Функции правовой системы и ее значение для формирования и развития гражданского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование правовых систем в современном мире.
Для реализации указанной цели следует решить следующие задачи:
1) раскрыть понятия правовой системы и правовой семьи;
2) рассмотреть типологию национальных правовых систем и правовых семей современности;
3) выявить особенности российской правовой системы;
4) сформулировать проблемы, связанные с формированием глобальной правовой системы.
Объект исследования – правовая система.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……3
Глава 1. Правовая система: понятие и структура……………………….….....6
1.1.Понятие правовой системы……………………………………………..…..6
1.2 Структура правовой системы………………………………………….…...11
Глава 2. Функции правовой системы и ее значение для формирования и развития гражданского общества…………………………………………….15
2.1 Функции правовой системы. Соотношение функций права и функций правовой системы………………………………………………………….…….15
2.2 Значение для формирования и развития гражданского общества……….18
2.3. Формирование глобальной правовой системы……………………………23
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Правовая система Курсовая .doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

В условиях отсутствия стабильных связей, взаимодействия подсистем правовая система вряд ли смогла бы эффективно осуществлять те управленческие цели, функции и задачи, которые она призвана осуществлять. Будучи наиболее устойчивой характеристикой любого правового образования, структура противостоит тенденции дезорганизации, удерживает такие изменения в необходимых границах.

Правовая система обладает всеми чертами объективно возникающего, исторически закономерного общественного явления, существующего независимо от воли конкретных индивидов, которые, вступая в социальную жизнь, застают уже сложившиеся правовые формы, институты и должны считаться с ними, реализуя свои интересы. В то же время правовая система – продукт творчества людей, и в этом смысле она имеет все черты явлений, относящихся к миру искусственных вещей, сознательных процессов, произвольных действий.

Правовая система воплощается  в принципах, институтах и нормах: это, во-первых, общие социально-исторические закономерности, свойственные данному обществу; во-вторых, свои внутренние закономерности как определенного социального феномена; в-третьих, закономерные связи первых со вторыми.

Существует системный подход, который позволяет различать пять уровней правовой системы: субъектно-сущностный; интеллектуально-психологический; нормативно-регулятивный; организационно-деятельностный; социально-результативный.

Субъектно-сущностный уровень  выделяется для того, чтобы подчеркнуть значение субъектов права в качестве системообразующих материальных факторов правовой системы. Именно человек (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) и его объединения (общественные организации и движения, акционерные общества, другие коммерческие и некоммерческие организации и государство в целом), обладающие правами и несущие юридические обязанности, выступают реальными элементами правовой системы.

На интеллектуально-психологическом  уровне формируется правопонимание конкретного человека и правосознание (индивидуальное и общественное). Совокупность таких, казалось бы, разнокачественных явлений, как знания, эмоции, чувства, идеологические и религиозные взгляды и догмы, нравственные постулаты, позволяет человеку воспринимать, оценивать правовую реальность, вырабатывать отношение к ней и мотивы правового поведения.

Исследование нормативно-регулятивного  уровня правовой системы позволяет сделать вывод о том, что определенным системообразующим фактором выступают и нормы – права. Они объективируют идеальные представления людей о справедливости и несправедливости, о важности стимулирования развития тех или иных общественных отношений. Правовые нормы входят в систему в качестве звена, с которым, так или иначе, сопряжены все другие ее компоненты. В совокупности они представляют собой и характеризуют право как таковое.

Правовые нормы выступают  одновременно в качестве аккумуляторов  и проводников государственной  воли народа, возведенной в закон, т.е. в качестве источников той политико-правовой энергии, которой заряжена вся масса нормативного ядра системы. Выступая носителем подобной энергии, они, будучи элементами правовой системы, притягивают к себе и заставляют работать все иные компоненты, в результате чего образуются структурно-функциональные блоки уже иного порядка. Норма первой испытывает на себе изменения, с нее начинается реальное совершенствование правовой системы. Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи.

Нормативный срез высвечивает  основную социальную функцию правовой системы – регулирование общественных отношений, а также основные цели и направления правового воздействия  на развитие общества.

Организационно-деятельностный уровень охватывает все юридически оформленные связи и отношения, формы реализации права, различные виды правового поведения людей, правотворческую и правоприменительную деятельность государства и общества.

Социально-результативный уровень правовой системы характеризует, с одной стороны, то, насколько человек как субъект права освоил правовую действительность, как он «живет» в ней, а с другой-то, как сформировались и насколько идентичны интересам индивида и общества различного рода режимы и состояния, позволяющие представить себе определенные результаты действия юридических норм (правовая культура, законность, правопорядок). На этом уровне заложенные в праве свободы, возможности и требования органично вплетаются в социальную и политическую материю. Здесь наиболее четко проявляются сущностные качества правовой системы, имеющие важное значение в формировании и функционировании политической системы и гражданского общества.

 

 

Глава 2. Функции правовой системы и ее значение для формирования и развития гражданского общества

 

2.1 Функции  правовой системы. Соотношение  функций права и функций правовой  системы

 

При анализе понятия  «функция права» раскрываются его основные признаки: связь с политической природой и, следовательно, с социальным назначением правовой системы, зависимость от социальной среды, связь с деятельностью социальных субъектов.

Функции правовой системы  рассматриваются как основные направления  ее обратного воздействия на социальную действительность с целью гармоничного развития всех подсистем общества и общества в целом.

Рассматривая соотношение  функций права и функций правовой системы, отметим, что различают  собственно правовые и общественные функции права при приоритетности последних. Выделяются функции правовой системы и общесистемные функции ее элементов. В этом случае правовая система призвана решать в первую очередь комплексные задачи, координируя функционирование всех своих элементов с учетом их специфического назначения. Так, право должно осуществлять определенную функциональную нагрузку: раскрывать содержание правового регулирования, фиксировать в устойчивых формах определенную правовую информацию, содержать предпосылки для укрепления гражданского общества. Все это способствует реализации регулятивной, коммуникативной, интегративной функций правовой системы.

При изучении соотношения  функций правовой системы с собственно правовыми следует отметить меньшую  степень их взаимозависимости, так  как право в этом случае может  функционировать самостоятельно и  воздействовать непосредственно на объект.

Основные характеристики разграничения функций правовой системы сводятся к следующим  моментам:

• функции правовой системы  определяются ее разными целями, что  в конечном счете связано с  ролью правовой системы в обществе;

• каждая из функций правовой системы имеет собственный объект воздействия;

• реализация интегративной, коммуникативной, регулятивной функций  правовой системы осуществляется через  аналогичные механизмы общества в целом;

• каждая из функций правовой системы характеризуется специфическим механизмом реализации;

• все основные функции  правовой системы должны иметь собственное  содержание.

Сравнительная характеристика основных функций правовой системы  позволяет более ярко высветить  особенности интегративной функции  правовой системы и выделить ее в качестве ведущей.

Если для права его  главной функцией остается регулятивная, то для правовой системы – интегративная, что определяется, прежде всего, различным  социальным назначением, разными целями права и правовой системы. Последняя создается для защиты и развития конституционного строя и гармоничного совершенствования всех подсистем общества. В переходный период возрастает актуальность оптимального воздействия всех сфер жизнедеятельности общественного организма, так как здесь содержится суть проблемы социальной эффективности. Все это является областью применения интегративной функции правовой системы. Ее ведущая роль по сравнению с другими функциями определяется еще и тем, что она все теснее вплетается в ткань экономической, политической, социальной, духовной сфер жизни, где интеграционные процессы приобретают особую значимость.

Следует признать, что  растущая потребность гражданского общества в резком повышении эффективности  интегративной функции правовой системы пока не удовлетворяется в полной мере; еще не удалось достигнуть целостности и последовательности в обновлении законодательства, продолжается правовая инфляция. Только с началом функционирования новой структуры высших органов государственной власти в рамках политической реформы, с созданием нового законотворческого механизма, разработкой и принятием ряда основополагающих законов в русле правовой реформы создается адекватная база для реализации интегративной функции правовой системы в качестве ведущей.

В каждой стране работает свое право – своя национальная (национально-государственная) система позитивного права, которая имеет свою специфику и индивидуальные черты.

Наряду с этим такие  различные национальные системы  права можно объединить в ряд  групп (правовых общностей, типов). При этом каждая из этих групп включает в себя несколько «родственных» (близких по своему генезису и правовым характеристикам) национальных систем права.

Знаменитый французский  юрист Р. Давид (эксперт в области сравнительного изучения права) такие группы однородных национальных систем позитивного права назвал «правовыми семьями», «семьями систем права». Эти названия обширно используются и в российской литературе.

Р. Давид в своей классификации различных национальных систем позитивного права (и их объединения в соответствующие «правовые семьи», «семьи систем права») отталкивается от двух критериев, анализируемых и учитываемых в их совокупности.

1. Юридико-технический критерий (структура действующего права, источники права, юридическая терминология, конструкции, концепции, правовые принципы, методы и практика работы юристов и т.д.).

2. Идеологический критерий (политические и экономические, философские принципы, мировоззрение и общественные идеалы, на которые опирается соответствующее национальное право).

Этот подход дает возможность понимать под национальной правовой системой исторически сложившуюся совокупность норм права отдельной страны, а также употребляемые в этой стране механизмы правотворчества, правореализации и государственного принуждения, которые призваны обеспечить подобающее функционирование действующих норм права.

На основе данных критериев была выдвинута следующая классификация  «правовых семей современного мира»: 1) семья общего права; 2) романо-эманская правовая семья; 3) религиозные системы  (мусульманское право); 4) семья социалистических систем права.

Закон признается правовым настолько, насколько он соответствует, формирует  и конкретизирует естественные права  человека. Несправедливый закон не основывает право.

Законы могут оказывать воздействие на интуитивное право человека, на процессы развития его воли. Однако они не всегда преобладают в принимаемых индивидуумом решениях. Каждая личность может принимать во внимание прочие социальные нормы и действовать поперек установлениям официального права.

Требование законности, другими  словами, неукоснительного исполнения действующих нормативно-правовых актов  касается всех без исключения государственных  органов, должностных лиц, иных субъектов  конкретных правоотношений. К лицам, не выполняющим предписания законов, будут применены меры государственного принуждения.

 

2.2 Значение для формирования  и развития гражданского общества

 

На данном этапе развития российской государственности роль юридической  науки очень важна, так как  она, учитывая опыт других государств, может выработать четкую программу развития права путем демократизации и гуманизации законов, увеличением их значения в государстве, повышением уровня свобод личности.

Правовая система есть сложно-структурное, многоуровневое образование, состоящее из совокупности элементов и подсистем, имеющее свою историю, социально-экономические, политические, национальные и культурные основания и предпосылки развития.

Главным компонентом (подсистемой) и  одновременно центром, ядром правовой системы является субъект права или, шире, субъект правовой системы. Прежде всего – это человек в его юридическом качестве носителя субъективных юридических прав и обязанностей и участника правовых отношений, т.е. субъект, обладающий способностью иметь права и обязанности, реально имеющий и своими собственными действиями осуществляющий эти права и обязанности.

В Конституции РФ признано, что  «человек, его права и свободы  являются высшей ценностью», а «основные  права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Это – юридическое закрепление положения о том, что человек есть основание и центр российской правовой системы; все остальные ее субъекты – организации, объединения, хозяйственные общества и товарищества, органы государства суть лишь производные образования, следствие активной деятельности человека, самоопределяющегося в любой из названных форм.

Сказанное вполне логично для правового  государства, где право выступает  первичным, фундаментальным фактором во взаимоотношении «право – государственность».

Стратегическими целями развития российской политической системы и государственности сегодня являются:

1) построение такого государственно-правового  механизма, который был бы действительно  направлен на реальное обеспечение  провозглашенного Конституцией  РФ положения о правах человека как высшей ценности;

Информация о работе Функции правовой системы и ее значение для формирования и развития гражданского общества