в проведении анализа государственного управления сферой образования в РФ и Тюменской области.

Достижение указанной  цели предусматривает решение следующих  задач:

выявить особенности законодательных  и организационных основ управления сферой образования РФ;

охарактеризовать особенности  управления образованием в Тюменской области;

проанализировать взаимодействие государственных образовательных учреждений Тюменской области с органами государственного управления.

Методологической и информационной основой исследования являются: современные  теории в управлении образованием, работы отечественных и зарубежных авторов в сфере управления образованием, законодательные и нормативные  акты. В процессе исследования использованы методы анализа, сравнительный метод, структурно-функциональный анализ, общенаучные  методы, наблюдение, анализ документов.

Объект исследования - процесс управления образованием в Российской Федерации.

Предмет исследования - анализ управления государственными образовательными учреждениями.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы ее цель и задачи, указана степень научной новизны, практическая значимость выполненной работы. В первой главе работы изучены законодательные и организационные основы управления сферой образования РФ. Во второй главе проведен анализ управления образованием в Тюменской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы государственного управления в сфере  образования      

    1. Сущность, виды, механизмы государственного управления в сфере образования

 

Образование - это процесс  получения знаний за счет централизованного  обучения группы людей в течение  определенного периода времени. Благодаря образованию люди могут  перенять огромный опыт знаний и умений накопленный цивилизацией за все  время развития.

В Законе Российской Федерации "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс  воспитания и обучения в интересах  человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных  цензов). Достижение определенного  образовательного ценза удостоверяется соответствующим документом. [1]

Статья 43 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого  гражданина на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных  прав граждан Российской Федерации.

Фундаментальными основами государственной политики в области  образования в Российской Федерации  являются:

  • Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
  • Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
  • Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых законодательно образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации.
  • Общее образование является обязательным. [1]

Управление - целенаправленное воздействие на педагогический коллектив  образовательного учреждения и студентов (учащихся), осуществляемое с целью  реализации образовательных программ, обеспечивающих содержание и воспитание обучающихся на уровне современных  требований.

Российская модель управления образованием обусловлена особенностями  государственного устройства России –  федеративным характером отношений  между центром и регионами, а  также выведением местного самоуправления за пределы государственного аппарата. [2]

С одной стороны концепция  управления образованием учитывает  наличие трех самостоятельных и  взаимосвязанных уровней – федерального,  регионального, местного, а с другой стороны, она предполагает организацию  взаимодействия между законодательной  и исполнительной ветвями государственной  власти и четкого распределения  полномочий между органами публичной  администрации, представленными в сфере образования. [3]  

Многочисленные полномочия федеральных органов государственной  власти в сфере образования, с  известной долей условности можно  объединить в несколько групп.

Первую группу составляют полномочия по формированию государственной политики и нормативно-правовому урегулированию в области образования. К ним относятся: разработка и реализация государственной политики в области образования; принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области образования; установления порядка участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования.

Вторая группа объединяет полномочия по реализации государственной  политики в области образования, к которым относятся обеспечение  государственных гарантий прав граждан  в области образования, а также  разработка и реализация федеральных  целевых и международных программ в области образования.

Одна из наиболее объемных групп полномочий федеральных органов  государственной власти – полномочия по регулированию основных элементов  системы образования в Российской Федерации.

Эти полномочия касаются, прежде всего, регулирования различных  вопросов содержания образования. Речь идет об утверждении федеральных  государственных образовательных  стандартов; установлении перечня профессий  и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование; информационном и научно-методическом обеспечении системы образования, разработке базисных учебных планов и примерных программ учебных курсов, программ, предметов, дисциплин (модулей), учебной литературы и учебных пособий; утверждению порядка проведения экспертизы учебников, ежегодное  утверждение на основе экспертизы федеральных перечней таких учебников, а также утверждение порядка отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, и утверждение перечня таких организаций.

Отдельным элементом образовательной  системы является управление в сфере  образования. К Федеральным полномочиям  в этой сфере относятся: формирование федеральных органов управления образованием, а также создание и  ведение федеральных баз данных в сфере образования. Федеральные органы осуществляют надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования. [3]  

Областная программа развития  образования до 2020 года


Областная система

образования

Население

Финансовые ресурсы

Баланс спроса и предложения  на областном рынке образовательных  услуг

Экономика

(субъекты хозяйствования)

Оценки качества образовательных  услуг

Маркетинговые исследования на областном  рынке труда

Областная программа индустриально-инновационного развития, программа развития АПК  и др.

Баланс спроса и предложения  специалистов на областном рынке  труда

Областная служба занятости

Оценки экономической эффективности  развития областной системы образования

Областной бюджет

Областной департамент образования

Министерство образования и  науки РФ

Федеральный бюджет

Маркетинг на рынке образовательных услуг

Государственная программа развития образования в РФ до 2020 года


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Схема организации управления развитием областной системы образования

1.2. Нормативно-правовые основы государственного управления в сфере образования

 

Президент России Владимир Путин подписал закон "Об образовании  в Российской Федерации" -  Федеральный  закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании  в Российской Федерации". Этот закон  начнет действовать с 1-го сентября 2013 года. [4]

Федеральным законом № 122-ФЗ внесены изменения в Закон  Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании» (статья 16), в  Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке  молодежных и детских общественных объединений» (статья 54), в Федеральный  закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (статья 78), в Федеральный  закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (статья 81), в Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (статья 105), в Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (статья 123), регулирующие отношения в сфере образования. [6], [7]

Анализ внесенных изменений  позволяет судить о значительном расширении полномочий субъектов Российской Федерации не только по предоставлению начального и среднего профессионального  образования, но и в части организации  общего образования. Это касается вопросов установления организационно-правовой формы образовательных учреждений, установления нормативов финансирования образования, порядка определения  объема и структуры приема обучающихся  и др.

В связи с внесенными изменениями  и расширением полномочий субъектов  Российской Федерации в регионах необходимо было подготовить и принять  нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию полномочий в сфере образования. Такая работа была проведена и в Уральском федеральном округе работа. Так, например, в соответствии со статьями 16, 78, 81, 123 и 125 Федерального закона № 122-ФЗ в Уральском федеральном округе подготовлено более 100 нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения в сфере образования.[5]

Информация о работе Государственное и муниципальное управление в образовании