Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Функции государства наукой рассматриваются с различных точек зрения. Это вытекает из того, что, несмотря на разнообразие теорий, объясняющих (доказывающих) причины и основания происхождения государства, изначально оно возникло как организация, основным предназначением которой является обязательное выполнение разнообразных функций публичного характера.

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 74.68 Кб (Скачать файл)

1) реализацию волеизъявления  народа в форме законотворчества  и в иных государственных решениях;

2) обеспечение государственного  суверенитета, определение правового  положения конкретных территорий и управление ими;

3) создание условий для  самоорганизации и самоуправления  народа, для формирования демократического гражданского общества, где народу принадлежат основные прерогативы в управлении собственными делами;

4) официальное представительство  общества, поскольку функция обеспечения  народовластия означает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества и ответственность перед ним;

5) защиту конституционного  строя, реализуемую специальными  органами (например, Конституционным Судом), а также непосредственно народом путем осуществления права на противодействие любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.

Функция государства в политической сфере имеет своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества. Однако одних демократических институтов недостаточно для осуществления подлинного народовластия, так как демократические институты могут быть использованы и в антидемократических целях. Вместе с тем существует опасность установления тирании большинства, возможной в любой системе демократии. И здесь велика роль государства, которое, выполняя политическую функцию, призвано выступать в роли арбитра при конфликте интересов различных социальных групп и слоев в обществе, не допускать нарушения прав человека, интересов меньшинства во имя общего блага.

Деятельность государства в политической сфере сложна, многогранна и по существу является ключевой, так как создает условия для эффективного выполнения других функций. Эта функция позволяет установить в обществе своеобразный климат, благоприятно развиваться другим направлениям деятельности государства.[10, c. 132]

 

 

3.1.2 Экономическая функция

Это объективно необходимая, законодательно регламентированная деятельность государства в области хозяйства, которая направлена на решение экономических задач, выражает его сущность и социальное назначение и которая проявляется в обеспечение нормального функционирования и развития экономики, определении порядка экономической жизни общества, развитии внешнеэкономических связей и т.д.

Экономическая функция государства зависит от того, осуществляется ли она в условиях распределительной или рыночной экономики. В условиях распределительной экономики, господства государственной собственности государство монопольно регулирует экономические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределения ресурсов, устанавливая строго централизованную систему управления экономикой[12, c. 96].

При рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности, многообразии и равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается преимущественно на основе самоуправления, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства. В этих условиях государство "сбросило" с себя часть обязанностей в экономической сфере.

Вмешательство государства в сферу экономики в известной мере сокращается и сводится главным образом к следующим мерам:

1) выработка экономической  политики в масштабе общества;

2) управление предприятиями  и организациями, составляющими  государственную собственность.

Круг этих объектов должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например, ядерная энергетика, деятельность в космосе, общегосударственный транспорт, связь и др.;

3) установление правовых  основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулирование государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечение равноправия всех форм собственности, правовая защита собственника, принятие мер для пресечения недобросовестной конкуренции (монополизма), охрана прав потребителя от недобросовестного производителя;

4) регулирование внешнеэкономических  отношений в целях защиты государством  своего экономического суверенитета, безопасности, стимулирование развития национальной экономики при реализации внешнеторговой и иной деятельности.

В период экономических кризисов, депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Мировой опыт свидетельствует, что в рыночных отношениях недостаточно уповать лишь на элементы саморегулирования, а необходимо сочетание саморегулирующих и регулируемых средств и рычагов. В качестве эффективного метода регулирования экономических отношений в странах с развитой рыночной экономикой применяется планирование. Как показывает опыт зарубежных стран, рынок не только совместим с планированием процесса экономического развития, но и практически невозможен без определенных целей, механизмов их осуществления, без расчета, прогноза результатов. А это невозможно без планирования. Однако характер и содержание планирования в условиях рынка имеют свою специфику. Планирование при рыночных отношениях: а) не носит жесткого характера; б) основано на использовании экономических методов (налогообложение, субсидии, льготное кредитование и др.); в) имеет рекомендательный характер в отношении частных собственников и частных производителей; г) сочетает взаимные интересы общества, государства, отдельных товаропроизводителей.[13, c. 210]

При характеристике экономических функций государства следует иметь в виду, что рынок - динамичное явление, постоянно меняющееся во времени, поэтому масштабы и методы его регулирования также меняются, иначе такое регулирование теряет эффективность.

 

3.1.3 Социальная функция

Данная функция многообразна по содержанию и по объему деятельности. Ее содержание определяется задачами государства в социальной сфере и провозглашением многих государств в качестве социальных. Главное назначение этой функции – обеспечение общественного благополучия, т.е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всех граждан в достижении такого благополучия.

Важную часть социальной функции составляет социальная защита тех, кто нуждается в государственной материальной поддержке: безработные, инвалиды, пожилые, многодетные семьи, сироты, дети в неполных семьях, а в условиях межнациональных конфликтов к этой категории добавились беженцы и вынужденные переселенцы.[14, c. 25]

В социальной функции наиболее ярко выражено общесоциальное начало - снятие или смягчение социальных противоречий путем использования цивилизованных средств их разрешения;

обеспечение человеку надлежащих условий жизни посредством гарантирования определенного объема благ за счет государства.

Во Всеобщей декларации прав человека (1948) провозглашено право каждого на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния каждого человека, а также его семьи (ч. 1 ст. 25). Общепризнанным эталоном социальной защищенности личности служит гарантированный со стороны государства прожиточный минимум.[15]

С переходом к рынку, ростом инфляции социальная поддержка государством малообеспеченных граждан приобретает особую значимость. Государство обязано принимать необходимые меры социальной защиты людей от негативных последствий инфляции.

Другим важным компонентом социальной функции являются обеспечение права каждого на свободу труда, занятости населения, миграции рабочей силы, контроля за безопасностью условий труда и соответствием требованиям гигиены, социального страхования и обеспечения. Все эти проблемы предопределяются действием рыночных регуляторов. Рыночная экономика делает необходимыми, с одной стороны, отмену права каждого на получение рабочего места (права на труд), а с другой - формирование системы страхования от безработицы, подготовки и переподготовки кадров в связи с технологическими изменениями производства, обеспечение государство занятости трудоспособного населения. Но достижение полной занятости – идеальная цель, к достижению которой стремятся многие государства, объявившие себя социальными, однако ни одно из них этой цели не достигло. Более того, во всем мире отмечается рост безработицы. И хотя, по утверждению специалистов, не существует универсального плана ликвидации безработицы, государство, называющее себя социальным, должно заботиться о том, чтобы реформы и иные преобразования в стране были бы сориентированы на потребности людей, чтобы по возможности смягчить социальные последствия своей политики путем расширения социальных гарантий, поддержки наиболее уязвимых в социальном отношении слоев общества. В реализации социальной функции большое место принадлежит государственной политике в области образования, культуры, здоровья граждан, в жилищной сфере. В указанных областях социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных, научных учреждений, учреждений культуры.

Что касается управления, организации работы этих учреждений, то они автономны, и вмешательство государства здесь недопустимо, в том числе посредством государственной цензуры печатных изданий, театральных постановок, кинематографической продукции и т.д.[16, c. 62]

В условиях рынка государство должно освободить указанные сферы от рыночных механизмов, взяв их на полное свое обеспечение. Здравоохранение, образование, культура должны быть общедоступными, поскольку в данном случае речь идет о главных социальных ценностях: здоровье и интеллектуальном потенциале общества.

Вместе с тем очевидно, что надлежащее выполнение государством социальной функции во многом зависит от материальных возможностей общества, от наличия определенной материальной базы.

 

3.1.4 Экологическая функция

Экологическая функция тесно примыкает к социальной, поскольку обусловлена социальной обязанностью государства обеспечить экологическое благополучие граждан и экологическую безопасность страны.

В условиях ухудшения экологической обстановки во всем мире, ряда экологических катастроф это направление социальной политики государства приобретает самостоятельное значение.

Интенсивная эксплуатация природной среды, нарушение экологических требований, вредные последствия различного рода катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования, условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной среды, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях. Право на безопасную (благоприятную) окружающую среду - одно из естественных прав человека. В ст. 46 Конституции Республики Беларусь зафиксировано: " Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права" [17, c. 12]. Это конституционное право предполагает возможность требовать соответствующего поведения от физических и юридических лиц, а также прибегать к помощи государства для обеспечения этого права.

Государственные гарантии прав человека на благоприятную окружающую среду состоят в том, что государство обязано осуществлять:

планирование и государственное нормирование качества окружающей среды; принимать меры по предотвращению экологически вредной деятельности, предупреждению и ликвидации аварий, стихийных бедствий, катастроф; государственное и общественное страхование граждан, образование резервных фондов помощи, возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения природы и иных вредных воздействий;

государственный контроль за соблюдением природоохранного законодательства; привлекать к ответственности лиц и организации, виновные в нарушении экологических требований.

 

3.1.5 Функция налогообложения и финансового контроля

Является важной функцией государства. Рыночная экономика использует налоги в качестве инструмента экономической и социальной политики. Налоги предназначены для:

а) покрытия расходов на содержание государственного аппарата;

б) перераспределения доходов среди различных групп и слоев населения;

в) обеспечения перспективного экономического, культурного и иного развития страны.

Рыночные отношения способны эффективно развиваться только на базе устойчивой налоговой системы, поэтому рассматриваемая функция есть реализация соответствующих властных полномочий государства. В то же время рыночная экономика диктует необходимость рассматривать данную функцию как специфические обязательственные отношения между государством и плательщиком налогов. И хотя этот вид отношений носит ярко выраженный "вертикальный" характер, тем не менее демократизация деятельности государства предполагает внедрение в сферу налогообложения механизмов юридической, в том числе судебной, защиты прав и законных интересов налогоплательщиков.

Другой частью данной функции является финансовый контроль. Он выступает одним из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием всех ресурсов финансовой системы страны. В эту систему включаются не только государственные финансы, но и рынок ценных бумаг, валютные ценности и др.[18, c. 116]

Финансовый контроль имеет своими задачами: проверку финансовых обязательств перед государством; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль за правильностью использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении государственных финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и др.

Государство располагает широким кругом субъектов финансового контроля. В Республике Беларусь это Комитет государственного контроля, Министерство финансов, Главное контрольно-ревизионное управление, Государственный налоговый комитет, Национального банка, Государственного страхового надзора, Комитета по ценным бумагам. и др.

В контроле могут участвовать и негосударственные аудиторские организации. В юридической литературе функцию налогообложения и финансового контроля нередко трактуют не как самостоятельную, а в качестве вспомогательной и во многом обслуживающей по отношению к другим функциям. Безусловно, нельзя отрицать такую ее природу. Но на переходных этапах развития общества, в период его реформирования, сопровождаемого становлением новых рыночных структур и механизмов, данная функция приобретает особое значение и может быть выделена в качестве самостоятельной. Она отличается от других функций не только особой сферой применения, но и формами и методами осуществления: проведение ревизий, проверок, установление нормативов деятельности субъектов, мерами воздействия и др.

Информация о работе Функции государства