Формы правления и государственные режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 07:46, курсовая работа

Описание работы

По закону для анализа государственных органов власти правительства использовали методологические определение "форма правления", неоднозначно интерпретируемых в юридической литературе разных исторических эпох и стран. В основе объяснения, представленные категории основаны на двух фундаментальных философской точки зрения: материалистической или идеалистической. Идеалисты считают, что форма правления является проявлением чувство народной справедливости, общественного духа, морального или религиозного мировоззрения. Материалисты оправдать обусловленность любой модели политической власти в государстве реальных ощутимых факторов и социальных законов: обширность территории, или ограниченные, уровень экономического развития, географическое положение страны, плотность населения, соотношения классовых сил в общества и т.д.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………………6
1. Современные формы правления, их виды ………………………………..6
2. Республика как форма правления, ее виды ……………………………..14
3. Государственный режим и его виды ……………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………35
Глоссарий………………………………………………………………………..37
Список использованных источников……………………

Файлы: 1 файл

Формы правления.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

  Авторитарные режимы очень разнообразны, как говорилось ранее это и  монархии, и диктаторские режимы, и военные хунты, и популистские системы правления и др.

  Монархии - уже исчезающая категория  авторитарных режимов. Не все  монархии авторитарны. В Европе - Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия, Люксембург, Испания - монархии в  принципе являются парламентскими демократиями. Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитарных государств, то имеют в виду монархии в менее развитых странах, где монархи являются действительными правителями: Иордания, Марокко, Саудовская Аравия.

  Военное правление выражается  во взятии военными власти и осуществлении ими управления государством. Политическая деятельность или вообще не разрешена, или ограничена. В современных условиях пост социалистических государств “чистый” авторитаризм, не опирающийся на активную массовую помощь и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования сообщества и способен превратиться в уголовный властолюбивый режим собственной власти.

3. 2 Тоталитарный государственно-политический  режим

Крайняя форма авторитарного режима - тоталитаризм. Термин " тоталитаризм " от латинского " totus " (целый, цельный, полный) - описывает политическое приспособление сообщества, при котором правительство стремиться к тотальному контролю над всеми сферами жизнедеятельности сообщества. Формирование политических тоталитарных режимов стало вероятным на индустриальной стадии развития населения земли, когда технически стали вероятными не лишь всеобъемлющий контроль над личностью, но и полное управление ее сознанием, в особенности в периоды социально-экономических кризисов.

  Не следует рассматривать этот  термин лишь как плохо оценивающий. Это научное понятие, требующее  соответствующего абстрактного  определения. Первоначально понятие " тотальное государство " имело  вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на "советскую " и схожие ей модели страны.

  Первые тоталитарные режимы были  сформированы после первой мировой  войны в странах, относившихся  ко " второму эшелону индустриального  развития ": Италия, Германия, Россия.

  Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного единично работающего сообщества. В vii-iv вв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой идеи (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отклоняя конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины мощного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и личной жизни. В том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки посреди населения и чиновничества (наравне с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематичный контроль страны за поведением и умонастроением людей и т. п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде неизменной борьбы правителя с подданными.

  Близким к легистам Китая тип  «тоталитарного государственного  режима» внес предложение Платон. В его наиболее поздних изданиях  написана социально-экономическая  черта другого, наиболее безукоризненного и хорошего от Афинского сообщества, изображенного в "Государстве". Свое втрое по достоинству государство Платон наделил такими чертами: абсолютное повиновение всех людей и всякого индивида в отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а не личной принадлежности; насаждения коллективистских начал и единомыслия в быту; государственное регламентирование законами обучения детей; единичное для всех людей вероисповедание, политическое и правовое равноправие женщин с мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти.

  Платоновский закон запрещал  лицам до 40 лет выбывать по  личным вопросам за пределы  страны и ограничивал заезд  иностранцев; предугадывал очищение сообщества от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания из страны.

  Платоновская модель государственного  режима для большинства современных  стран неприемлема, но в каком  общественном строе лучше быть, понятнее после Платона. Либеральные демократы, философы, Б. Рассел, К. Поппер, в целом пришли к заключению, что конкретно к Платону восходят как средневековый авторитаризм, так и современный тоталитаризм.

  Понятие тоталитарного режима  было создано в творчестве  ряда немецких мыслителей xix в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, О. Шпенглера и некоторых других создателей. И, тем не менее, как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине xx века. Политическое значение ему в первый раз дали руководители идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в кругооборот термин " тоталитаризм " для свойства итало-фашистского режима. В конце 20-х годов британская газета " Таймс " еще высказалась о тоталитаризме как нехорошем политическом явлении, описывающем не только фашизм, но и политический режим в Советском Союзе.

  Западная теория тоталитаризма, в том числе и направленности  его критиков, складывалось на  основе разбора и обобщения  режимов фашистской Италии, нацистской Германии, фрейдистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного исследования политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы некоторых стран " третьего мира ".

  Это далеко не целый список свидетельствует о том, что тоталитарные режимы имеют все шансы появляться на разной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они имеют все шансы быть следствием военных поражений или революций, возникать в итоге внутренних противоречий или существовать навязанными извне.

  Западные политологи К. Фридрих  и З. Бжезинский в работе " Тоталитарная  диктатура и автократия " первыми  выделили 6 признаков, отличающих все  тоталитарные государственные режимы  от демократии и авторитаризма:

  o всеобщая государственная идеология;

  O одна массовая партия, возглавляемая харизматическим фаворитом, то есть исключительно одаренным и наделенным особенным даром;

  O монополия страны на средства массовой информации;

  O монополия страны на все средства вооружения;

  O особенно организованная система давления, террора как специфичного средства контроля в сообществе;

  O жестко централизованный контроль над экономикой.

  Отдельные из приведенных признаков  того или иного тоталитарного  государственного режима сложились, еще в глубокой древности. Но большая часть их не могло окончательно сложиться в доиндустриальном сообществе. Лишь в xx в. они заполучили качества всеобщего характера и в совокупности давали вероятность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов переменять политические режимы власти (но не " сообщество " и не " мышление ") в тоталитарные.

  Существенные признаки тоталитаризма  выявляются при сопоставлении  его с авторитарным режимом. Главное заключается не в том, как нередко практикуется здесь прямое насилие (террор). Иные авторитарные системы им также не пренебрегают. Не может работать достаточным аспектом одно партийность, так как она сталкивается и при авторитаризме. Суть различий, прежде всего - в отношениях страны с обществом. Если при авторитаризме сохраняется определенная бесконтрольность сообщества по отношению к государству, то в критериях тоталитаризма она игнорируется, отвергается. Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть претендует предоставить некий всеобщий сверх интерес населения, в котором пропадают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы. Утверждается полное отчуждение индивидуума от власти.

  Следовательно, тоталитаризм принудительным  образом снимает трудности: гражданское  общество - государство, народ - политическая власть. Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его собственных социальных функций саморегуляции и саморазвития. Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:

  o глобальная централизация общественной власти во главе с тираном;

  O господство репрессивных аппаратов;

  O управление представительных органов власти;

  O монополия верховодящей партии и интеграция ее и всех остальных общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти и перевоплощение крайних в типичные "приводные ремни " (средства) тоталитарной диктатуры.

  Легитимация власти основывается  на прямом давлении, государственной  идеологии и личной приверженности  граждан вождю, политическому лидеру (харизме). Правда и свобода личности практически отсутствуют. Весьма принципиальным признаком тоталитаризма является его социальная основа и обусловленная ею специфика властвующих элит. По понятию многих исследователей марксистской и других ориентаций тоталитарные режимы появляются на базе антагонизма средних классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее олигархии.

  Рассмотрим подробнее сущностные  черты и принципы функционирования  тоталитарных политических режимов.

  Прежде всего, об " идейном абсолютизме " тоталитарной власти. С ним соединено во-1-х, распределение в таких странах мессианской моно идеологии - социальной или национальной, призванной вдохновить, составить под знамени режимов широкие массы.

  Во-вторых, духовная подготовка населения  к определенным жертвам во имя решения " возвышенных героических задач ", идеологическое прикрытие корыстных интересов верховодящей номенклатуры.

  В соответствии с установками  тоталитарных режимов все граждане  призваны были выражать поддержку  официальной государственной идеологии, растрачивать время на ее исследование. Инакомыслие и вывод научной идеи официальной идеологии преследовались.

  Без понимания всего этого  нереально открыть предпосылки  утверждения гитлеровского и  сталинского политических режимов, разъяснить их связь с массами, их поддержку с народами данных государств.

  Особую роль при тоталитарном  режиме играет его политическая  партия. Только одна партия имеет  бессрочный статус верховодящей (управляющей), выступает или в  единственном числе, или " возглавляет " блок партий или других политических сил, наличие которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, формируется до происхождения самого режима и играет решающую роль в его установлении - тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским методом, после назначения их фаворита А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия делается государственной партией, партийные и государственные структуры соединяются и сливаются, и сама власть делается партийно-государственной.

  Специфическими чертами тоталитарного  режима является созданный террор  и полный контроль, применяемые  для снабжения приверженности  масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия принуждает сообщество жить в состоянии ужаса. В таких государствах конституционные гарантии или не существовали, или нарушались, вследствие чего становились вероятными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток.

  На гитлеровское гестапо и  советские органы НКВД не распространялись  никакие правовые и судебные  ограничения. Действия их направлялись  режиссерами власти не только против отдельных людей, но и против целых народов, классов и политических партий. В зависимости от конкретной страны такими врагами сообщества, режима могли быть объявлены евреи, коммунисты, капиталисты и т. п.

  Массовое уничтожение целых групп  населения во время полного контроля указывает огромную власть страны и слабость рядовых граждан. Для тоталитарных режимов типично монополия власти на информацию, полный контроль над средствами информации. С поддержкой СМИ и институтов духовной сферы обеспечиваются политическая мобилизация и практически стопроцентная помощь верховодящего режима.

  Жесткий централизованный контроль  над экономикой - важная черта  тоталитарного режима. Здесь контроль  служит двоякой цели. Во-первых, возможность  распоряжаться производительными силами сообщества формирует необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в других сферах вряд ли вероятен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди против воли могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.

  Леворадикальные политические режимы  для повышения производительности  труда в экономике употребляли  разные программы, побуждающие работников к интенсивному труду. Советские пятилетки и экономические преобразования в Китае являются образцами мобилизации трудовых усилий народов данных государств, и их итоги невозможно отрицать.

  Леворадикальные тоталитарные политические  режимы приживаются в среднеразвитых и развивающихся странах: Российская Федерация, Китай и другие, где смена существовавших ранее социальных и политических структур, форм собственности на совершенно новейшие осуществлялось через рабоче-крестьянские революции, направляемые компартиями. То, что мы знаем о русском сообществе в сталинские годы, и было леворадикальным тоталитарным политическим режимом.

Информация о работе Формы правления и государственные режимы