Государственная политика в сфере защиты законных прав и интересов несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Дети являются высшей ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены разным влияниям, и поэтому ребенок должен пользоваться приоритетом в том, что касается наших забот и ресурсов Положение детей в мире. 1991. ЮНИСФЕР. - Нью-Йорк. - С. 27.. Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, количество детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом, требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей……………………………………………………7
Правовое положение несовершеннолетних детей в России…………….7
Специализированная система юстиции для несовершеннолетних
детей………………………………………………………………………….11
Глава II. Государственная защита прав и интересов несовершеннолетних детей
2.1. Формы и способы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей……………………………………………………..19
2.2. Государственная политика в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних……………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….50
Список использованной литературы………………………………………….54

Файлы: 1 файл

гос политика.docx

— 75.52 Кб (Скачать файл)

 Реализация Программы  даст возможность последовательно  осуществлять меры по улучшению  положения детей, что должно  привести к улучшению демографической  ситуации и укреплению интеллектуального  потенциала страны, сохранению и  поддержанию основных параметров  жизнедеятельности детей. В рамках  программы действуют Подпрограммы  «Одаренные дети», «Здоровое поколение», «Дети и семья».

 В целях осуществления  государственной политики в сфере  защиты прав несовершеннолетних  работает национальный проект  «Здоровье». Его основным достижением  стал приток кадров в первичное  педиатрическое звено. Но у  данного проекта много побочных  эффектов: отток кадров из звена  узких детских специалистов, введение  квот на оказание высокотехнологичной  медпомощи детям. Главный педиатр  России А. Баранов так отозвался  об этой мере: «Что, если квота  в регионе на 50 детей, а нуждаются  в дорогостоящей помощи 100? Это  антиконституционная и антидетская  мера!»1 Многие положения данного  проекта нуждаются в корректировке  и доработке. При этом необходимо  учитывать мнение ведущих врачей  в областях2. Кроме того, в национальном  проекте не отражены потребности  медицинской науки и промышленности; здравоохранение в структуре приоритетов государства пока еще не вышло на необходимый уровень3.

 Помимо указанных целевой  программы и национального проекта,  и на федеральном, и на региональном  уровнях существуют и другие: Федеральная целевая программа  (ФЦП) «Жилище», ФЦП «Русский язык».  МВД РФ совместно с другими  заинтересованными министерствами, службами и агентствами регулярно  осуществляет межведомственные  мероприятия — операции «Подросток»,  «Подросток-игла», «Внимание, дети!»,  «Мак» и другие. МВД России  проводит Всероссийское благотворительное  мероприятие «Время добрых дел», целью которого является оказание  адресной помощи детским домам  и иным учреждениям для детей  и сирот, оставшихся без попечения  родителей4. В Новгородской области  проводятся благотворительные акции  «Рождественский подарок», «Права  ребенка — права человека»,  «Кленовый лист» и многие другие.

Как уже отмечалось, не все  целевые программы отличаются проработанностью. Многие не достигают поставленных целей. Отрицательными моментами при реализации программ прошлых лет являлись следующие:

— нескоординированность  усилий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, снижение их ответственности1;

 — нерациональное  использование средств бюджетов  всех уровней;

 — прогрессирующее  ухудшение здоровья детей, особенно  раннего и подросткового возраста;

 — рост числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, в том числе за  счет усиления вторичной волны  социального сиротства, вызванной неадекватной социализацией, социальной незащищенностью выпускников учреждений интернатного типа2.

Несмотря на лучшую проработанность, в действующих программах проблемы продолжают оставаться.

 Недостатки целевых  программ в области защиты  прав и законных интересов  несовершеннолетних могут быть  компенсированы деятельностью общественных  объединений и иных некоммерческих  организаций, партий, лидеров, которые  привлекают внимание общественности  и государства к проблемным  вопросам1.

 Особенностью государственной  политики, призванной обеспечивать  всемерную защиту детства, с  начала XXI века является ее непоследовательность  и ущербность в законодательном  регулировании основных, базовых  прав и законных интересов  несовершеннолетних и гарантий  их реализации. С 2002 года политика  в сфере защиты прав ребенка  постоянно менялась, особенно тяжелым  периодом стал 2004 г., когда был  принят Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении  изменений в законодательные  акты Российской Федерации и  признании утратившими силу некоторых  законодательных актов Российской  Федерации в связи с принятием  федеральных законов «О внесении  изменений и дополнений в федеральный  закон «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации» и «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации»1. Внесенными  поправками серьезно ухудшено  правовое положение несовершеннолетних  почти во всех сферах их  жизнедеятельности (образования,  здравоохранения, трудоустройства,  культуры, отдыха, досуга, обеспечения  жильем и пр.). Тем самым нарушены  конституционные и общепризнанные  международные принципы и нормы  о защите детей, содержащиеся в правовых и рекомендательных актах ООН, Совета Европы и СНГ2.

 

  Конституционная обязанность государства, связанная с «защитой детства» (ст. 38 Конституции РФ), т. е. всеобъемлющим и обязательным обеспечением государством прав и законных интересов детей, подменена юридически неопределенными и не имеющими четких критериев оценки обязанностями государственной «поддержки» детства (включающими не только «полную» и «материальную», но и «частичную» и «моральную» поддержку)3. На федеральном уровне отменена такая важнейшая правовая гарантия охраны детства, как «установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей»4, что противоречит принципам единства законности и равенства всех детей перед законом, создает предпосылки дискриминации детей, проживающих в разных регионах России5.

Также существенно сужен  объем ранее провозглашенных  на федеральном законодательном  уровне прав детей: значительно сокращен объем прав на образование, труд, медико-социальную помощь, реабилитацию, доступ к учреждениям  культуры; дети лишены права бесплатного  пользования отдельными видами социальных и правовых услуг1.

 Сегодняшняя система  социальной поддержки устроена  таким образом, что помощь может  быть получена только теми, кто  смог преодолеть многочисленные  бюрократические барьеры. «Это  приводит к тому, что поддержку  не получают как раз самые  нуждающиеся. Государственная машина  отгораживает себя от тех, кому  она должна служить в первую  очередь»2. Положение несовершеннолетних  в различных сферах жизни достаточно  плачевно.

После проведения Всероссийской  диспансеризации абсолютно здоровыми  оказались только 27,1% детей, а 16,2% имеют  хронические заболевания3. Серьезной  проблемой является распространение  среди молодежи ВИЧ-инфекции, а также  рождение детей ВИЧ-инфицированными  матерями. В России около 12 000 детей  заражены ВИЧ-инфекцией4. Увеличился процесс  инвалидизации. Основную часть детей-инвалидов  составляют дети с расстройствами психики  и нервной системы и с иными  множественными нарушениями здоровья.

В сфере образования права  несовершеннолетних также нарушаются. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об  образовании» декларирует бесплатность дошкольного, начального, среднего образования, а также среднего профессионального  и высшего на конкурсной основе1. Однако количество бюджетных мест в  учреждениях высшего образования  с каждым годом уменьшается. А  в учреждениях дошкольного, начального и среднего образования взимают  плату за «содержание детей в  учреждении», что вполне узаконено  соответствующей статьей.

