Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования состоят, во - первых, в попытке возможно более полного системного анализа теоретических и правовых аспектов сущности местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации. важнейшей составной части системы демократии в нашей стране. Во - вторых, в исследовании понятия, существенных признаков, моделей, функций местного самоуправления, выявлении глубинных связей и опосредований, реально складывающихся между содержанием и функциональными проявлениями местного самоуправления и механизма народовластия.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие местного самоуправления
1.1. Понятие местного самоуправления
1.2. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
1.3. Местное самоуправление - форма народовластия
1.4. Понятие системы местного самоуправления
Глава 2. Система органов местного самоуправления
2.1. Понятие органа местного самоуправления
2.2. Представительные органы местного самоуправления
2.3. Иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления
2.4. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
2.5.Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
2.6 .Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления .Контроль за их деятельностью.
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Основы ГМУ.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

 Таким образом,  Европейская Хартия о местном  самоуправлении, связывая местное  самоуправление с правом органов  местного самоуправления на самостоятельную  и под свою ответственность деятельность, указывает прежде всего на роль местных органов в реализации местного самоуправления. Но вместе с тем Европейская Хартия устанавливает, что это право осуществляется не только выборными органами самоуправления, но и через формы прямого участия граждан в реализации функций местного самоуправления. Российское законодательство признает основным субъектом права на самоуправление население городских и сельских поселений. Статья 130 Конституции Российской Федерации закрепляет, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вместе с тем Конституция Российской Федерации исходит из того, что право местного самоуправления осуществляется населением как через формы прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы местного самоуправления. Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 28 августа 1995 г ., развивая конституционные положения, закрепил: Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления (ст. 12). Это право население может реализовать путем образования самостоятельного муниципального образования, на территории которого будет осуществляться местное самоуправление. При этом в соответствии со статьей 61 Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 28 августа 1995 г. отсутствие муниципальной собственности на данной территории не может служить основанием для отказа в образовании нового муниципального образования. Конкретный порядок образования муниципальных образований, их объединения, преобразования или упразднения должен устанавливаться законом субъекта Российской Федерации .

 Признаваемое Конституцией  Российской Федерации, а также  Федеральным законом Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации право населения на  осуществление местного самоуправления предполагает также и другие формы его реализации. К формам участия населения в осуществлении местного самоуправления относится прежде всего территориальное общественное самоуправление, под которым закон понимает самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (это может быть и территория поселения, не являющегося муниципальным образованием, и территории микрорайонов, кварталов, улиц, дворов) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

 Право населения  на местное самоуправление обеспечивается  правом каждого гражданина Российской  Федерации на осуществление местного  самоуправления. Это право закрепляет  статья 3 Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 28 августа 1995 г. Согласно данной статье Закона граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

 Гражданам гарантируется  право избирать и быть избранными  в органы местного самоуправления, право равного доступа к муниципальной службе, право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. Признавая право населения на осуществление местного самоуправления, государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и берет на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществления данного права. Государство признает и защищает равным образом наряду с другими формами собственности муниципальную собственность - экономическую основу реализации права населения на местное самоуправление.

 Государство признает  право населения на самостоятельное  определение структуры органов  местного самоуправления.

 Изменения границ  территорий, в которых осуществляется  местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

 В соответствии  со статьей 9 Федерального закона  Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации федеральные органы  государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Данный Федеральный закон относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации принятие государственных программ развития местного самоуправления.

 

 

 

1. 3. Местное самоуправление - форма народовластия

 

 Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации  народ осуществляет свою власть: а) непосредственно (то есть  путем референдума, выборов); б)  через органы государственной  власти; в) через органы местного  самоуправления. Таким образом, местное самоуправление - это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Определение местного самоуправления, характеризующее его как форму народовластия, содержится в Федеральном законе Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 28 августа 1995 г. Статья 2 данного Закона гласит: Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

 Это определение  позволяет выделить основные  черты, характеризующие местное самоуправление, его место в системе народовластия.

1. Прежде всего надо  отметить, что местное самоуправление  имеет особый субъект, которым  является население, граждане. Учитывая, что согласно статьям 1 и 12 Федерального  закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации местное самоуправление осуществляется на территории муниципальных образований (городов, поселков, станиц и др.), особым субъектом местного самоуправления является население муниципального образования. Определение муниципального образования дается в статье 1 Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации , согласно которой муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

 Население муниципального  образования осуществляет местное  самоуправление непосредственно  (референдум, выборы, сходы и др.) и через органы местного самоуправления.

2. Местное самоуправление  занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством.

