Формы правления и государственные режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 08:41, курсовая работа

Описание работы

В наиболее общем виде государство стает как множество людей (субъектов государственного общения, граждан или подданных), объединенных на определенной территории общественной политической властью правового типа. Отдельные страны, их виды, отличаются не только по содержанию публично-властных отношений, функций и задач государственной власти, но и по форме соединения людей в государство. В философии в форме понимания, в первую очередь, внешнюю форму, внешний вид, или внутренней структуры объекта часто определяется процессе личного роста и развития в объективной реальности. Категория форма тесно связана с содержательной стороной дела, поэтому изучение феномена политической организации и уточнить социальное назначение государственной власти невозможно без осмысления образов системы государственного механизма, действующих в рамках правовых норм.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………………6
1. Современные формы правления, их виды ………………………………..6
2. Республика как форма правления, ее виды ……………………………..14
3. Государственный режим и его виды ……………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………35
Глоссарий………………………………………………………………………..37
Список использованных источников…………………………………………...39

Файлы: 1 файл

Формы правления.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

  Авторитарные режимы очень разнообразны, как говорилось ранее это и  монархии, и диктаторские режимы, и военные хунты, и популистские системы правления и др.

  Монархии - уже исчезающая категория  авторитарных режимов. Не все  монархии авторитарны. В Европе - Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия, Люксембург, Испания - монархии в  принципе являются парламентскими демократиями. Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитарных государств, то имеют в виду монархии в менее развитых странах, где монархи являются действительными правителями: Иордания, Марокко, Саудовская Аравия.

  Военное правление выражается  во взятии военными власти и осуществлении ими управления государством. Политическая деятельность или вообще не разрешена, или ограничена. В современных условиях пост социалистических государств “чистый” авторитаризм, не опирающийся на активную массовую помощь и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования сообщества и способен превратиться в уголовный властолюбивый режим собственной власти.

3. 2 Тоталитарный государственно-политический  режим

Крайняя форма авторитарного режима - тоталитаризм. Термин " тоталитаризм " от латинского " totus " (целый, цельный, полный) - описывает политическое приспособление сообщества, при котором правительство стремиться к тотальному контролю над всеми сферами жизнедеятельности сообщества. Формирование политических тоталитарных режимов стало вероятным на индустриальной стадии развития населения земли, когда технически стали вероятными не лишь всеобъемлющий контроль над личностью, но и полное управление ее сознанием, в особенности в периоды социально-экономических кризисов.

  Не следует рассматривать этот  термин лишь как плохо оценивающий. Это научное понятие, требующее  соответствующего абстрактного  определения. Первоначально понятие " тотальное государство " имело  вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на "советскую " и схожие ей модели страны.

  Первые тоталитарные режимы были  сформированы после первой мировой  войны в странах, относившихся  ко " второму эшелону индустриального  развития ": Италия, Германия, Россия.

  Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного единично работающего сообщества. В vii-iv вв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой идеи (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отклоняя конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины мощного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и личной жизни. В том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки посреди населения и чиновничества (наравне с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематичный контроль страны за поведением и умонастроением людей и т. п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде неизменной борьбы правителя с подданными.

  Близким к легистам Китая тип  «тоталитарного государственного  режима» внес предложение Платон. В его наиболее поздних изданиях  написана социально-экономическая  черта другого, наиболее безукоризненного и хорошего от Афинского сообщества, изображенного в "Государстве". Свое втрое по достоинству государство Платон наделил такими чертами: абсолютное повиновение всех людей и всякого индивида в отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а не личной принадлежности; насаждения коллективистских начал и единомыслия в быту; государственное регламентирование законами обучения детей; единичное для всех людей вероисповедание, политическое и правовое равноправие женщин с мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти.

  Платоновский закон запрещал  лицам до 40 лет выбывать по  личным вопросам за пределы  страны и ограничивал заезд  иностранцев; предугадывал очищение сообщества от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания из страны.

  Платоновская модель государственного  режима для большинства современных  стран неприемлема, но в каком  общественном строе лучше быть, понятнее после Платона. Либеральные демократы, философы, Б. Рассел, К. Поппер, в целом пришли к заключению, что конкретно к Платону восходят как средневековый авторитаризм, так и современный тоталитаризм.

  Понятие тоталитарного режима  было создано в творчестве  ряда немецких мыслителей xix в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, О. Шпенглера и некоторых других создателей. И, тем не менее, как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине xx века. Политическое значение ему в первый раз дали руководители идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в кругооборот термин " тоталитаризм " для свойства итало-фашистского режима. В конце 20-х годов британская газета " Таймс " еще высказалась о тоталитаризме как нехорошем политическом явлении, описывающем не только фашизм, но и политический режим в Советском Союзе.

  Западная теория тоталитаризма, в том числе и направленности  его критиков, складывалось на  основе разбора и обобщения  режимов фашистской Италии, нацистской Германии, фрейдистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного исследования политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы некоторых стран " третьего мира ".

  Это далеко не целый список свидетельствует о том, что тоталитарные режимы имеют все шансы появляться на разной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они имеют все шансы быть следствием военных поражений или революций, возникать в итоге внутренних противоречий или существовать навязанными извне.

  Западные политологи К. Фридрих  и З. Бжезинский в работе " Тоталитарная  диктатура и автократия " первыми  выделили 6 признаков, отличающих все  тоталитарные государственные режимы  от демократии и авторитаризма:

  o всеобщая государственная идеология;

  O одна массовая партия, возглавляемая харизматическим фаворитом, то есть исключительно одаренным и наделенным особенным даром;

  O монополия страны на средства массовой информации;

  O монополия страны на все средства вооружения;

  O особенно организованная система давления, террора как специфичного средства контроля в сообществе;

  O жестко централизованный контроль над экономикой.

  Отдельные из приведенных признаков  того или иного тоталитарного  государственного режима сложились, еще в глубокой древности. Но большая часть их не могло окончательно сложиться в доиндустриальном сообществе. Лишь в xx в. они заполучили качества всеобщего характера и в совокупности давали вероятность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов переменять политические режимы власти (но не " сообщество " и не " мышление ") в тоталитарные.

  Существенные признаки тоталитаризма  выявляются при сопоставлении  его с авторитарным режимом. Главное заключается не в том, как нередко практикуется здесь прямое насилие (террор). Иные авторитарные системы им также не пренебрегают. Не может работать достаточным аспектом одно партийность, так как она сталкивается и при авторитаризме. Суть различий, прежде всего - в отношениях страны с обществом. Если при авторитаризме сохраняется определенная бесконтрольность сообщества по отношению к государству, то в критериях тоталитаризма она игнорируется, отвергается. Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть претендует предоставить некий всеобщий сверх интерес населения, в котором пропадают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы. Утверждается полное отчуждение индивидуума от власти.

  Следовательно, тоталитаризм принудительным  образом снимает трудности: гражданское  общество - государство, народ - политическая власть. Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его собственных социальных функций саморегуляции и саморазвития. Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:

  o глобальная централизация общественной власти во главе с тираном;

  O господство репрессивных аппаратов;

  O управление представительных органов власти;

  O монополия верховодящей партии и интеграция ее и всех остальных общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти и перевоплощение крайних в типичные "приводные ремни " (средства) тоталитарной диктатуры.

  Легитимация власти основывается  на прямом давлении, государственной  идеологии и личной приверженности  граждан вождю, политическому лидеру (харизме). Правда и свобода личности практически отсутствуют. Весьма принципиальным признаком тоталитаризма является его социальная основа и обусловленная ею специфика властвующих элит. По понятию многих исследователей марксистской и других ориентаций тоталитарные режимы появляются на базе антагонизма средних классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее олигархии.

  Рассмотрим подробнее сущностные  черты и принципы функционирования  тоталитарных политических режимов.

  Прежде всего, об " идейном абсолютизме " тоталитарной власти. С ним соединено во-1-х, распределение в таких странах мессианской моно идеологии - социальной или национальной, призванной вдохновить, составить под знамени режимов широкие массы.

  Во-вторых, духовная подготовка населения  к определенным жертвам во имя решения " возвышенных героических задач ", идеологическое прикрытие корыстных интересов верховодящей номенклатуры.

  В соответствии с установками  тоталитарных режимов все граждане  призваны были выражать поддержку  официальной государственной идеологии, растрачивать время на ее исследование. Инакомыслие и вывод научной идеи официальной идеологии преследовались.

  Без понимания всего этого  нереально открыть предпосылки  утверждения гитлеровского и  сталинского политических режимов, разъяснить их связь с массами, их поддержку с народами данных государств.

  Особую роль при тоталитарном  режиме играет его политическая  партия. Только одна партия имеет  бессрочный статус верховодящей (управляющей), выступает или в  единственном числе, или " возглавляет " блок партий или других политических сил, наличие которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, формируется до происхождения самого режима и играет решающую роль в его установлении - тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским методом, после назначения их фаворита А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия делается государственной партией, партийные и государственные структуры соединяются и сливаются, и сама власть делается партийно-государственной.

  Специфическими чертами тоталитарного  режима является созданный террор  и полный контроль, применяемые  для снабжения приверженности  масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия принуждает сообщество жить в состоянии ужаса. В таких государствах конституционные гарантии или не существовали, или нарушались, вследствие чего становились вероятными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток.

  На гитлеровское гестапо и  советские органы НКВД не распространялись  никакие правовые и судебные  ограничения. Действия их направлялись  режиссерами власти не только против отдельных людей, но и против целых народов, классов и политических партий. В зависимости от конкретной страны такими врагами сообщества, режима могли быть объявлены евреи, коммунисты, капиталисты и т. п.

  Массовое уничтожение целых групп  населения во время полного контроля указывает огромную власть страны и слабость рядовых граждан. Для тоталитарных режимов типично монополия власти на информацию, полный контроль над средствами информации. С поддержкой СМИ и институтов духовной сферы обеспечиваются политическая мобилизация и практически стопроцентная помощь верховодящего режима.

  Жесткий централизованный контроль  над экономикой - важная черта  тоталитарного режима. Здесь контроль  служит двоякой цели. Во-первых, возможность  распоряжаться производительными силами сообщества формирует необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в других сферах вряд ли вероятен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди против воли могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.

  Леворадикальные политические режимы  для повышения производительности  труда в экономике употребляли  разные программы, побуждающие работников к интенсивному труду. Советские пятилетки и экономические преобразования в Китае являются образцами мобилизации трудовых усилий народов данных государств, и их итоги невозможно отрицать.

  Леворадикальные тоталитарные политические  режимы приживаются в среднеразвитых и развивающихся странах: Российская Федерация, Китай и другие, где смена существовавших ранее социальных и политических структур, форм собственности на совершенно новейшие осуществлялось через рабоче-крестьянские революции, направляемые компартиями. То, что мы знаем о русском сообществе в сталинские годы, и было леворадикальным тоталитарным политическим режимом.

Информация о работе Формы правления и государственные режимы