Происходит коррумпирование  образовательных учреждений. Образование  становится бесплатным только на бумаге, школы занимаются самофинансированием  на основе систематических поборов  с родителей. Так, например, в 2003 г. объем  взяток в российской системе образования  составил 26,5 млрд рублей. Из этой суммы  только в сфере, связанной с обучением  дошкольников, объем взяток и подарков составил 1 млрд рублей. За прием в  школу родители неофициально «заплатили» 1,7 млрд рублей, во время обучения в  школе и ПТУ — 1,5 млрд рублей, при  поступлении и во время учебы  в среднеспециальном учебном  заведении (ССУЗ) — 0,8 млрд рублей, при  поступлении и учебе в вузе — 21,4 млрд рублей. Детские учреждения становятся кузницей коррупционных  кадров. Дети растут уже с коррупционной  программой «Надо платить!»2

Серьезной проблемой в  России остаются нарушения жилищных прав несовершеннолетних, нередко обусловленные  ненадлежащим исполнением своих  обязанностей опекунами и попечителями. Крайне болезненна проблема обеспечения  жильем выпускников детских интернатных  учреждений. Достигнув 18 лет, они покидают учреждения, где воспитывались. По закону им должно быть предоставлено жилье3. Однако с момента постановки на учет для получения жилья до фактического его предоставления проходит время, нередко исчисляемое годами. Субъекты Российской Федерации не всегда имеют  возможность строить социальное жилье в требуемых объемах, да и очередников других категорий, тоже годами ожидающих получения  жилья, везде хватает. Но дети-сироты — особая категория. Они не могут  ждать годами1.

После вступления в силу Жилищного кодекса РФ произошел  бум выселения несовершеннолетних, так как закон разрешил это, причем как с предоставлением другого  жилого помещения, так и без такового, что также нарушает права несовершеннолетних.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 30 июня 2007) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в случае приема детей  в возрасте от 15 лет гарантирует  вознаграждение за труд, охрану труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются  льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного  медицинского осмотра, квотировании рабочих  мест для трудоустройства, расторжении  трудового договора (контракта) и  другие льготы, установленные законодательством  Российской Федерации2. А органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  обеспечивают профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку детей  от 14 лет.

Но в современной жизни  картина безрадостная. Преимущественно  большая часть работодателей  требует опыт работы, и устроиться в связи с этим обстоятельством  очень сложно.

 Системное нарушение  прав ребенка обусловлено и  обострившимся в последние годы  кризисом института семьи. Заметно  снизился ее воспитательный уровень,  ослабли нравственные устои, растет  число детей, пострадавших от  жестокости родителей1. Существующая  в государстве система защиты  прав ребенка в семье работает, как правило, по наступившим  последствиям (сиротство, безнадзорность, преступность, наркомания).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изложенное выше свидетельствует  о несовершенстве нормативно-правовой базы в сфере обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних детей, что является неблагоприятным  фактором, который при определенных условиях может способствовать созданию угрозы национальной безопасности в  целом. Поэтому необходима дальнейшая разработка правовых основ обеспечения  безопасности несовершеннолетних. Данная проблема имеет крайне важное и непреходящее значение, как для теории семейного  права, так и для практической деятельности органов государственной  власти различного уровня и органов  местного самоуправления по различным  направлениям защиты прав детей.

В целях улучшения координации  мероприятий в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей представляется целесообразным рассмотреть вопрос об упорядочении и оптимизации существующей и  на федеральном, и на региональном уровнях  системы государственных органов  и общественных организаций, деятельность которых направлена на защиту законных прав детей.

Важным направлением осуществляемых мероприятий является усиление эффективности  использования несудебных форм защиты прав детей, как это принято в  других странах. Законом об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации установлена обязанность  должностных лиц при регулировании  внесудебных процедур, связанных  с участием детей, действовать в  соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права, в том числе в части  гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической  помощи. Если ребенок, с участием которого осуществляется правоприменительная  процедура, нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической  помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее эту  процедуру, независимо от предмета рассмотрения обязано сообщить в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер. Речь идет, прежде всего, о должностных лицах органов опеки и попечительства, которые сегодня нуждаются в серьезной реорганизации и обновлении, поскольку их деятельность по решению семейных споров, связанных с защитой прав несовершеннолетних, не приносит ощутимых результатов и не в полной мере соответствует современным целям семейного законодательства.

Информация о работе Государственная политика в сфере защиты законных прав и интересов несовершеннолетних