Формационный и цивилизационный подход к типологии государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования является выявление ключевых аспектов в раскрытии темы.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи: - - характеристика понятия типологии государства;
- анализ формационного подхода к типологии государства;
- характеристика цивилизационного подхода к типологии государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………3
I. Понятие государства…………………………………………………….…….5
II. Формационный подход к типологии государств…………………….……..13
III. Цивилизационный подход к типологии государств…………………...….22
IV. Иные подходы к типологии государств………………………….………..29
Заключение…………………………………………………………….………..35
Список использованной литературы………………………………………….38

Файлы: 1 файл

формационный и цивилизационный подход к типологии государства.docx

— 69.04 Кб (Скачать файл)

Понятие «тип государства» очень емко выражает исторически изменяющуюся социальную природу государства, позволяет  достаточно точно определить характер государства самых разнообразных  эпох истории. Тип государства –  это строгая система его важнейших  сторон и свойств, порождаемых соответствующей  исторической эпохой.

С позиций формационной теории, как  она традиционно трактовалась в  отечественной марксистско-ленинской  теории государства, тип государства, т.е. фактически главное и решающее в его природе, определяется тем, какому классу (классам) оно служит, а значит, в конечном счете какому экономическому базису данного общества, формирующему эти классы. Другими  словами, тип государства с этих позиций есть совокупность тесно  взаимосвязанных черт государства, соответствующих определенной классовой  структуре общества, которая в  свою очередь обусловлена экономическим  базисом общества.7

Иначе решается вопрос о типе государства (и соответственно типологии государств) в рамках цивилизационного подхода. Согласно цивилизационной теории тип  государства, его социальная природа  определяются в конечном счете, как  уже подчеркивалось, не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными  факторами. Как пишет, например, в  своем фундаментальном труде  «Постижение истории» известный  английский историк и философ  А. Тойнби, «культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический  и тем более политический планы кажутся искусственными, несущественными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации».8

Подводя итоги написания данной главы можно сделать вывод. Что  каждое отдельное государство становится полем борьбы двух видов воздействия на него: формационного, т.е. материально-производственного, и культурно-духовного, цивилизационного. Какая из них победит даже в конечном счете, заранее сказать нельзя. Именно с этим связаны альтернативность и многовариантность развития в государственной и других сферах общественной жизни. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что правильное понимание соотношения государства с социально-экономическим строем предполагает использование обоих подходов: формационного и цивилизационного. Однако исторический опыт государственности, обобщенный на теоретическом уровне, показывает, что жесткая привязка природы того или иного государства к социально-экономической формации, еще не дает ответа на многие вопросы, возникающие в среде государственности.

Тут лежит и мощный пласт цивилизационных, социокультурных, национальных факторов и традиций, наряду разумеется и  с экономическими факторами.

II. Формационный подход к типологии государств

 

До недавнего времени формационный подход признавался у нас в  качестве единственно возможного и  научного, поскольку выражал марксистское отношение к вопросу о типе государства.

Суть его в том, что выяснение  типа государства основывается на понимании  истории как естественноисторического процесса смены общественно-экономических  формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует  определенный тип государства. Аналогично понятием типа государства охватываются общие, наиболее существенные признаки, характерные для всех государств одной и той же социально-экономической  формации. При этом под социально-экономической  формацией понимается определенный социально-экономический строй общества, который обусловлен господствующими  в данный период отношениями собственности. Маркс пять таких формаций -первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную, коммунистическую.9

Главным классификационным критерием  в данной типологии являлся уровень  развития производительных сил и  производственных отношений, который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства.

Для определения типа государства  в данном значении необходимо ответить на три вопроса. Какой общественно-экономической  формации, какому типу производственных отношений соответствует данное государство? Орудием какого класса оно является? Каково социальное назначение данного государства? Для обозначения выделяемых на этом основании типов государства используется термин «исторические типы государства».

Таким образом, особенность формационной типологии состоит в том, что  она выявляет связи государства  и права с другими социальными  явлениями. Вместе с тем формационный подход пока не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много  тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой  линии - первобытно-общинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными путями к государствообразованию.

Каждый тип государства имеет  свои специфические особенности, которые  определяются характером господствующих экономических отношений, социальных и политических организаций. В связи  с этим представляется возможным  выделить следующие исторические типы государств.

Восточное государство. Оно характеризуется господством государственной и общественной собственности на средства производства, индивидуальная (частная) собственность здесь не получила широкого распространения и имела лишь вспомогательный характер; основную массу населения составляли крестьяне-общинники, которые являлись основной производительной силой и объектом налогообложения, основными рабовладельцами являлись государство и храмы; социальный статус индивида определялся его местом в государственной иерархии, это же определяло его отношение к средствам производства; подавление человека, его инициативы, его личности, его воли начиналось и осуществлялось уже в пределах того коллектива, к которому он принадлежал по рождению; государственная организация характеризовалась сосредоточением власти в руках монарха, который зачастую являлся также и главой церковной организации; государственный аппарат был представлен тремя основными ведомствами: ведомство общественных работ, военное, налоговое; особое место в государственном аппарате занимала профессиональная армия; неразвитость товарно-денежных отношений определяла невысокий уровень развития права.

