Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Функции государства наукой рассматриваются с различных точек зрения. Это вытекает из того, что, несмотря на разнообразие теорий, объясняющих (доказывающих) причины и основания происхождения государства, изначально оно возникло как организация, основным предназначением которой является обязательное выполнение разнообразных функций публичного характера.

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 74.68 Кб (Скачать файл)

Значение функции налогообложения и финансового контроля зависит от той роли, которую стремится играть государство в экономике, а также от того, принимает ли оно на себя в полном объеме социальную функцию. Государство, провозглашающее себя как правовое и социальное, должно вести строгий финансовый контроль во всех сферах с целью максимальной защиты интересов общества, государства, личности.[19, c. 89]

Переход к демократическому государству возводит в разряд приоритетных функцию защиты прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка.

 

3.1.6 Обеспечение прав человека и гражданина 

Данная функция является главным критерий демократичности государства. Права человека составляют основу политики в отношениях с другими государствами и со всем мировым сообществом. В современных условиях происходят интернационализация проблемы прав человека, перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной политики, признание международной юрисдикции по вопросам нарушения прав человека. Во Всеобщей декларации прав человека закреплен принцип уважения прав человека. Это значит, что все государства должны, во-первых, рассматривать права и свободы человека как естественные, неотчуждаемые и неприкосновенные; во-вторых, не допускать дискриминации по признакам пола, языка, расы, религии; в-третьих, сотрудничать друг с другом в этой сфере.[15]

Многие государства, в том числе Республика Беларусь, возвели в ранг конституционного принципа уважение прав и свобод человека, а также их защиту и соблюдение. Однако обращает на себя внимание разрыв между некоторыми конституционными положениями и практикой.

Выполнение функции защиты прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка осуществляются системой правоохранительных органов, среди которых большая роль принадлежит судам, органам внутренних дел, государственной безопасности и др.

 

3.2 Внешние функции государства

Интеграция в мировое сообщество ряда постсоциалистических государств серьезно изменила их внешнюю политику и побудила к признанию гуманистических и общедемократических норм и принципов в международных отношениях. В частности, провозглашается, что общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры имеют приоритет перед внутригосударственными правом и законом.

 

3.2.1 Интеграция в мировую экономику

Реализация данной функции стала возможной с ослаблением напряженности в отношениях между государствами. Эта функция основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире. Взаимозависимость охватывает широкий круг отношений, в том числе производственные, научно-технические, торговые, кредитные, транспортные и др.

Экономическая интеграция играет огромную роль в сохранении мирового порядка и в установлении стабильности отношений между государствами. Интеграция базируется на ряде принципов, главные из которых: 1) суверенитет государства над его природными ресурсами: каждое государство свободно в распоряжении ими; 2) свобода выбора форм интеграционных связей; 3) равенство и взаимовыгодное сотрудничество, исключение дискриминационных мер.

Названные принципы предполагают систему государственно-правовой защиты права собственности и иностранных инвестиций. Так, иностранные инвестиции и собственность должны быть защищены от национализации и экспроприации. Мировая практика допускает национализацию лишь на одинаковых для всех условиях и с установлением равных гарантий, а также способов разрешения возникающих конфликтов. Национализация не должна носить дискриминационного характера; осуществляется только на основе закона; собственнику надлежит компенсировать потерю имущества и обеспечить возможность оспаривания акта о национализации в судебном порядке.[13, c. 100]

 

3.2.2 Функция обороны

Функция обороны основывается в большинстве демократических государств на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. Отсюда вытекает, что вооруженные силы нужны государству для реализации двух задач: а) защиты независимости и территориальной целостности государства; б) выполнения международных обязательств. Это позволяет значительно сократить военные расходы государства, осуществить в больших размерах конверсию оборонной промышленности.

Вместе с тем защитить себя в одиночку в современных условиях практически невозможно. Поэтому мировое сообщество создало в рамках ООН систему коллективной безопасности государств, т.е. организацию совместных мероприятий, которая исключала бы возможность возникновения войн. Данная система базируется на принципах неприменения силы, мирного разрешения споров, равной безопасности государств, подавления актов агрессии.[17, c. 63]

3.2.3 Функция поддержания мирового порядка

Функция охватывает, во-первых, деятельность по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещение его применения; во-вторых, обеспечение сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в том числе контрабандой, наркобизнесом, международным терроризмом; в-третьих, участие мирового сообщества в регулировании межнациональных конфликтов, поскольку они сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует международного вмешательства.[13, c. 27]

 

3.2.4 Функция сотрудничества

Функция сотрудничества с другими государствами в различных сферах, в том числе в решении глобальных проблем, появилась в постконфронтационный период отношений между государствами. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом и требуют международного реагирования.

К числу глобальных относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф, которые перерастают территориальные пределы одного государства. Объединение международных усилий здесь происходит в двух главных направлениях:

1) ограничение вредных  воздействий на окружающую среду;

2) рациональное использование  природных ресурсов.

Такое сотрудничество позволяет: предупреждать промышленные аварии; обеспечивать готовность к чрезвычайным ситуациям и раннее оповещение о них; снижать серьезные последствия катастроф.

Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов и окружающей среды от крупномасштабного вреда, причиненного токсичными выбросами промышленного производства, утечкой нефти из танкеров и нефтепроводов, загрязнением радиоактивными отходами, угрозы так называемого парникового эффекта (изменение озонового слоя планеты) и др.[20, c. 90]

Большие проблемы связаны с освоением космического пространства, других планет и небесных тел; удалением космического мусора, появление которого вызвано многочисленными запусками космических объектов.

Расширение человеческого вмешательства в природную систему нередко приводит к исчезновению некоторых видов животных и растений. Таким образом, под угрозой находится генофонд планеты. Всеобщая озабоченность в сохранении сырьевых и энергетических ресурсов как общечеловеческого достояния привела к международно-правовой договоренности о согласовании национальной политики отдельных государств в области энергетики, ископаемого топлива, невозобновляемых природных ресурсов.

Эффективность межгосударственного сотрудничества зависит от многих факторов, в том числе от:

  • обмена научной информацией, проведения совместных исследований, разработки научных прогнозов относительно неблагоприятных изменений глобального климата и природных ресурсов;
  • распространения опыта контроля за правонарушениями в сфере окружающей среды;
  • применения рыночных механизмов для предотвращения ущерба природе (налоговых льгот, кредитов, системы штрафов и др.);
  • согласования национальной политики государств в экологической сфере;
  • механизма взаимодействия государств в чрезвычайной экологической обстановке.

Таким образом, сотрудничество государств обусловлено взаимозависимостью всех стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в межгосударственном общении.

Однако на международной арене наблюдаются не только сотрудничество, но и соперничество государств, которое определяется уровнем их конкурентоспособности. Следовательно, констатируя возросшие возможности для сотрудничества государств в различных сферах, нельзя в то же время отрицать взаимоисключающих интересов, противоречивую сложность современного мира.[19, c. 254]

Завершая характеристику функций современных государств, следует указать на следующие тенденции в их развитии:

1) расширение функций  государств, сферы охвата государственным  влиянием жизни общества. При этом некоторые функции перерастают внутригосударственную значимость (экологическая, охраны и защиты прав человека) и приобретают одновременно внешние аспекты;

2) кардинальное изменение  содержания многих функций, что  обусловлено целью формирования новой демократической государственности;

3) утверждение приоритета  общесоциального, гуманистического  начала в функционировании государства;

4) возрастание национальной  и социальной ценности государства, что определяется тем, что оно является источником устойчивого правопорядка и безопасности общества, главным защитником прав и свобод человека; выступает арбитром в социальных, в том числе национальных, конфликтах; обладает уникальными средствами управления; формирует правовой климат в обществе.[20, c. 105]

 

 

 

3.3 Внешние и внутренние функции белорусского государства

Сравнительный анализ функций социалистического и современного белорусского государства позволяет сделать вывод о том, что реализуемая система внешних и внутренних функций последовательно проявлялись благодаря учету целей и задач, решаемых любым государством.

Первоначально целью советского государства было построение социализма, обеспечение завоеваний революции, вследствие этого внутренние задачи осуществились путем национализации, индустриализации, коллективизации и иными способами. Функции государства диктатуры пролетариата определялись стоящими перед ними задачами защиты революции- приоритет функции подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов.

Следующий этап развития обусловил новые цели, а именно – совершенствование материально-технической базы социализма и социалистических общественных отношений. Это наполнило функции государства иным содержанием, добавив новые внешние функции, связанные с деятельностью советского государства: братская взаимопомощь и сотрудничество со странами социализма и др.

Изменение трактовки сущности государства на современном этапе повлекло трансформацию его задач и функций соответственно. При этом регулирование некоторых общественных процессов объективно продолжилось императивными мерами (сбор налогов, юридическая ответственность и т. д.). В других же сферах стали использоваться более мягкие средства (стимулирование инновационной деятельности, плюрализм форм собственности и т. д.).

Переход к рынку трансформировал механизм воздействия государства на экономические отношения, создал условия для развития частной собственности, привел частично к разгосударствлению экономики. Реформа административной системы снизила уровень присутствия государства в экономике, наполнив новым содержанием экономическую функцию, ранее определяемую как хозяйственно-организаторская функция социалистического государства. Обозначились некоторые важные элементы рыночных отношений: экономическая свобода, право собственности, рыночные отношения.

В рамках культурно-воспитательной функции произошел отказ от монополизации государственной идеологии, осуществлено признание идеологического плюрализма и установлена свобода творчества. Социальная функция, которая в СССР не выделялась в качестве отдельной, в современной Беларуси приобрела статус самостоятельной, наполнилась новым содержанием (защита безработных, социальные гарантии и т. д.).

Экологическая функция заняла более важное место по сравнению с природоохранительной функцией Советского государства в связи с ухудшением экологической обстановки во всем мире. Изменение роли Беларуси в мировом сообществе кардинально скорректировало ее внешнюю политику.

Так, например, функция обороны в социалистическом государстве объяснялась необходимостью защиты от агрессии, исходящей от империалистических государств. Сейчас данная функция базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, Вооруженные Силы служат только для защиты независимости и территориальной целостности государства, а также для выполнения международных обязательств.

Каждый исторический этап социального развития обусловливает систему функций государства, приоритеты в ней, а также изменение и обновление как системы в целом, так и отдельных ее элементов. Для Республики Беларусь, стремящейся сохранить и развить свою государственность, присуще как правопреемство функций Советского государства, так и отказ от некоторых из них, а также появление новых функций или наполнение старых новым содержанием[21].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальную и политическую природу государства обнаруживают его функции, ибо любой феномен наиболее ярко проявляется тогда, когда действует. Функции государства - это основные, наиболее важные направления управленческой деятельности, в которых проявляется социальное назначение государства на конкретном историческом этапе. Содержание этих дел обуславливается исторически определенным характером общества.

Информация о работе Функции государства