Функции государства: их содержание и эволюция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.
Вопросы о государстве и его функциях в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных и в государствоведении.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..5
1 Функции государства: история зарождения понятия. Классификация функций государства…………………………………………………………..….7
1.1 Эволюция и особенности функций государства……………………………7
1.2 Понятие и содержание функций государства……………………………...12
2 Содержание внутренних и внешних функций государства………………...20
2.1 Научные подходы к классификации внутренних и внешних функций государства……………………………………………………………………….20
2.2 Внутренние функции государства………………………………………….22
2.3 Внешние функции государства……………………………………………..25
3 Проблемы и перспективы развития функций современного российского государства……………………………………………………………………….28
3.1 Развитие функций государства……………………………………………..28
3.2 Некоторые вопросы функционирования современного российского государства……………………………………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………….…32
Список используемых источников………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая тгп функции государства.docx

— 63.82 Кб (Скачать файл)

Как справедливо отмечает Л.А.Морозова, общесоциальная деятельность государства обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе общественных интересов. Чем больший удельный вес общесоциальных функций, тем выше роль государства как инструмента преодоления противоречий, средства достижения общественного компромисса, стабилизации общественных связей. Такая роль государства вынуждает его отказываться в своей практической деятельности от использования исключительно методов насилия, принуждения. Все чаще ему приходится обращаться к авторитету общедемократических, гуманистических институтов и идей, например к идее правового государства, господства права в общественной и политической жизни, соблюдения прав человека, защиты национальных меньшинств, различным формам участия населения в государственной и общественной жизни, к поддержке начал самоуправления, обеспечению свободы печати и гласности, судебной защите прав законных интересов гражданина и др..

Итак, функции государств эксплуататорских типов имеют существенные общие черты:

- ведущее значение функции  прямого подавления эксплуататорским  меньшинством эксплуатируемого  большинства населения. Различия  касаются приемов, масштабов, конкретных  целей подавления и классов, в  отношении которых оно осуществляется;

- охрана частной собственности  на орудия и средства производства; различия вытекают из особенностей  самих форм частной собственности;

- обеспечение лишь внешних  условий существующих отношений  эксплуатации, ограниченное вмешательство  государства в экономику.

Функции государства демократического типа противоположны в своем содержании функциям эксплуататорских государств:

- второстепенное значение  функции прямого подавления; оно  осуществляется большинством населения  в отношении свергнутого эксплуататорского меньшинства и постепенно утрачивает свое значение, хотя рецидивы могут быть;

- охрана всех существующих  различных форм собственности  на средства производства;

- ведущее значение организаторских  функций, неизвестных эксплуататорским  государствам;

- целенаправленность функций  на решение задач демократического  строительства.

В деятельности государства присутствуют одновременно как классовые, так и общесоциальные начала.

Таким образом, по источникам возникновения функции государства можно подразделить на:

а) вытекающие из классовых противоречий;

б) вытекающие из потребностей общества10.

 

 

 

 

2 Содержание внутренних  и внешних функций государства

2.1 Научные подходы к классификации внутренних и внешних функций государства

Наиболее распространена классификация функций государства на внутренние и внешние, то есть на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организации которого и является государство, и по отношению к другим государствам.

Так, В. В. Лазарев к внутренним функциям относит:

- установление и охрана  правового порядка;

- охрана прав собственности, иных прав и свобод граждан;

- экономическая;

- культурная;

- социальная;

- экологическая.

Внешние функции:

- поддержание мира и  мирного сосуществования;

- обеспечение делового  партнерства и сотрудничества;

- защита государственного  суверенитета от внешних посягательств;

Н. Т. Шестаев к внутренним функциям относит:

- охранительная;

- экономическая;

- социальных услуг;

- обеспечения и защиты  граждан;

- культурно-воспитательная;

- природоохранная;

Внешние функции:

- защита государства от  вооруженных нападений других  государств;

- поддержание международных  политических отношений (дипломатическая деятельность);

- экономических и культурных  связей;

- борьбы с международными  преступлениями; участие в международной  охране окружающей среды.

Все авторы классификаций в целом отмечают, что объектом воздействия функций государства являются крупные сферы жизни общества экономика, социальная сфера, духовная жизнь общества, сложившийся общественный порядок. Таким образом, в самой общей классификации функции могут быть экономическими, идеологическими, охранительными, политическими, как во внешней, так и во внутренней деятельности государства.

Далее в курсовой работе за основу взята классификация внутренних и внешних функций государства, предложенная А. Ф. Черданцевым11.

В завершении рассмотрения подходов к классификации внутренних и внешних функций государства хочу отметить, что в юридической литературе есть мнение об утрате своего значения, в известной степени, такого членения функций.

Так, Б.П. Курашвили категорически отвергает различие функций на внутренние и внешние, поскольку оно не вскрывает фактической взаимосвязи функций. Он спрашивает: разве хозяйственно-организаторская функция, объявленная внутренней, не имеет своего внешнего аспекта в виде, скажем, организации экономического сотрудничества с другими странами; или функция обороны, объявленная внешней, не имеет внутреннего аспекта в виде, например, развития военно-экономического потенциала страны?

Трудно не согласиться с данными доводами, так как всякая внутренняя функция государства имеет и внешний аспект, а всякая внешняя функция – внутренний аспект. Они органически взаимосвязаны, переплетены, проникают друг в друга, то есть деление государственных функций на внутренние и внешние носит условный характер. Однако каждая из функций государства по своему содержанию в целом служит разрешению либо внутриполитических, либо внешнеполитических задач. Исходя из этого, разделение функций государства на внутренние и внешние представляется нам приемлемым как с точки зрения науки, так и практики.

А. Б. Венгеров отмечает, что более важным становится выделение глобальных функций, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах и других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

Особую проблемы представляет решение вопроса о централизации и децентрализации функций государства. В условиях тоталитарного и, как правило, унитарного государства происходит чрезмерная централизация функций. А в условиях федеративного государства (в частности в России) возникают проблемы децентрализации функций. Необходимо разграничить сферы деятельности и полномочия между федеральными органами и органами власти субъектов федерации12.

2.2 Внутренние  функции государства

К внутренним функциям государства относятся:

- функция охраны правопорядка

Охрана господствующего способа производства, а также господствующей и иных форм собственности. Охрана прав и свобод граждан государство осуществляет путем издания законов, устанавливающих в обществе определенный порядок (правопорядок), перечень нарушений правопорядка, определяет меры ответственности за правонарушения, определяет порядок расследования, рассмотрения дел, связанных с правонарушениями, устанавливает систему правоохранительных органов, призванных вести борьбу с правонарушениями, определяет их компетенцию.

- экономическая функция.

Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни.

В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

Государство использует самые различные рычаги воздействия на экономику: налоговую и таможенную политику, займы и субсидии частным производителям, контроль за производством, контроль за ценами, качеством продукции, прежде всего продуктов питания, лекарств и.т.п.; регулирование в сфере внешнеэкономической деятельности, в частности использование заградительных пошлин и более жестоких мер – установление государственной монополии на всю внешнюю торговлю или на торговлю отдельными товарами, установление винной и табачной монополии, использование государственных заказов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Государство использует весьма широкий арсенал средств – от мягкого, косвенного воздействия путем экономических рычагов (налоги, пошлины, субсидии и.т.д.) до более жестоких способов, путем прямых предписаний. Задача государства – установить с помощью законов «правила игры» и принудительно обеспечить их исполнение.

В периоды экономических кризисов, состояния депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Это характерно, например для современного этапа развития России. Как показывает опыт, экономические реформы, которые в настоящий момент реализуются в нашей стране, не могут быть результативными без адекватного воздействия государства на развитие экономических процессов. Отсюда - большой массив законодательных актов в этой области и экономические мероприятия, проводимые государством, например, приватизация жилого фонда, государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д.

- социальная функция.

Эта функция сопряжена с экономической, в значительной мере зависит от экономической линии государства. В целом она есть проявление патернализма государства к личности, к той части общества, которая в силу ряда причин нуждается в поддержке со стороны государства.

Зачатки этой функции в реформах Отто Бисмарка в 90х гг. XIX в. В это время в Германии принимаются законы о страховании, устанавливается пособие на случай болезни, пособие в связи с несчастным случаем на производстве и.т.п.. Ныне многие государства объявляют себя не только правовыми, но и социальными, что закреплено в их конституциях13.

Таковым государством является и Россия. В статье 7 пункте 1 Конституции Российской Федерации в частности сказано: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо.

Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным.

- экологическая функция.

Функция появилась в XXв.. Государство вынуждено уделять серьезное внимание охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Основным содержанием экологической функции является управление и координация деятельности природопользователей и переработчиков природных ресурсов в целях сохранения и охраны природной среды.

В основе осуществления функции лежат следующие принципы:

1) Природные богатства  подлежат охране со стороны  государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный  оборот или нет.

Информация о работе Функции государства: их содержание и эволюция