Формирование правового государства в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы – выяснить значение понятия «правовое государство» на основе теории права, и его применительную составляющую на примере Республики Беларусь.
Предметом исследования является механизм, на основе которого строится правовое государство на примере Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение 3 ст.
Правовое государство в теории 5 ст.
Конституция 9 ст.
Правовая система в РБ 14 ст.
Разделение властей 20 ст.
Законодательная власть 20 ст.
Исполнительная власть 24 ст.
Судебная власть 27 ст.
Президентская власть 29 ст.
Заключение 31 ст.
Список использованных источников 34 ст.

Файлы: 1 файл

курсовая ФПГ В РБ ч.docx

— 45.57 Кб (Скачать файл)

Кодификация законодательства на отраслевой основе позволяет успешно обнаруживать и устранять пробелы и противоречия в отраслевом материале, способствуя совершенствованию национальной правовой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разделение властей

Согласно статье 6 Конституции, государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Суть этой системы заключается в том что каждая ветвь власти наделяется небольшой частицей компетенции в других ветвях власти, для того чтобы предупредить монополию какой либо из властей.

 

Законодательная власть в Республике Беларусь

В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительная и судебная ветви власти хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона. В конституциях многих стран закреплено, что воля народа является верховной во всех сферах жизни. Конкретным выражением фактического осуществления народного суверенитета является народное представительство посредством образования парламента страны.

Согласно статье 90 Конституции Республики Беларусь Парламентом является Национальное собрание Республики Беларусь, которое выступает представительным и законодательным органом. Национальное собрание − единственный законодательный орган государственной власти Беларуси. Это означает, что законодательную деятельность никто, кроме парламента, не вправе осуществлять, за исключением Президента. Он, в соответствии с пунктом 2 статьи 85 Конституции, имеет право издавать декреты, имеющие силу закона. Исключением являются декреты, предусматривающие изменение и дополнение Конституции, ее толкование, утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении, изменение порядка выборов Президента и Парламента, ограничение конституционных прав граждан, а также принятие норм, имеющих обратную силу.

Основная функция любого парламента − законотворческая (наряду с контрольной и распорядительной). При этом следует иметь в виду, что принятие законов − это дело обеих палат, однако законотворческий процесс всегда начинается в Палате представителей. Согласно белорусскому законодательству любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Многие другие полномочия являются, как правило, для каждой из палат исключительно ее полномочиями и не требуют обязательного участия другой палаты. В связи с закреплением в статье 97 Конституции перечня проектов законов, которые рассматриваются Палатой представителей, можно сделать несколько выводов. Во-первых, к компетенции Палаты представителей (а значит, и парламента в целом) отнесено принятие нормативных актов в виде законов в сфере наиболее важных общественных отношений; во-вторых, факт формулирования данного перечня означает, что в данной сфере общественные отношения могут быть урегулированы лишь таким видом нормативных актов, как закон. Таким образом, здесь следует говорить о гарантиях деятельности законодательного органа, о недопустимости вторжения в его сферу влияния другой ветви власти.

Новая редакция Конституции 1994 г. существенно изменила правовой статус многих государственных органов: Президента, парламента, правительства, министерств, ведомств, местных Советов депутатов и др. Появились новые государственные структуры, внедрена новая система сдержек и противовесов в отношениях разделения властей и их взаимодействия. Палата представителей дает согласие Президенту на назначение премьер-министра; одобряет или отклоняет программу деятельности правительства, с которой выступает премьер-министр; рассматривает по инициативе премьер-министра вопрос о доверии правительству; выражает вотум недоверия Правительству, а также отменяет распоряжения председателя Палаты представителей. Палата представителей может принимать решения по иным вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Совет Республики также обладает достаточно широким кругом полномочий. Если говорить о законотворческом процессе, то в первую очередь следует право Совета Республики одобрять или отклонять принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов.

Совет Республики является второй инстанцией, которая после Палаты представителей рассматривает обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности; рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее, чем в трехдневный срок после их внесения, принимает соответствующее решение.

В силу своей природы как коллегиальный представительный орган парламент вправе осуществлять контрольную деятельность, которая заключается в изучении исполнения принятых нормативных актов (законов и постановлений).

В случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, полномочия палат парламента могут быть прекращены досрочно. С прекращением полномочий Палаты представителей или Совета Республики по решению Президента могут быть также прекращены полномочия соответственно Палаты представителей или Совета Республики. Так, полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии правительству, выражении вотума недоверия правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение премьер-министра. Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения ими Конституции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнительная власть

Исполнительная власть призвана осуществлять государственное управление. Органы государственного управления представляют собой сложную систему, которую можно представить в следующем виде:

1) Совет Министров Республики  Беларусь – центральный орган  государственного управления;

2) республиканские органы исполнительной  власти отраслевой и функциональной  компетенции: министерства, государственные  комитеты, государственные организации, подчиненные Совету Министров  Республики Беларусь;

3) местные органы государственного  управления: областные, районные, городские, поселковые и сельские исполнительные  комитеты, местные администрации.

Некоторые ученые полагают, что и Президент Республики Беларусь входит в данную систему власти. Так, А.Н. Крамник считает, что «Президент Республики Беларусь входит в систему органов исполнительной власти, поскольку он обладает широкими управленческими полномочиями и по существу возглавляет систему исполнительной власти»

Президент обладает широкими полномочиями не только в сфере исполнительной власти, но и в других сферах и не входит в систему какой-либо ветви государственной власти. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Президент Республики Беларусь является Главой государства. Он обеспечивает преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Правительство занимает важное место в системе органов государственной власти. Оно является основным, центральным институтом управления государственными делами, поэтому ни одно государство не может обойтись без правительства.

Правительство Республики Беларусь – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления, который осуществляет в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом.

В состав Совета Министров Республики Беларусь входят Премьер-министр Республики Беларусь, его заместители и министры. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления.

Правительство наделено широкими полномочиями, позволяющими ему эффективно воздействовать на общественные отношения. Основные полномочия Правительства предусмотрены в Конституции. Более детально они раскрываются в Законе «О Совете Министров Республики Беларусь».

Совет Министров Республики Беларусь при необходимости передает решение отдельных входящих в его компетенцию вопросов государственного управления республиканским органам управления, за исключением вопросов, решение которых относится к его исключительной компетенции.

В систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров, входят:

- министерства, государственные комитеты, которые являются республиканскими  органами государственного управления (функциональными или отраслевыми), проводящими государственную политику, осуществляющими регулирование  и управление в определенной  отрасли (сфере деятельности) и координирующими  деятельность в данной отрасли (сфере деятельности) других республиканских органов государственного управления;

- объединения юридических лиц, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров  Республики Беларусь.

Единая система местных органов управления состоит из областных, городских, районных, поселковых, сельских исполкомов, а также местных администраций.

Местный исполком – это коллегиальный орган управления общей компетенции, который обеспечивает решение всех вопросов управления. В состав исполнительного комитета входят: председатель исполкома, его заместители, управляющий делами и члены исполнительного комитета.

Исполнительный комитет непосредственно руководит деятельностью всех своих управлений, отделов, иных органов. Непосредственно и через подчиненные ему органы исполком направляет и контролирует деятельность объектов местного хозяйства. В некоторых случаях исполкомы областных и Минского городского Советов могут устанавливать нормы поведения, обязательные для всех должностных лиц и граждан, находящихся на подведомственной территории.

Таким образом, перечень элементов системы органов исполнительной власти свидетельствует о ее сложности. Деятельность каждого органа исполнительной власти регламентирована многочисленными нормативными правовыми актами: Конституцией, законами, положениями и т.д. Особенностью данной группы субъектов является и то, что они выступают обязательной стороной административно-правового отношения. Без их участия такого отношения не может быть вообще.

 

 

 

 

Судебная система Республики Беларусь

В правовом государстве важное место в системе ветвей власти отводится судам. Они выступают в качестве гаранта соблюдения прав и свобод граждан и могут признавать неконституционными решения любых государственных органов и должностных лиц в случае, если они противоречат конституции и законам. Главная цель судебной системы заключается в осуществлении правосудия, основанного на принципах законности, гуманизма, справедливости и демократизма. Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции Республики Беларусь.

Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из:

- Конституционного Суда;

- системы общих судов;

- системы хозяйственных судов.

Военные суды являются судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в вооруженных силах и других воинских формированиях государства.

На территории Республики Беларусь, действуют так же суды, не входящие в судебную систему страны – международный арбитражный суд и экономический суд СНГ.

Судоустройство в Республике Беларусь определяется: Конституцией (ст. 19-27, 116), законом Республики Беларусь от 30 марта 1994 года «О Конституционном Суде Республики Беларусь»; кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей; декретом Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. №14 "О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь" и другие НПА.

Суды в правовом государстве, разрешают конфликты, споры между участниками общественных отношений на основе Конституции и законов, осуществляют конституционный контроль, т.е. проверку на соответствие законов и других актов и действий различных государственных органов, должностных лиц принципам и нормам Конституции. Так же защищают, восстанавливают нарушенные права и свободы граждан и других субъектов общественных отношений, применяют меры юридической ответственности конституционной, гражданской, административной, уголовной и т.п. в виде наказания за содеянные правонарушения на основе закона и в установленном законом порядке, т.е. в форме конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства.

Социальное назначение судов - обеспечение надлежащего правового режима во всех областях общественной жизни. По своим задачам суды - правоохранительные органы, и им принадлежит ведущее место среди других органов государства, деятельность которых направлена на укрепление законности и правопорядка. Существенное значение в контексте действия принципов правового государства имеет институт судебного конституционного контроля за правомерностью законов и других правовых актов и действий всех властей для обеспечения верховенства и прямого действия конституции в обществе и государстве. Конституционный Суд дает заключения о конституционности нормативных актов по предложениям Президента, Национального Собрания, Верховного Суда, Совета Министров Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

Президентская власть в Республике Беларусь

В Республике Беларусь институт президентства имеет двадцатилетнюю историю, начало которой было положено в 1994 году. Изначально Президент являлся «главой государства и исполнительной власти» (ст. 95 Конституции в редакции 15 марта 1994 г.). 14 мая 1995 г. всенародным решением, принятым на референдуме, Президент приобрел право распускать парламент. Итоги второго республиканского референдума 24 ноября 1996 г. привели к замене системы правления в Беларуси с президентской республики на смешанную (президентско-парламентскую) республику с широкими полномочиями Президента. В результате третьего референдума 17 октября 2004 г. было отменено ограничение на количество сроков пребывания на посту Президента одного лица.

Информация о работе Формирование правового государства в Республике Беларусь