 Как уже отмечалось, местное самоуправление, его органы  не являются составной частью  государственного механизма управления. Вместе с тем местное самоуправление  и государственная власть в  Российской Федерации тесно взаимосвязаны - у них единый источник: власть народа. Значительная часть деятельности местного самоуправления представляет собой решение вопросов, на которое государство влияет многими способами (правовыми, финансовыми и др.). Кроме того, органы местного самоуправления в соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. Государственные органы вправе в этом случае осуществлять контроль за их реализацией. Однако Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации запрещает осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами (ст. 14), а также образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами (ст. 17).

 Местное самоуправление  это, конечно, не государство  в государстве . Но вместе с тем местное самоуправление не может быть отнесено исключительно к институтам гражданского общества, ибо местное самоуправление - это не просто форма самоорганизации населения для решения местных вопросов. Это и форма осуществления публичной власти, власти народа. Муниципальная власть и власть государственная - это формы публичной власти, власти народа.

3. Местное самоуправление  имеет особый объект управления: вопросы местного значения.

 Перечень этих вопросов  дан в статье 6 Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 28 августа 1995 г. К ним относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Перечень вопросов местного значения, который содержится в статье 6 Федерального закона, не является исчерпывающим. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

 Решения, принятые  путем прямого волеизъявления  граждан, решения органов местного  самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления, принятые в переделах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

4. Одно из ключевых  понятий, характеризующих сущность  местного самоуправления как  форму организации и осуществления  власти - самостоятельность.

 Самостоятельность  местного самоуправления гарантируется  государством (ст. 12 Конституции Российской Федерации). Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Это находит свое отражение, в частности, в организационной обособленности местного самоуправления, его органов в системе управления обществом, государством.

 Важным проявлением  самостоятельности местного самоуправления  и вместе с тем его гарантией  является признаваемое государством  право на финансово-экономические  ресурсы, необходимые для осуществления  функций местного самоуправления. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения предполагает наличие системы эффективно функционирующих демократических институтов, позволяющих выражать интересы и волю местного населения, а также свободы инициатив и выбора решений органами местного самоуправления на основании своих полномочий, но в рамках действующих законов.

5. Важнейшим признаком  местного самоуправления, отражающим  его специфику как формы осуществления  власти, является собственная ответственность  муниципальных образований.

 Муниципальная деятельность  должна осуществляться, исходя из  интересов населения. Обеспечивается  это различными формами контроля  со стороны населения за органами  и должностными лицами местного  самоуправления и их ответственностью  перед населением. Формы контроля, а также порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением определяются уставами муниципальных образований. Ответственность перед населением наступает в результате утраты доверия населения.

 Федеральный закон  Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации от 28 августа 1995 г. предусматривает  ответственность органов местного  самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления перед государством.

 

1. 4. Понятие системы местного самоуправления

 

 Согласно Конституции  Российской Федерации (ст. 130) местное  самоуправление в Российской  Федерации осуществляется гражданами  в различных организационных  формах. В своей совокупности  эти организационные формы образуют единую систему местного самоуправления в рамках соответствующих муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни.

 Единство системы  местного самоуправления обусловлено тем, что она основывается на демократических принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, строится с учетом роли и функций местного самоуправления в обществе и государстве, а также исторических и иных местных традиций и определяется населением соответствующих муниципальных образований самостоятельно.

 Единство системы местного  самоуправления проявляется в  разграничении предметов ведения  и полномочий между различными  формами ее осуществления. Она  проявляется также и в том,  что все организационные формы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В рамках этой взаимосвязи и взаимозависимости одни формы единой системы являются производными от других или связаны между собой отношениями руководства, подотчетности и ответственности или подотчетности и подконтрольности.

 Вместе с тем следует иметь  в виду, что в отличие, например, от государственных органов Российской  Федерации, образующих единую  систему в рамках всего государства, местное самоуправление образует единую систему лишь в рамках соответствующих муниципальных образований, а система местного самоуправления, сложившаяся в одном муниципальном образовании, совершенно независима от аналогичной системы в любом другом муниципальном образовании. Закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (ст. 6) запрещает подчиненность одного муниципального образования другому. Аналогичным образом складываются и взаимоотношения между органами самоуправления этих образований.

 

 

 

 

 

 

 Глава2.Система органов местного самоуправления

  2. 1. Понятие органа местного самоуправления

 

 Согласно Конституции Российской  Федерации (ст. 130) местное самоуправление  в Российской Федерации осуществляется  гражданами как путем различных форм прямого волеизъявления, так и через органы местного самоуправления.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление