Государственная политика в сфере защиты законных прав и интересов несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Дети являются высшей ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены разным влияниям, и поэтому ребенок должен пользоваться приоритетом в том, что касается наших забот и ресурсов Положение детей в мире. 1991. ЮНИСФЕР. - Нью-Йорк. - С. 27.. Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, количество детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом, требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей……………………………………………………7
Правовое положение несовершеннолетних детей в России…………….7
Специализированная система юстиции для несовершеннолетних
детей………………………………………………………………………….11
Глава II. Государственная защита прав и интересов несовершеннолетних детей
2.1. Формы и способы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей……………………………………………………..19
2.2. Государственная политика в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних……………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….50
Список использованной литературы………………………………………….54

Файлы: 1 файл

гос политика.docx

— 75.52 Кб (Скачать файл)

 

Cодержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава I. Правовые основы защиты прав и законных интересов  несовершеннолетних детей……………………………………………………7

    1. Правовое положение несовершеннолетних детей в России…………….7
    2. Специализированная система юстиции для несовершеннолетних

детей………………………………………………………………………….11

Глава II. Государственная  защита прав и интересов несовершеннолетних детей

2.1. Формы и способы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей……………………………………………………..19

2.2. Государственная политика в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних……………………………………………………………32

Заключение……………………………………………………………………….50

Список использованной литературы………………………………………….54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Дети являются высшей ценностью  каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что  критерием дееспособности и прозорливости  власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и  законных интересов. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены разным влияниям, и поэтому  ребенок должен пользоваться приоритетом  в том, что касается наших забот  и ресурсов Положение детей в  мире. 1991. ЮНИСФЕР. - Нью-Йорк. - С. 27.. Постоянно  прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, количество детей, лишившихся родительского попечения  и находящихся в конфликте  с законом, требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер.

Преодоление глубочайшего кризиса  российского общества заключается  в его коренном социально-экономическом  и духовно-нравственном оздоровлении, в формировании и проведении эффективной  социальной политики, способной существенно  улучшить условия жизни граждан  страны, стать важнейшей гарантией  удовлетворения жизненных потребностей молодого человека, защиты его прав и интересов. Вместе с тем социальная защита несовершеннолетних граждан  не может сводиться к решению  проблем лишь чисто материального  характера. Перед страной стоит  задача разработки и реализации концептуальных основ новой правовой базы реального  обеспечения прав, свобод и законных интересов детей. Особо значимы  здесь постоянный поиск и апробация  нетрадиционных для сегодняшней  России, но доказавших свою эффективность  в мировой практике путей решения  наиболее острых проблем. Российская Федерация, как правопреемник СССР, на законодательном  уровне в последние годы предпринимает  значительные усилия по реализации международных  стандартов по защите прав и свобод ребенка, наилучшему обеспечению его интересов.

Формирование правового, демократического государства предполагает социальную защищенность детей, оказание им такой социальной помощи, которая  бы обеспечила социальное благополучие каждому ребенку. Любые декларации о правах и свободах ребенка, даже прописанные в Конституции и  иных многочисленных законодательных  актах, ущербны, если не обеспечены реальными  гарантиями со стороны структур власти государства и общества.

Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст.46 Конституции  РФ). Это конституционное положение  относится ко всем гражданам независимо от их возраста и получило закрепление  в текущем законодательстве. Согласно ст.ст.1, 8, 56 СК РФ, ст.11 ГК РФ судебная защита гражданских и семейных прав и  интересов ребенка является основной юрисдикционной формой защиты.

Основой данного исследования явились Федеральные законы: Семейный кодекс РФ 1995 г. СЗ РФ от 1.01.1996 г. N 1 ст. 16., «Об основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации» (1998 г.) СЗ РФ от 3.08.1998. № 31, ст. 3802., «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.) СЗ РФ от 28.06.1999. № 26, ст. 3177., «О государственном  банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (2001 г.) Собрание законодательства Российской Федерации от 23 апреля 2001, N 17 ст. 1643. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996 г.) Собрание законодательства Российской Федерации от 23 декабря 1996, N 52 ст. 5880., Конвенция о правах ребенка 1989 года ВВС СССР. 1990. № 45. Ст. 955. и многие другие нормативно-правовые акты.

Правительством были определены «Основные направления государственной  политики по улучшению положения  детей в Российской Федерации  до 2000 года», Принята Федеральная  целевая программа «Дети России»  на 2003 - 2006 гг. (утв. постановлением Правительства  РФ от 3 октября 2002 г. N 732) Собрание законодательства Российской Федерации от 14 октября 2002, N 41 ст. 3984.. Но реалии жизни свидетельствуют, что такого рода мер явно недостаточно. В этой связи долг федеральных  и региональных органов исполнительной власти -- постоянно наращивать потенциал  самой системы правоприменения, повышать исполнительскую дисциплину, совершенствовать профессионализм  специалистов, работающих в области  обеспечения прав молодых граждан  страны.

Полемический характер дискуссии  по проблемам ювенальной юстиции  уже вышел на законодательный  уровень, что нашло отражение  в подготовке и публикации различных  проектов федеральных законов, в  том числе: «О судах по делам семьи  и несовершеннолетних», «О предотвращении насилия в семье», «Основы законодательства о ювенальной юстиции в Российской Федерации» и ряд других. Все эти  документы, безусловно, должны быть известны не только специалистам, но и широкой  общественности.

Практическая значимость данного дипломного исследования состоит  в том, что при оценке названных  законопроектов требуются не субъективные умозаключения, а квалифицированное  понимание правовой действительности, состояния органов правозащиты, научное обеспечение механизмов возможного усиления охраны прав, свобод и законных интересов подрастающего  поколения, данные фактор определит  и круг читателей, для которых  работа будет представлять интерес - социальные работники, руководители различных детско-юношеских учреждений, юристы, сотрудники органов внутренних дел и прокуратуры. В работе использованы материалы следующих исследователей: Ананиан Л.Л., Беспалова Ю., Вышкиной С.В., Диана В., Королева Ю.А., Нечаевой А.М., Сахновой Т.В., Тер-Акопова А. А., Шнекендорфа З.К., Шерстюка В.М., Эрделевского А.М. и других ученых правоведов.

Цель и задачи настоящей  работы: проанализировать способы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей, проанализировать различные  точки зрения на проблему создания специализированной системы юстиции  для несовершеннолетних; обобщить имеющийся  опыт судебной практики по делам, касающимся защиты прав и законных интересов  несовершеннолетних.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Правовые основы защиты прав и законных интересов  несовершеннолетних детей

    1. Правовое положение несовершеннолетних детей в России

Социально-экономический  кризис в России привел к снижению уровня жизни и массовым нарушениям прав детей. За последние десять лет  количество детей сократилось почти  на 4 млн. Младенческая и детская  смертность в России в 2005 г. в 2-3 раза выше, чем в развитых странах. В  ходе реформ были разрушены многие механизмы защиты прав ребенка. Часть  детей сегодня находятся вне  сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют  Конвенция о правах ребенка и  Конституция Российской Федерации, а также многочисленные законы и  национальные планы1.

 Результаты специального  исследования реальности и реализуемости  прав детей в нашем государстве  за последние годы показали, что:

во-первых, принцип приоритета детства, декларируемый на всех уровнях  власти, ни на одном из них не реализуется  в полной мере;

во-вторых, интересы детей  при разработке многих законов не принимаются во внимание;

 в-третьих, проблемы  улучшения положения детей решаются  фрагментарно, от случая к случаю, без системной основы, т. е.  в основном проводится бесперспективная  политика «латания дыр»;

 в-четвертых, законодательные  акты, регулирующие финансовые, налоговые,  экономические, правовые решения,  не учитывают последствий их  принятия в сфере детства, а  отсюда, по существу, следует, что  ни один из многочисленных  законов, принятых за последние  пять лет, не содержит прогноза  прямых и косвенных результатов  своего действия в сфере детства.

Необходимо признать, что  законы создающие условий для  улучшения положения детей оказались  неработающими и органами исполнительной власти разных уровней они во многом не выполняются.

Политическая и социально-экономическая  ситуация в Российской Федерации  характеризуется тотальной деморализацией общества, вседозволенностью и безнаказанностью при демонстративном игнорировании  социальных и правовых норм. Россия к концу XX века не стала ни демократическим, ни правовым государством. Российское законодательство не обеспечивает в  должном объеме безопасность детей, индифферентно к их физическому, духовному, психическому здоровью. Эти  обстоятельства приводят к росту  детской преступности. Исполнительная власть страны далека от интересов  детей, ей сегодня не до них. Она реорганизует управление государства, ищет новые  формы и методы управления экономикой и производством. В лучшем случае власть способна фиксировать социальные девиации в детской среде. Изменить что-либо такая «социальная активность»  исполнительной власти объективно не может.

 Положение российских  детей остается до сих пор  в критическом состоянии. Около  35 млн. детей (что составляет 23,9% населения России) остаются в  течение многих лет самой незащищенной  частью российского общества. Похоже, что нашему государству дети  не нужны, и они стали жертвами  социально-политических и экономических  реформ. Жизненный уровень ребенка  в нашей стране зависит от  социального положения его законных  представителей, государство не  дает никаких гарантий для  достойного развития несовершеннолетних  граждан. В России не созданы  условия, необходимые для нормального развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья, получения образования, обеспечивающего духовно-нравственные ценности личности, ее позитивную социализацию, востребованность на рынке труда, готовность принимать ответственные решения и вести здоровый образ жизни.

 Анализируя положение  детей в ретроспективе, к числу  основных причин, обусловливающих  в последние годы сокращение  для абсолютного большинства  российских детей вышеперечисленных  условий вплоть до их полной  ликвидации, можно отнести:

попрание прав детей в  различных сферах их жизнедеятельности;

снижение уровня благосостояния семьи, имеющей детей;

неразвитость системы  социальной защиты материнства и  детства (пособия на детей ничтожно малы);

рост безработицы;

тотальную духовно-нравственную деградацию общества;

легализацию криминальных форм жизнедеятельности не только и не столько отдельных личностей, сколько  уже сформировавшихся поколений.

Конвенция ООН по правам ребенка, участником которой является и Российская Федерация, обязывает  государства совершенствовать правовой механизм, препятствующий нарушению  прав несовершеннолетних. Национальная политика в отношении молодежи, включающая защиту и заботу о различных группах  молодежи, - истинный показатель справедливости общественного устройства, легитимности власти.

Специализация в сфере  правовой защиты гражданских прав в  зависимости от категории лиц, чьи  права подлежат защите, - мировая  тенденция. Специализированные правозащитные  органы обладают большими возможностями, чем органы общей компетенции, по восстановлению нарушенных прав, анализу ситуации, приведшей к их нарушению, по выработке рекомендаций превентивного характера.

 Применительно к защите  прав несовершеннолетних мировая  практика выработала специальные  механизмы. Это органы ювенальной  юстиции - судьи, суды по делам  несовершеннолетних, специальные омбудсманы  по делам несовершеннолетних. В  Нидерландах, например, в 10 муниципалитетах  в целях защиты нарушенных  прав ребенка действуют консультативные  центры. В каждом из них есть, по крайней мере, один врач, один  социальный работник и церковный  координатор. Ярким примером такой  службы является и Государственный  арбитр по делам ребенка, в  течение многих лет, эффективно  действующий в Норвегии.

 В России комиссии, инспекции по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, благотворительные  учреждения и организации - традиционные  и вновь образуемые механизмы  защиты прав ребенка - к сожалению,  не всегда действуют должным  образом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Специализированная система  юстиции для несовершеннолетних  детей

 На начальном этапе  любого научного анализа необходимо  определить исходные понятия.  Применительно к данной главе  основным понятием, несомненно, является  термин юстиция. В юридической  литературе этот термин употребляется  в узком и широком смысле. В  узком смысле слово юстиция  понимается как «система органов  судебного ведомства, находящегося  в подчинении Министерства юстиции»1. В широком значении юстиция  – это деятельность, направленная  на осуществление права, правосудия, законности2. Для целей данного  изучения представляется необходимым  использовать второе более широкое  понятие, имеющее не столько  правовой, сколько социальный смысл.  Одним из видов ювенальной  юстиции является ювенальная  юстиция, которая существует в  целом ряде стран Европы и  Америки. Ювенальная юстиция это  система органов осуществляющих  защиту прав и интересов несовершеннолетних.

Информация о работе Государственная политика в сфере защиты законных прав и интересов несовершеннолетних