Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования состоят, во - первых, в попытке возможно более полного системного анализа теоретических и правовых аспектов сущности местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации. важнейшей составной части системы демократии в нашей стране. Во - вторых, в исследовании понятия, существенных признаков, моделей, функций местного самоуправления, выявлении глубинных связей и опосредований, реально складывающихся между содержанием и функциональными проявлениями местного самоуправления и механизма народовластия.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие местного самоуправления
1.1. Понятие местного самоуправления
1.2. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
1.3. Местное самоуправление - форма народовластия
1.4. Понятие системы местного самоуправления
Глава 2. Система органов местного самоуправления
2.1. Понятие органа местного самоуправления
2.2. Представительные органы местного самоуправления
2.3. Иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления
2.4. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
2.5.Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
2.6 .Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления .Контроль за их деятельностью.
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Основы ГМУ.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление:

                                                                                                                                С

Введение

 

Глава 1. Понятие местного самоуправления

 

1.1. Понятие местного самоуправления

 

1.2. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное     решение вопросов местного значения

 

1.3. Местное самоуправление - форма народовластия

 

1.4. Понятие системы местного самоуправления

 

Глава 2. Система  органов местного самоуправления

 

2.1. Понятие органа местного самоуправления

 

2.2. Представительные органы местного самоуправления

 

2.3. Иные органы местного самоуправления и должностные лица местного   самоуправления

 

2.4. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления,           выборного должностного лица местного самоуправления

 

2.5.Правовые акты органов местного самоуправления и должностных                           лиц местного самоуправления

2.6 .Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления .Контроль за их деятельностью.

 

Заключение

 

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

В качестве темы для своей  курсовой работы по Конституционному праву Российской Федерации я  выбрал местное самоуправление . Конституция Российской Федерации закрепляет один из важнейших элементов основ конституционного строя - местное самоуправление, которое выступает самостоятельной формой осуществления народом принадлежащей ему власти.

 Одним из важнейших  направлений развития современной  российской государственности остается оптимизация организации деятельности органов местного самоуправления. Можно без преувеличения сказать, что повышение эффективности деятельности таких органов является важным условием обеспечения стабильности в обществе в целом. Широкое вовлечение граждан в решение проблем местной жизни, результативное удовлетворение повседневных потребностей населения, строгое соблюдение законодательных положений при соблюдении и поддержании баланса государственных и местных интересов, т. е. общих интересов жителей каждого муниципального образования, способны заложить прочный фундамент для гражданского согласия.

 С развитием местного  самоуправления в России связываются  надежды на возрождение демократического  гражданского общества, поскольку  в муниципальных образованиях формируется чувство общего интереса и ответственности местных жителей, которые привыкают не только самостоятельно решать свои дела, но и контролировать деятельность избранных ими должностных лиц. А. И. Солженицын писал: Без правильно поставленного местного самоуправления не может быть добропорядочной жизни, да и само понятие гражданской свободы теряет смысл . Местное самоуправление выступает одновременно и как механизм формирования гражданского общества, и как его неотъемлемая составная часть.

 Актуальность исследования  и разрешения проблем местного  самоуправления в системе народовластия  в России обусловлена также  факторами, связанными с федеративной  природой нашего государства  и переносом всей тяжести правового  регулирования местного самоуправления на уровень субъектов Российской Федерации, далеко не однозначно понимающих ценность институтов местного самоуправления и в ряде случаев не активизирующих в должной мере эти процессы на своей территории, с нерешенностью многих проблем, вызванных экономическими трудностями как в регионах, так и в стране в целом, с отсутствием согласованного разграничения полномочий между федеральными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

 В соответствии  с Конституцией Российской Федерации народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления.

 Учитывая такую  важную роль органов местного  самоуправления для народа я  считаю, что взятая мной тема является действительно актуальной в настоящее время.

 В условиях углубляющейся  социально-экономической реформы  возрастает роль местного самоуправления  как фактора демократизации общественной  жизни, необходимой предпосылки  становления гражданского общества. Сейчас становится все более очевидным, что с имеющимися многочисленными проблемами наше общество не справится, если не будет подлинного местного самоуправления, развитие которого имеет большое практическое значение для решения задач, связанных с организацией территориального управления. Местное самоуправление является важнейшим элементом конституционного строя демократических стран. Оно представляет собой ту специфическую "ветвь власти", которая, с одной стороны, участвует в осуществлении воли государства, а с другой - наиболее полно учитывает интересы населения. Органы местного самоуправления укрепляют государственную власть, делая ее более гибкой и эффективной. они наиболее доступны для людей, максимально приспособлены к использованию ресурсов для удовлетворения потребностей населения. Местное самоуправление способствует формированию гражданского самосознания. Объединяя усилия людей для решения локальных проблем, оно является важным условием обеспечения социального мира.

 Развитие местного  самоуправления - необходимая предпосылка для сохранения социокультурных комплексов. Оно воспитывает чувство любви к родному краю, оберегает культурные традиции, скрепляет население прочными духовными узами. У России свой менталитет, своя политическая культура, поэтому мы обязаны обустраивать свое государство исходя из глубинных корней общественного развития и традиций нашего народа.

 Объектом исследования  выступают теоретические, концептуальные  положения о сущности и правовых  конструкциях местного самоуправления в генезисе его исторического развития - становления, формирования основ и принципов функционирования, уяснения места и роли в системе народовластия. Исследованию подверглись проблемы совершенствования функциональных и компетенционных аспектов деятельности муниципальных органов, а также предпосылки и условия эффективности местного самоуправления, форм и видов ответственности в механизме местного самоуправления и системы государственных гарантий его осуществления.

 Цели исследования  состоят, во - первых, в попытке возможно более полного системного анализа теоретических и правовых аспектов сущности местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации. важнейшей составной части системы демократии в нашей стране. Во - вторых, в исследовании понятия, существенных признаков, моделей, функций местного самоуправления, выявлении глубинных связей и опосредований, реально складывающихся между содержанием и функциональными проявлениями местного самоуправления и механизма народовластия.

 Эти цели предопределили  конкретные задачи исследования:

        1)     проанализировать важнейшие концептуальные взгляды на понятие сущности местного самоуправления, выявить особенности различных моделей местного самоуправления;

       2) обобщить суждения по актуальным проблемам местного самоуправления, содержащиеся в юридической, экономической, философской, социологической литературе, сформулировать предложения и выводы с позиции целей настоящего исследования;

        3)   исследовать роль и значение местного самоуправления в системе народовластия  ,    исследовать принципы организации местного самоуправления, их отражение в действующем законодательстве, влияние на формирование основ местного самоуправления;

       4)  раскрыть многофункциональный характер местного самоуправления как территориальной организации публичной власти;

 

    5) исследовать с учетом новых подходов и знаний понятие и особенности реализации компетенции местного самоуправления в целом и органов местного самоуправления в частности;

  6)  выявить роль и место отдельных государственных полномочий в объеме компетенции органов местного самоуправления;

 Системное исследование  такой комплексной проблемы как  местное самоуправление, выявление  особенностей реализации концептуальных  положений о функционировании местной власти и формировании правового механизма регулирования муниципально – правовых отношений требуют широкой фундаментальной теоретической и эмпирической базы.

 Методологическую  основу работы составили теоретические  воззрения выдающихся юристов, философов, социологов, экономистов, видных представителей западных научных школ. В достижении поставленных целей мне помогли работы таких цивилистов, как: Румянцева О.Г, М.О. Рейхеля, Баглая М.В. У этих и других цивилистов мнения, относительно некоторых отдельных положений расходятся. В том, что бы комплексно изучить все мнения, изложить концепции с учетом своих позиций состоит теоретическая актуальность моей курсовой работы.

 Учитывая то, что  тема местного самоуправления  не может быть полностью исследована без учета местных нормативных актов, я в большинстве случаев руководствовалась законами (и иными нормативными актами) Новосибирской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава I. Понятие местного самоуправления 

    1. Понятие местного самоуправления

 

 Местное самоуправление  согласно Европейской Хартии  о местном самоуправлении составляет  одну из основ любого демократического  строя. Принцип местного самоуправления, - гласит статья 2 Хартии, - должен  быть признан в законодательстве  страны, и, по возможности, в конституции страны.

 Конституция Российской  Федерации, определяя российское  государство как демократическое,  закрепляет важнейшие устои его  демократизма, находящие выражение  прежде всего в народовластии,  разделении властей на законодательную,  исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении. Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление в статьях 3, 12, 130-133 и др. Основываясь на конституционных положениях, Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 28 августа 1995 г. в статье 2 констатирует: Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации . Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.

 Признание местного  самоуправления в качестве одной  из основ конституционного строя  предполагает установление децентрализованной  системы управления, закрепление  иных (нежели в условиях централизации  и концентрации власти) основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

 Конституция Российской  Федерации , закрепляя местное  самоуправление в качестве одного  из элементов конституционного строя, гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством. В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления.

 В силу этого  государственные органы уже не  выступают, как раньше, в качестве  вышестоящей инстанции, целиком и полностью руководящей деятельностью местных органов власти, заслушивающей отчеты и имеющей право отмены их решений.

 Признавая и гарантируя  местное самоуправление, Конституция  Российской Федерации устанавливает,  что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Таким образом, закрепление местного самоуправления в качестве основы конституционного строя, одного из главных принципов организации и осуществления управления страной, предполагает выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны прежде всего перед своим населением. Конституция Российской Федерации не дает исчерпывающего перечня вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления. Основываясь на положениях Конституции Российской Федерации, Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 28 августа 1995 г. определяет предметы ведения местного самоуправления, а также разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.

 В соответствии  со статьей 16 Конституции Российской  Федерации положения статей 3 и  12 главы 1 Конституции Российской Федерации, гарантирующие местное самоуправление, не могут изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Никакие другие нормы Конституции не могут противоречить ее положениям о местном самоуправлении, закрепленным в главе 1 Конституции Российской Федерации.

 Применительно к  Новосибирску, местное самоуправление  строится так же в соответствии  с Законом Новосибирской области  О территориальном общественном  самоуправлении в Новосибирской  области.

 

1. 2. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения

 

 Статья 3 Европейской  Хартии о местном самоуправлении  определяет местное самоуправление  как право и реальную способность  органов местного самоуправления  регулировать и управлять в  рамках закона и под свою ответственность важной частью публичных дел в интересах своего населения.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление