Правовое государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 16:52, контрольная работа

Описание работы

Термин "правовое государство" ввел в оборот во второй половине XIX в. немецкий ученый Р.Моль. Однако сама концепция правового государства была разработана Дж. Локком в 1690 г. Сторонники концепции правового государства заявляли, что она направлена одновременно и против старых отживших порядков, и против революционных потрясений. Ими особенно подчеркивалось, что правовое государство противостоит в равной степени и патриархальному, и полицейскому, и народному государству.

Содержание работы

1. Понятие и принципы правового государства.
2. Предпосылки возникновения, сущность и условия существования гражданского общества.
3. Особенности становления правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

политология Е.docx

— 32.23 Кб (Скачать файл)

Тема 12

Правовое государство и гражданское  общество.

 

  1. Понятие и принципы правового государства.
  2. Предпосылки возникновения, сущность и условия существования  гражданского общества.
  3. Особенности становления правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь.

 

Основные категории: правовое государство, разделение властей, права человека, гражданское общество, идеологический и политический плюрализм.

 

Литература

 

  1. Василевич Г.А. Особенности формирования социального  правового государства в переходный период. // Веснік БДУ. – Серыя 3. – 2005. – № 3. – С. 93-98.
  2. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 831 с.
  3.   Государство для народа: Документы и материалы третьего Всебелорусского национального собрания 2-3 марта 2006 г. / редкол.: А.Н. Рубинов и др. – Мн.: Беларусь, 2006. – 463 с.
  4.   Дмитрук В.Н. Некоторые вопросы общей теории государства и права: Учебное пособие. – Мн.: ЗАО «Веды». – 1998. – 96с.
  5.   Карпова И.В. Политическая культура в процессе становления гражданского общества. // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. – 2006. - № 1.
  6. Конституция Республики Беларусь. – Мн.: Амалфея, 1997. – 93 с.
  7. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн.: ПТЧУП «Молодежное», 2003. – 170 с.
  8. Политология: Учебно-методический комплекс для студентов и преподавателей высших учебных заведений. / Под общ. ред. Е.М. Бабосова, Е.П. Сапелкина. – Мн.: УП «Технопринт», 2002. – 464 с.
  9.   Пугачев В.П. Политология: Справочник студента. – М.: Филологическое общество «Слово», 2004. – 576 с.
  10. Пушкарева Г.В. Политология: конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 208 с.
  11. Решетников С.В. Политология. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 448 с.
  12. Федоркин Н.С. Гражданское общество в России: проблемы и трудности формирования. // Вестник Московского ун-та. – Серия 18. – 2005. – №4. – С. 3-14.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие и основные  признаки правового государства 

 

Термин "правовое государство" ввел в оборот во второй половине XIX в. немецкий ученый Р.Моль. Однако сама концепция правового государства  была разработана Дж. Локком в 1690 г. Сторонники концепции правового государства заявляли, что она направлена одновременно и против старых отживших порядков, и против революционных потрясений. Ими особенно подчеркивалось, что правовое государство противостоит в равной степени и патриархальному, и полицейскому, и народному государству. В последнем случае имелись в виду кровавые последствия необузданного революционаризма, власти темной толпы, непросвещенного разума, который подвержен слепым эмоциям, популизму. В этом смысле как не вспомнить известное изречение, что от имени народа творились все самые кровавые злодеяния на земле.

 

Правовое государство  отличает от всех иных его форм лишь то, что все, кто объединены в него в равной степени меряются одним "аршином" - законом. Правовым государство  становится тогда, когда суверенитет  личности, суверенитет народа оказывается  приоритетным принципом по отношению  к суверенитету государства, когда  государство точно определяет и  гарантирует с помощью права  границы и пути своей деятельности, а также сферу свободы своих  граждан. Говоря иначе, общество, ограничивая  государство, заставляет его создать  юридические рамки собственного существования, тем самым ставя  его в один ряд с иными социальными  субъектами. Суть правового государства  в том, что само государство, все  социальные общности, равно как и  отдельная личность, уважают право  и находятся в одинаковом положении  по отношению к нему.

 

Правовое государство - это  такой тип государства, в котором  функционирует режим конституционного правления, существует развитая правовая система вместе с реальным разделением  властей, с развитым социальным контролем  политики и власти (Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993).

 

Правовое государство  является специфическим термином, отражающим его юридическую сторону, его  статус, основанный на верховенстве закона.

 

Правовое государство  характеризуется особой системой правил, принципов, которые дают ему возможность  сохранять свой статус и только в  системе обеспечивают его правовой характер. Любой из ниже приведенных  принципов, взятых отдельно, не может  быть достаточным для характеристики государства как правового. Эти  принципы следующие:

 

1. Верховенство законов,  выражающих волю народа и основанных  на праве. Это означает, что  только тот закон считается  легитимным, который изначально  исходит из системы прав человека. Права и свободы человека являются  первичными по отношению к  правам государства в любой  ситуации. Права человека не даруются  ему государством, а даны ему  изначально. Именно поэтому, если  законодательство игнорирует права  человека, то возникает ситуация, когда граждане также игнорируют  изданные законы и не стремятся  соблюдать их. Но в таком случае  государство перестает быть правовым.

 

Принцип верховенства закона предусматривает также равную ответственность  для тех, кто его нарушил. Этот принцип очень важен, так как  позволяет обеспечить "равенство  среди неравных".

 

2.Суверенитет народа, означающий  признание за ним верховенства  в решении основополагающих вопросов  государства (выборы, референдум, гражданские  инициативы и т.д.). Это принцип  означает также, что государство  отражает волю большинства граждан,  но учитывает в своей деятельности  и волю меньшинства, уважая, а не подавляя его. Для государства являются важными общественное мнение и гражданские инициативы. Любой гражданин имеет право высказывать свое мнение без ограничения, а государство должно учитывать все точки зрения и строить свою политику на основе консенсуса имеющихся точек зрения.

 

3.Гарантии основных прав  и свобод граждан, которые обеспечиваются  ответственностью государства перед  гражданами, а не только граждан  перед государством. Гарантиями  основных прав и свобод служат  развитый институт собственности,  Конституция, а также вся система  законодательства и организации  власти.

 

4. Разделение властей,  означающее разделение функций  и относительную автономность  в принятии решений законодательной,  исполнительной и судебной ветвей  власти. Такое размежевание обеспечивает  демонополизацию власти, ее взаимный  контроль, невозможность концентрации  власти в одних руках. Тем  самым разделение властей выступает  как одна из основных гарантий  прав и свобод человека, предотвращая  произвол власти, уменьшая ее  злоупотребления, обеспечивая человеку  защиту от преследования власти.

 

Этот принцип дополняет  система других "сдержек и противовесов": разграничение полномочий и автономизация центральной и местной власти (децентрализация), плюралистический характер политических институтов (наличие двух или нескольких партий, сильных общественных движений, оппозиции, а также многообразных независимых СМИ), которые являются посредниками между гражданским обществом и государством.

 

Особая роль отводится  независимой судебной власти, которая  выполняет посредническую функцию  в ситуации спора или конфликта, обеспечивая защиту прав граждан  и соблюдение принципа ответственности  нарушившими закон.

 

5. Иерархия юрисдикции, означающая  наличие четкой системы субординации  и строгого соответствия правовых  актов их функциональному назначению. В соответствии с этим принципом  основным законом является конституция  или свод главных законов, в  которых обозначена система отношений  граждан, общества и государства,  их взаимные права, а также  политическое устройство государства.  Из конституции вытекают законы  и законодательные акты, затем  следуют указы президента, постановления  кабинета министров, затем решения  министерств и т.д. 

 

Взятые вместе принципы правового  государства раскрывают его содержание и как модели, и как действующего политического устройства. Движение человечества по пути по пути права  создает перспективу развития правового  государства: от обеспечения естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность  к предоставлению гарантии социальных прав человека (социальное правовое государство). В настоящее время концепция  правового государства включает в себя обращение к ценностям  международного права, экологических  прав человека. Одним из основных условий  существования правового государства  является наличие гражданского общества, которые вместе являются необходимыми элементами демократического устройства общества.

 

 

 

2.Предпосылки возникновения,  сущность и условия существования   гражданского общества

Гражданское общество – это  системы самостоятельных и независимых  от государства общественных институтов и межличностных отношений, которые  создают условия для самореализации индивидов и отдельных коллективов. Благодаря гражданскому обществу выражаются и реализуются частные интересы и потребности, в то же время, как  государство выражает общественные (общечеловеческие) интересы. Гражданское  общество включает семью, культурные ценности, средства массовой информации, церковь, научные, профессиональные и другие объединения, ассоциации и организации.

 

 

Основы гражданского общества следующие: экономические – многоукладность экономики, разнообразие форм собственности, регулированные частные интересы; политическая сфера – децентрализация властных полномочий, разделение властей, политический плюрализм, доступность граждан к участию в государственных и общественных делах, приоритет закона и равенство всех перед законом; в духовной сфере – отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения, свобода совести, слова, печати, цивилизованность, высокая духовность и нравственность всех членов общества.

 

 

Сущность гражданского общества сводиться к тому, что в нем  каждый человек имеет право найти  себе дело по душе, в котором он мог  бы иметь успех. Гражданин появляется в обществе тогда, когда он раскрывается, как субъект властных прав, своих  законных полномочий. Поэтому гражданское  общество – это совокупность свободных, внутренне самостоятельных участников общего творческого процесса, который  охватывает все сферы человеческой жизни и деятельности: экономику  – производство; политику – законотворчество; духовность – культуру.

 

Условия возникновения гражданского общества: развитие гласности, свобода  личности и ее активное участие в  общественной жизни, дееспособная система  образования, воспитание и культура, гуманизация политики, жизнеспособность моральных норм и принципов.

 

 

Сущностными чертами гражданского общества являются: наличие свободных  собственников производства, развитая демократия, высокий уровень общественного  сознания и политической культуры, которые пребывают за пределами  государства, ее фундаментального регулирования  и регламентации, но гарантируются  и охраняются государством.

 

 

Условия формирования гражданского общества: создание институтов частных (коллективных и индивидуальных), собственников  средств производства, развитие экономической  конкуренции, активности и самостоятельности  граждан как равноправных хозяйственных  субъектов, ликвидация основ абсолютной политической власти, раскрепощения  сознания людей, формирование и закрепление  чувства личного достоинства, веры в свои сущностные силы и возможности, преодоление пассивности в решении  общественно-политических вопросов.

 

 

Гражданское общество выделяет следующие структуры: политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы); общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные); добровольные ассоциации и объединения граждан; в экономической сфере – наличие  негосударственных организаций, кооперативов, арендных, акционерных и других объединений, общностей, ассоциаций, которые базируются на частной собственности; в социальной сфере – наличие общественных организаций и движений, органов самоуправления по месту жительства и работы, наличие негосударственных средств массовой информации; в политической – практика решения конфликтов в рамках закона и без насилия, цивилизованный механизм выявления, формирования и высказывания общественной мысли; в духовной – свобода слова, печати, совести, самостоятельность и независимость творческих, научных и других объединений, увеличение человеческого измерения политики.

 

 

Основное содержание гражданского общества сводится к: разделению властей  на законодательную, исполнительную и  судебную; связанность государства  и его органов законами, верховенства закона во всех сферах человеческой жизнедеятельности; эффективных форм контроля над выполнением  закона; взаимной ответственности государства  и личности; отделения идеологии  от государства.

 

Таким образом, гражданское  общество выступает как сфера  реализации экономических, политических, социальных, культурных, религиозных  и других интересов. Оно есть основой  государства, которое в свою очередь, защищает принципы самоуправления всех негосударственных организаций. Становление  гражданского общества представляет собой  непрерывный процесс усовершенствования гражданина, общества, власти, политики, права, обеспечивает условия для  утверждения человеческой личности, ее национального достоинства.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество