Формирование правового государства в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы – выяснить значение понятия «правовое государство» на основе теории права, и его применительную составляющую на примере Республики Беларусь.
Предметом исследования является механизм, на основе которого строится правовое государство на примере Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение 3 ст.
Правовое государство в теории 5 ст.
Конституция 9 ст.
Правовая система в РБ 14 ст.
Разделение властей 20 ст.
Законодательная власть 20 ст.
Исполнительная власть 24 ст.
Судебная власть 27 ст.
Президентская власть 29 ст.
Заключение 31 ст.
Список использованных источников 34 ст.

Файлы: 1 файл

курсовая ФПГ В РБ ч.docx

— 45.57 Кб (Скачать файл)

 

 

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

 

Факультет управления

 

Кафедра теории и истории государства и права

Специальность   Государственное управление и право

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине Теория государства и права

 

на тему Формирование правового государства в Республике Беларусь

 

 

Студент

 (курс, группа)

 

__________________

(подпись)

 

 (инициалы, фамилия)

Руководитель

_________________

(ученая степень, звание)

 

__________________

(подпись)

 

______________________

(инициалы, фамилия)


 

Минск 2014 
Оглавление

 

Ведение           3 ст.

Правовое государство в теории       5 ст.

Конституция          9 ст.

Правовая система в РБ                14 ст.

Разделение властей                 20 ст.

Законодательная власть                20 ст.

Исполнительная власть                24 ст.

Судебная власть                 27 ст.

Президентская власть                29 ст.

Заключение                 31 ст.

Список использованных источников             34 ст.               
Введение

Республика Беларусь является молодым государством, построенным на осколках крупнейшей державы с коммунистическим строем. Развал СССР, привел к появлению на просторах Европы новой, самостоятельной территориальной единицы, со своей конституцией и символикой. Беларусь не стала федерацией в составе России, как это сделали многие республики, а пошла своим путем, путем создания унитарного демократического правового государства.

Днем получения независимости от СССР, согласно историческим данным, является 27 июля 1991 года. В этот день была принята Декларация о суверенитете Беларуси. Практически с этого момента и началось становление и формирование республики.

За более чем 20 летний период, Беларусь сохранила свою территориальную целостность, приняла конституцию, проводила референдумы, создала законодательную базу, регламентирующую все сферы деятельности человека и государства, вышла на мировой уровень в экономических и юридических отношениях. Создание нового законодательства позволило учесть экономическую ситуацию в стране, и предоставить гражданам свободу прав и действий, о которой много говорилось в советские времена. Этот период смело можно отнести к начальному этапу в становлении правового государства.

Необходимо понимать, что ни одно государство не имеет идеальной правовой базы, той, что сможет исключить в законах противоречие нормативных актов, негативный итог при следовании букве закона с принятием нового закона. Поэтому работа законодательной и исполнительной власти в этом направлении совершенствуется, соответственно законодательная база дополняется новыми законами, позволяющими регулировать права и свободы гражданского общества соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития.

Тема курсовой работы - «Формирование правового государства в Республике Беларусь». Основная её цель – выяснить значение понятия «правовое государство» на основе теории права, и его применительную составляющую на примере Республики Беларусь.

Предметом исследования является механизм, на основе которого строится правовое государство на примере Республики Беларусь.

Для выполнения курсовой работы использовался формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения. Для написания курсовой работы использовались учебные пособия, Конституция, законодательные акты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовое государство в теории

Впервые в юридической науке термин «правовое государство» был озвучен немецким ученым Велькером в 1813г. Его суть заключается в обязанности всеми исполнения закона. Во времена антифеодальной борьбы этот лозунг был претворен в концепциях направленных на создание равных прав и свобод.

Со временем появляется множество формулировок понятия «правового государства» (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Профессор B.C. Нерсесянц определяет правовое государство как «правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина». Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть государства правового – именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его.

К основным признакам правового государства относят:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3.  Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон. Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону. Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие не правового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра. Правовой закон характеризуется следующими признаками:

- Правовой закон есть выражение  и закрепление объективированной  в праве меры свободы людей;

- Правовой закон воплощает в  себе принцип формального правового  равенства, имеющий всеобщий характер  справедливости; его требования  в одинаковой мере распространяются  на государственную власть и  граждан государства;

- Правовой закон учитывает и  охраняет интересы тех, кто находится  за пределами правового равенства (больных, престарелых, безработных);

- Правовой закон - это не продукт  воли и субъективного усмотрения  законодателя, а необходимая составная  часть объективно складывающегося  в данном обществе права. Законодатель  не создает содержания права; он только формулирует его  в нормах, отражая объективные  потребности развития общества;

- Правовой закон - антипод произволу. Реальная жизнь закона возможна  только в условиях правового  государства.

4.  Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5.  Взаимная ответственность государства и личности: личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6.  Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7.  Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8.  Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

Решающей социально-экономической предпосылкой правового государства является гражданское общество. В идеале гражданское общество – это содружество свободных граждан, основные права которых неотчуждаемы. Первейшая задача государства – обеспечение всеми возможными средствами свободы человека. Только свободный человек способен быть участником современного гражданского общества, обеспечивать себе и людям достойную жизнь, добиваться экономического и духовного процветания, создавать гармонию национальных отношений. Именно при таком условии возможно формирование демократического правового государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конституция

Обязательным атрибутом современного государства является Конституция. Она представляет собой наивысшую правовую форму, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования качественных общественных связей и отношений государственной власти. Наиболее часто понятие Конституции раскрывают следующей формулировкой: нормативный правовой акт высшей юридической силы государства закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем данного государства или содружества, основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности.

Республика Беларусь, приняла Конституцию в 1994 году, и трижды, в 1995, 1996 и 2004г., провела референдумы касательно внесения поправок в Основной Закон. На данный момент, Конституция насчитывает 146 статей.

Первая статья Конституции, характеризует Республику Беларусь как унитарное демократическое социальное правовое государство. Для того что бы выяснить так ли это, предлагаю более детально рассмотреть значение терминов согласно теории права и их действительности.

Унитарное государство – это единое суверенное государство, на всей территории которого действует одна конституция, единые органы власти (представительной, исполнительной и судебной) и единое законодательство. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, единую налоговую и финансовую систему. Это форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. Республика Беларусь состоит из 7 административно-территориальных единиц, 6 областей и столица — город Минск.

Демократия - политический режим государства или политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие либо через представителей, избираемых народом. Тем самым подразумевая взаимодействие различных общественных организаций, политических партий. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. На данный момент в Беларуси зарегистрировано 15 партий. Половина, из которых, является оппозиционно настроенной по отношению к президенту. Однако, яркой политической борьбы между партиями на выборах в парламент нет. Как и нет единого оппозиционного лидера, которого оппоненты режима могли бы выдвинуть в кандидаты президента, без поддержки прозападных или российских политических сил. Малая численность членов этих партий обусловлена слабым вовлечением граждан в политическую жизнь. Рассматривая государственное устройство Республики Беларусь в настоящее время, можно сказать, что с точки зрения демократизма или антидемократизма, следует признать, что в нашей стране демократический режим. К основным принципам демократизма относят:

- Суверенитет народа: именно народ  выбирает своих представителей  власти и может периодически  сменять их. Выборы должны быть  честными, соревновательными, регулярно  проводимыми. Под «соревновательными»  понимается наличие различных  групп или индивидуумов, свободных  выставлять свою кандидатуру, равных  в возможностях, включая выступления  в СМИ.

- Периодическая выборность основных  органов государства. Правительство  рождается в результате выборов  на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно  регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное  правительство. Поэтому необходимое  условие функционирования демократического  государства – лица, осуществляющие  верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов;

- Демократия защищает права  отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное  демократическим путем на выборах, – лишь необходимое условие  демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Сочетание правления большинства  и защита прав меньшинства  составляют один из основных  принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства  применяются дискриминационные  меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты, и честности  выборов и смены законно избранного  правительства;

Информация о работе Формирование правового государства в Республике Беларусь