Формы правления и государственные режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 08:41, курсовая работа

Описание работы

В наиболее общем виде государство стает как множество людей (субъектов государственного общения, граждан или подданных), объединенных на определенной территории общественной политической властью правового типа. Отдельные страны, их виды, отличаются не только по содержанию публично-властных отношений, функций и задач государственной власти, но и по форме соединения людей в государство. В философии в форме понимания, в первую очередь, внешнюю форму, внешний вид, или внутренней структуры объекта часто определяется процессе личного роста и развития в объективной реальности. Категория форма тесно связана с содержательной стороной дела, поэтому изучение феномена политической организации и уточнить социальное назначение государственной власти невозможно без осмысления образов системы государственного механизма, действующих в рамках правовых норм.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………………6
1. Современные формы правления, их виды ………………………………..6
2. Республика как форма правления, ее виды ……………………………..14
3. Государственный режим и его виды ……………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………35
Глоссарий………………………………………………………………………..37
Список использованных источников…………………………………………...39

Файлы: 1 файл

Формы правления.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

Главной отличительной особенностью парламентской республики является принцип политической ответственности правительства перед парламентом. В целом же она характеризуется следующими чертами:

а) президент является главой государства, но не главой правительства;

б) президент избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;

  в) правительство остается у власти  до тех пор, пока оно располагает  поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - большинства  нижней палаты), а в случае утраты  такой поддержки оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения внеочередных парламентских выборов;

г)  президент как глава государства обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

д) верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением;

  е) наличие должности премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;

ж) правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции;

з) правительство ответственно перед парламентом;

2.3 Смешанная республика

Смешанная форма правления - это такая разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики.

Смешанная республика (полу президентская, полу парламентская) сочетает сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная черта - двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. От президентской такая республика сохранила избрание президента непосредственно народом, от парламентской то, что глава исполнительной власти имеет право роспуска парламента, а парламент обладает правом на вотум недоверия. Так, во Франции Президент должен назначить главой правительства лицо, пользующееся доверием парламента. Смешанная республика существует сегодня в Австрии, Финляндии, Франции, Польше, Македонии, Португалии и ряде других стран.

В теократической республике главным лицом является духовный глава государства (Исламская республика Иран).

В настоящее время существуют гибридные формы республик. Например, в Соединенных президента Арабских Эмиратов раз в 5 лет избирать эмиров - монархов, глав Эмиратах. По традиции избирается президентом глава самого большого эмирата - Абу - Даби. В 1996 г. он был переизбран в пятый раз. Африканское государство Малави является республикой с пожизненной должностью президента, на Гаити власть президента передается по наследству.

Примеры советской республики представляли собой союзные республики бывшего СССР. Такой республике присущи следующие черты:

1) ядро политической системы - коммунистическая  партия, отсутствие многопартийности;

2) политическая основа - Советы народных  депутатов, отсутствие политического  плюрализма;

3) экономическая основа - единственный сектор в экономике - социалистический в форме государственной и колхозно-кооперативной собственности, отсутствие многоукладности экономики;

  4) Господство командно-административной системы.

В настоящее время в республиках Прибалтики сложились элементы парламентарной республики, в России, Республике Беларусь, других странах СНГ устанавливается режим республики президентского типа.

3 Республика как форма правления, её виды

Политический режим - это совокупность настоящих средств и методик, при поддержке которых осуществляется власть в конкретном государстве. Кроме термина " политический режим " в научной литературе употребляется термин " государственный режим ".

  Под государственным режимом  понимается подлинный распорядок  функционирования и взаимодействия акций государственного механизма. Государственный режим может соответствовать тому, что написано в Конституции, и имеют все шансы не подходить. Например, в конституции записан один распорядок избрания или отстранения президента от власти, а на самом деле употребляется другой, который время от времени не записан. В таком случае, подлинный государственный режим не совпадает с конституционным регулированием.

  Эти мнения не являются синонимами, так как большая часть их  значений не совпадают. Политический режим понимается как что-то наиболее масштабное и существенное, которое включает в себя не только активность страны, но и деятельности текущего состояния остальных элементов политической системы: политические партии, общественные организации и т. д. В политический режим также включает в себя текущий статус и правовое состояние людей, присутствие прав и свобод. В отличие от этого государственный режим в первую очередность характеризуется активность государственных органов, их отношения и воплощения власти.

  В литературе по иностранному  государственному праву нет единой  классификации государственных  режимов. Чаще всего выделяют  те же виды государственных  режимов, что и политических: демократический, авторитарный (властный), тоталитарный. Вместе с тем существует особая классификация государственных режимов, включающая:

- абсолютистский государственный  режим;

- мистериальный государственный  режим, когда правительство создается  одной большой фракцией;

- дуалистический государственный  режим( ограниченный дуализм власти) при абсолютной и дуалистической монархиях;

- парламентарный государственный  режим при системе, когда правительство  создается партийной парламентской  коалицией;

- президентский государственный  режим;

- легитимный государственный режим;

- нелегитимный государственный режим;

- свободный государственный режим;

- режим социальной демократии.

3. 1 Авторитарный государственно-политический  режим

  Авторитарный режим - это система  правления, при которой власть  осуществляется одним конкретным  лицом при меньшем участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает свой политический деятель из элитарной среды или верховодящая элитарная группа. Если этим лицом является царская семья - в этом случае авторитарный режим именуется абсолютной монархией. Многие эксперты считают авторитарный режим промежуточным между демократией и тоталитаризмом.

  Сохраняются такие режимы с  поддержкой аппарата принуждения  и давления армии. В отличие  от демократического режима власти, где репрессивный аппарат действует в рамках закона, в авторитарном государстве средства давления, напротив, держатся на виду.

  Власть, повиновение и порядок  ценятся при авторитарном режиме  правления более, чем воля, согласие и роль в политической жизни народа. В таковых аспектах рядовые граждане должны повиноваться законам, оплачивать налоги без собственного участия в их обсуждении.

  Существующие в авторитарных  государствах для ширмы демократические  институты настоящей силы в сообществе не имеют. Легализуется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается деятельность других политических партий и общественных организаций. Отрицаются взгляды конституционности и законности. Игнорируются разделения властей. Происходит строгая централизация всей государственной власти. Главой страны и правительства на всю жизнь становится фаворит верховодящей авторитарной партии. Вождизм преобразуется в официальный государственный принцип. Теория и практика авторитарного правления были выражены в афоризме " Государство - это я ", высказанном Людовиком xiv.

  Представительные органы на всех  уровнях, даже если и сохраняются, преобразуются в декорацию, закрывающую  авторитарную власть. Господствующую  роль играют вертикальные, иерархическо-бюрократические связи между институтами страны. Чаще всего наделены особой политической ролью войска.

  Авторитарный режим обеспечивает  власть индивидуального или коллективного  диктата, хоть какими средствами, в том числе прямым давлением. Им не позволяется никакой конкуренции политических субъектов. Монополия на власть - принцип авторитаризма. Вместе с тем авторитарная власть не ввязывается в те области жизни, которые непосредственно не объединены с политикой. Относительно независимыми могут оставаться (но не непременно остаются) экономика, культура, межличностные отношения. В известных пределах позволяется также независимость личности. Государство дифференцировано от сообщества, в ограниченных рамках работают институты гражданского сообщества.

  На основе выше перечисленного  можно подметить общие черты  авторитарных режимов. К числу  таких черт относятся последующие:

  O авторитарная власть имеет своим источником насильственный захват власти. Она не формируется народом и не ограничивается правом - кодифицированным или обычным, опирающимся на традицию;

  O для нее типично слияние законодательной, исполнительной и судебной властей, или их формальное, показное разделение;

  O при авторитаризме власть базируется на управленческий, полицейский и военно-карательный аппарат, держится на неприкрытом давлении или возможности его конкретного внедрения;

  O авторитаризм подразумевает жесткий централизм управления, монополизацию власти в руках верховодящей элиты или вождя;

  O в социальном плане авторитаризм пытается стать выше классовых различий, выразить общенациональный энтузиазм, что сопровождается общественной демагогией, популизмом;

  O во внешней политике для него характерны брутальные имперские установки.

  Необходимо знать и условия, при  которых появляется авторитарный государственно-политический режим:

1. Социальный и политический кризис  общества, выражающий переходный  характер переживаемого времени. Для такого кризиса характерна  смена устоявшихся традиций, образа  жизни, исторического уклада, которая связана с резкой модернизацией главных сфер публичной жизни и совершается в течение одного-двух поколений;

2. С ломкой исторического уклада  жизни общества соединено поражение  наличной социально-классовой структуры, проистекает маргинализация ключевой массы населения. Появление больших масс людей, " выбитых " из обычных " гнезд " существования, лишенных принадлежности и видящих в государстве и олицетворяющей его фигуре вождя единый шанс на выживание, в значимой мере радикализирует социальное и политическое поведение маргинальных переходных слоев, усиливает ступень их активности, заряженной отрицательной энергией разрушительства;

3. В сфере социальной психологии  и идеологии нарастают настроения  заброшенности и отчаяния, рвение  к " возобновлению " социальной справедливости путем установления поголовного равенства, потребительское отношение к жизни берет вершина над этикой производительного труда. Рождается образ неприятеля народа, персонифицируемого в лице какого-либо публичного института, социальной группы или нации. Возникает культ личности вождя, с которым связываются крайние надежды на преодоление кризиса;

4. В большой ступени вырастает  роль исполнительных органов  государственной власти и основной  военной силы - армии, обращаемой  внутрь сообщества. Особое смысл получает бюрократия, без которой нереально функционирование - более или менее удачное - исполнительной власти в условиях нарастающего кризиса и которая делается источником и хранителем власти, стоящей над обществом;

5. Наконец, решающим условием происхождения авторитаризма является лидер, владеющий престижем, признаваемый большинством нации, что ручается возможность бескровного, мирного захвата власти определенной политической группировкой. В ином случае неминуема гражданская битва, решающая спор между партиями и вождями.

  В мировом сообществе в xx веке имели место разные виды авторитарных режимов: полуфашистский, военно-диктаторский (нередкое явление в странах Латинской Америки), конституционно-авторитарный, а по-другому заявить монократический режим (соответствующий для некоторых стран Африки и отдельных стран Азии). Отмечаются еще конституционно-патриархальные, клерикальные и расистские режимы.

  Авторитарные режимы утверждаются  в условиях кризисных обстановок  или на основе не развитой  политической и социальной структур сообщества. Возможность происхождения авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма к демократии заложена в психологической реакции людей на кризисную ситуацию, в стремлении к социальной упорядоченности, прочности, предсказуемости. Они могут улаживать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Так, до второй мировой войны, во время кризиса в некоторых странах Западной Европы парламентский демократический режим оказался неспособным улаживать интенсивные общественные конфликты. В данных условиях возникли авторитарные системы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым режимом и после второй мировой войны под воздействием существовавших острых экономических и социальных противоречий.

  Механизм утверждения авторитарных режимов включает как преступные, насильственные способы ликвидации и подмены бывших политических институтов и правителей, так и формально - демократические процедуры (к примеру, приход к власти диктаторов в Индонезии или Бангладеш). Главные типы легитимности режима: рядовая, идеологическая (теологическая) и персональная легитимности. Непременная духовная основа авторитаризма - главенствующая идеология. В качестве таких могут выступать революционная, реакционная, националистическая, религиозная и другие виды идеологий.

  У авторитарного государственно-правового  режима есть свои слабые и  сильные стороны. Слабые стороны  авторитаризма содержатся в последующем: абсолютная зависимость политики  от позиции главы страны или  группы высших правящих, неимение у людей способностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.

  Достоинствами авторитарного режима  являются: высокая дееспособность  гарантировать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать противодействие политических противников.

Информация о работе Формы правления и государственные режимы