Формы правления и государственные режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 07:46, курсовая работа

Описание работы

По закону для анализа государственных органов власти правительства использовали методологические определение "форма правления", неоднозначно интерпретируемых в юридической литературе разных исторических эпох и стран. В основе объяснения, представленные категории основаны на двух фундаментальных философской точки зрения: материалистической или идеалистической. Идеалисты считают, что форма правления является проявлением чувство народной справедливости, общественного духа, морального или религиозного мировоззрения. Материалисты оправдать обусловленность любой модели политической власти в государстве реальных ощутимых факторов и социальных законов: обширность территории, или ограниченные, уровень экономического развития, географическое положение страны, плотность населения, соотношения классовых сил в общества и т.д.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………………6
1. Современные формы правления, их виды ………………………………..6
2. Республика как форма правления, ее виды ……………………………..14
3. Государственный режим и его виды ……………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………35
Глоссарий………………………………………………………………………..37
Список использованных источников……………………

Файлы: 1 файл

Формы правления.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

Главной отличительной особенностью парламентской республики является принцип политической ответственности правительства перед парламентом. В целом же она характеризуется следующими чертами:

а) президент является главой государства, но не главой правительства;

б) президент избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;

  в) правительство остается у власти  до тех пор, пока оно располагает  поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - большинства  нижней палаты), а в случае утраты  такой поддержки оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения внеочередных парламентских выборов;

г)  президент как глава государства обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

д) верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением;

  е) наличие должности премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;

ж) правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции;

з) правительство ответственно перед парламентом;

2.3 Смешанная республика

Смешанная форма правления - это такая разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики.

Смешанная республика (полу президентская, полу парламентская) сочетает сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная черта - двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. От президентской такая республика сохранила избрание президента непосредственно народом, от парламентской то, что глава исполнительной власти имеет право роспуска парламента, а парламент обладает правом на вотум недоверия. Так, во Франции Президент должен назначить главой правительства лицо, пользующееся доверием парламента. Смешанная республика существует сегодня в Австрии, Финляндии, Франции, Польше, Македонии, Португалии и ряде других стран.

В теократической республике главным лицом является духовный глава государства (Исламская республика Иран).

В настоящее время существуют гибридные формы республик. Например, в Соединенных президента Арабских Эмиратов раз в 5 лет избирать эмиров - монархов, глав Эмиратах. По традиции избирается президентом глава самого большого эмирата - Абу - Даби. В 1996 г. он был переизбран в пятый раз. Африканское государство Малави является республикой с пожизненной должностью президента, на Гаити власть президента передается по наследству.

Примеры советской республики представляли собой союзные республики бывшего СССР. Такой республике присущи следующие черты:

1) ядро политической системы - коммунистическая  партия, отсутствие многопартийности;

2) политическая основа - Советы народных  депутатов, отсутствие политического  плюрализма;

3) экономическая основа - единственный сектор в экономике - социалистический в форме государственной и колхозно-кооперативной собственности, отсутствие многоукладности экономики;

  4) Господство командно-административной системы.

В настоящее время в республиках Прибалтики сложились элементы парламентарной республики, в России, Республике Беларусь, других странах СНГ устанавливается режим республики президентского типа.

3 Республика как форма правления, её виды

Политический режим - это совокупность настоящих средств и методик, при поддержке которых осуществляется власть в конкретном государстве. Кроме термина " политический режим " в научной литературе употребляется термин " государственный режим ".

  Под государственным режимом  понимается подлинный распорядок  функционирования и взаимодействия акций государственного механизма. Государственный режим может соответствовать тому, что написано в Конституции, и имеют все шансы не подходить. Например, в конституции записан один распорядок избрания или отстранения президента от власти, а на самом деле употребляется другой, который время от времени не записан. В таком случае, подлинный государственный режим не совпадает с конституционным регулированием.

  Эти мнения не являются синонимами, так как большая часть их  значений не совпадают. Политический режим понимается как что-то наиболее масштабное и существенное, которое включает в себя не только активность страны, но и деятельности текущего состояния остальных элементов политической системы: политические партии, общественные организации и т. д. В политический режим также включает в себя текущий статус и правовое состояние людей, присутствие прав и свобод. В отличие от этого государственный режим в первую очередность характеризуется активность государственных органов, их отношения и воплощения власти.

  В литературе по иностранному  государственному праву нет единой  классификации государственных  режимов. Чаще всего выделяют  те же виды государственных  режимов, что и политических: демократический, авторитарный (властный), тоталитарный. Вместе с тем существует особая классификация государственных режимов, включающая:

- абсолютистский государственный  режим;

- мистериальный государственный  режим, когда правительство создается  одной большой фракцией;

- дуалистический государственный  режим( ограниченный дуализм власти) при абсолютной и дуалистической монархиях;

- парламентарный государственный  режим при системе, когда правительство  создается партийной парламентской  коалицией;

- президентский государственный  режим;

- легитимный государственный режим;

- нелегитимный государственный режим;

- свободный государственный режим;

- режим социальной демократии.

3. 1 Авторитарный государственно-политический  режим

  Авторитарный режим - это система  правления, при которой власть  осуществляется одним конкретным  лицом при меньшем участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает свой политический деятель из элитарной среды или верховодящая элитарная группа. Если этим лицом является царская семья - в этом случае авторитарный режим именуется абсолютной монархией. Многие эксперты считают авторитарный режим промежуточным между демократией и тоталитаризмом.

  Сохраняются такие режимы с  поддержкой аппарата принуждения  и давления армии. В отличие  от демократического режима власти, где репрессивный аппарат действует в рамках закона, в авторитарном государстве средства давления, напротив, держатся на виду.

  Власть, повиновение и порядок  ценятся при авторитарном режиме  правления более, чем воля, согласие и роль в политической жизни народа. В таковых аспектах рядовые граждане должны повиноваться законам, оплачивать налоги без собственного участия в их обсуждении.

  Существующие в авторитарных  государствах для ширмы демократические  институты настоящей силы в сообществе не имеют. Легализуется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается деятельность других политических партий и общественных организаций. Отрицаются взгляды конституционности и законности. Игнорируются разделения властей. Происходит строгая централизация всей государственной власти. Главой страны и правительства на всю жизнь становится фаворит верховодящей авторитарной партии. Вождизм преобразуется в официальный государственный принцип. Теория и практика авторитарного правления были выражены в афоризме " Государство - это я ", высказанном Людовиком xiv.

  Представительные органы на всех  уровнях, даже если и сохраняются, преобразуются в декорацию, закрывающую  авторитарную власть. Господствующую  роль играют вертикальные, иерархическо-бюрократические связи между институтами страны. Чаще всего наделены особой политической ролью войска.

  Авторитарный режим обеспечивает  власть индивидуального или коллективного  диктата, хоть какими средствами, в том числе прямым давлением. Им не позволяется никакой конкуренции политических субъектов. Монополия на власть - принцип авторитаризма. Вместе с тем авторитарная власть не ввязывается в те области жизни, которые непосредственно не объединены с политикой. Относительно независимыми могут оставаться (но не непременно остаются) экономика, культура, межличностные отношения. В известных пределах позволяется также независимость личности. Государство дифференцировано от сообщества, в ограниченных рамках работают институты гражданского сообщества.

  На основе выше перечисленного  можно подметить общие черты  авторитарных режимов. К числу  таких черт относятся последующие:

  O авторитарная власть имеет своим источником насильственный захват власти. Она не формируется народом и не ограничивается правом - кодифицированным или обычным, опирающимся на традицию;

  O для нее типично слияние законодательной, исполнительной и судебной властей, или их формальное, показное разделение;

  O при авторитаризме власть базируется на управленческий, полицейский и военно-карательный аппарат, держится на неприкрытом давлении или возможности его конкретного внедрения;

  O авторитаризм подразумевает жесткий централизм управления, монополизацию власти в руках верховодящей элиты или вождя;

  O в социальном плане авторитаризм пытается стать выше классовых различий, выразить общенациональный энтузиазм, что сопровождается общественной демагогией, популизмом;

  O во внешней политике для него характерны брутальные имперские установки.

  Необходимо знать и условия, при  которых появляется авторитарный государственно-политический режим:

1. Социальный и политический кризис  общества, выражающий переходный  характер переживаемого времени. Для такого кризиса характерна  смена устоявшихся традиций, образа  жизни, исторического уклада, которая связана с резкой модернизацией главных сфер публичной жизни и совершается в течение одного-двух поколений;

2. С ломкой исторического уклада  жизни общества соединено поражение  наличной социально-классовой структуры, проистекает маргинализация ключевой массы населения. Появление больших масс людей, " выбитых " из обычных " гнезд " существования, лишенных принадлежности и видящих в государстве и олицетворяющей его фигуре вождя единый шанс на выживание, в значимой мере радикализирует социальное и политическое поведение маргинальных переходных слоев, усиливает ступень их активности, заряженной отрицательной энергией разрушительства;

3. В сфере социальной психологии  и идеологии нарастают настроения  заброшенности и отчаяния, рвение  к " возобновлению " социальной справедливости путем установления поголовного равенства, потребительское отношение к жизни берет вершина над этикой производительного труда. Рождается образ неприятеля народа, персонифицируемого в лице какого-либо публичного института, социальной группы или нации. Возникает культ личности вождя, с которым связываются крайние надежды на преодоление кризиса;

4. В большой ступени вырастает  роль исполнительных органов  государственной власти и основной  военной силы - армии, обращаемой  внутрь сообщества. Особое смысл получает бюрократия, без которой нереально функционирование - более или менее удачное - исполнительной власти в условиях нарастающего кризиса и которая делается источником и хранителем власти, стоящей над обществом;

5. Наконец, решающим условием происхождения авторитаризма является лидер, владеющий престижем, признаваемый большинством нации, что ручается возможность бескровного, мирного захвата власти определенной политической группировкой. В ином случае неминуема гражданская битва, решающая спор между партиями и вождями.

  В мировом сообществе в xx веке имели место разные виды авторитарных режимов: полуфашистский, военно-диктаторский (нередкое явление в странах Латинской Америки), конституционно-авторитарный, а по-другому заявить монократический режим (соответствующий для некоторых стран Африки и отдельных стран Азии). Отмечаются еще конституционно-патриархальные, клерикальные и расистские режимы.

  Авторитарные режимы утверждаются  в условиях кризисных обстановок  или на основе не развитой  политической и социальной структур сообщества. Возможность происхождения авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма к демократии заложена в психологической реакции людей на кризисную ситуацию, в стремлении к социальной упорядоченности, прочности, предсказуемости. Они могут улаживать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Так, до второй мировой войны, во время кризиса в некоторых странах Западной Европы парламентский демократический режим оказался неспособным улаживать интенсивные общественные конфликты. В данных условиях возникли авторитарные системы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым режимом и после второй мировой войны под воздействием существовавших острых экономических и социальных противоречий.

  Механизм утверждения авторитарных режимов включает как преступные, насильственные способы ликвидации и подмены бывших политических институтов и правителей, так и формально - демократические процедуры (к примеру, приход к власти диктаторов в Индонезии или Бангладеш). Главные типы легитимности режима: рядовая, идеологическая (теологическая) и персональная легитимности. Непременная духовная основа авторитаризма - главенствующая идеология. В качестве таких могут выступать революционная, реакционная, националистическая, религиозная и другие виды идеологий.

  У авторитарного государственно-правового  режима есть свои слабые и  сильные стороны. Слабые стороны  авторитаризма содержатся в последующем: абсолютная зависимость политики  от позиции главы страны или  группы высших правящих, неимение у людей способностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.

  Достоинствами авторитарного режима  являются: высокая дееспособность  гарантировать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать противодействие политических противников.

Информация о работе Формы правления и государственные режимы