В дополнение к таким вездесущим ведомствам, какими являлись финансовое и военное, на Древнем Востоке  неизменно фигурирует ведомство  публичных работ, занятое строительством и поддержанием оросительных систем, дорог и пр. Финансовое и военное  ведомства служат в известном  смысле его дополнениями: военное  ведомство поставляет рабов-иностранцев, финансовое изыскивает средства, необходимые  на содержание весьма развитого управленческого  аппарата, для пропитания массы людей, занятых в строительстве, и т.п. В своей совокупности все три ведомства - военное, финансовое и публичных работ - составляют государственный бюрократически организованный аппарат власти, в свою очередь нуждающийся в связующем звене, каковым и являются для него фараон и т. д. Тем не менее именно здесь, на Востоке, возникли и развились земледелие, скотоводство, ремесла, архитектура и т. д., а вместе с тем государственность и право, юридическая литература и культура вообще,

Вместе с тем нельзя не видеть, что все основное, что происходило  в хозяйственной или правовой жизни стран Древнего Востока, не может быть понято вне рабства  как главного фактора в жизнедеятельности  древневосточных обществ.10

Рабовладельческое государство. Классическая форма его существовала в Древнем Риме. В момент основания Рима и до правления последних царей у римлян существовал родообщинный строй, постепенно изменявшийся в сторону ремесленных и профессиональных делений (жрецы, земледельцы, воины, скотоводы, кожевенники, оружейники, торговцы и др.)- Родовые общины делились на семейные, и со временем они стали основными ячейками (институтами) общества с неограниченной властью отца-домовладыки. Среди племен, входивших постепенно в Римское государство-общину, возникали конфликты и соперничество за представительство и участие в учреждениях власти.

Общество делилось на две большие  группы: свободное население и  рабы. Власть принадлежала и выражала интересы рабовладельцев. Полноправными  в римской общине были только лица, принадлежавшие к одному из родов  и зачисленные в курию. Их называли патрициями -потомками знатных родоначальников. Такие зависимые отношения поддерживались обычаями и религией.11

Среди форм политической власти большое  распространение получила республика, что было обусловлено существованием значительной группы мелких и средних  собственников. Республика являлась той  формой, которая позволяла находить компромисс между конкурирующими социальными  группами. Право здесь получило большое развитие. Классическим примером тому явилось римское право, которое отличается высоким уровнем разработанности правовых институтов, регулирующих товарно-денежные отношения.

В римском полисе выработалось осознание  противоположности между интересами и заботами государства (в данном случае всей римской общины) и интересами подданных (область частной пользы). Это различение интересов и забот  впоследствии было зафиксировано в  виде различения двух основных отраслей правового общения и регулирования - области публичного и частного права.

Феодальное государство. Экономическую основу данного типа государств составляла феодальная собственность, которая носила условный характер. Верховным собственником был монарх, а все остальные держатели этой собственности.

Социальная организация характеризуется  делением общества на сословия, то есть большие группы людей, которые имеют  одинаковые права и обязанности, передающиеся по наследству. Причем социальное неравенство было законодательно закреплено.

Основной формой государственного устройства была монархия. В своем  развитии феодальное государство прошло четыре этапа: период раннефеодальной  монархии; политической раздробленности; сословно-представительной монархии; абсолютной монархии.

Основу правовой системы составляли правовые обычаи, дополненные королевским  законодательством.

Буржуазное государство. Оно базируется на таких принципах, как экономическая свобода, формальное равенство, народное представительство.

История феодальных общественных отношений  позволяет увидеть, как из массы  городского люда, находившегося под  гнетом сеньоров, вырастает мало-помалу третье сословие, а затем класс  буржуазии. В той же степени можно  заметить рождение пролетариата. Его  историческими предшественниками  являются крепостной крестьянин и подмастерье.

Экономическая структура капитализма  вырастала из экономической структуры  феодализма.12

Возникновение класса наемных рабочих  стало возможным с ликвидацией  тех отношений, которые привязывали  крестьянина к земле, а подмастерье  к его цеху. «Наемный труд в национальном масштабе, а потому также и капиталистический  способ производства, возможен только там, где рабочий лично свободен. Он покоится на личной свободе рабочих» .

Зарождение капиталистической  системы происходит в XIV-XVI столетиях, когда наиболее характерной формой капиталистического производства является еще мануфактура. Со второй половины XVIII века на смену ей приходит фабрика, а вместе с ней зарождается крупная промышленность.

Кардинальные перемены происходят и в тех сферах человеческой активности, которые относятся к техническому прогрессу, идеологии, вкусам и нравам (изобретение цепа, служащего для  обмолота хлебов, коса, ветряные мельницы, возрождается строительное искусство, высоким образцом которого является готика, и т. д.).13

Буржуазное государство прошло в своем развитии следующие этапы:

- домонополитические государство.  В это время буржуазия добивается  ликвидации наиболее одиозных  остатков феодализма; буржуазные  производственные отношения, буржуазное  государство и право, буржуазная  идеология становятся господствующими;  экономическое развитие, реализуя  возможности, заложенные в новом  способе производства, происходит  по восходящей линии (несмотря  на периодические кризисы перепроизводства); противоположность между трудом  и капиталом хотя и выявлена, но не достигает еще особой  остроты.

- примерно с 70-х годов Х1Хв. начинается этап монополитического  государства, когда оно превращается  в инструмент политики монополистической  буржуазии.

Со второй четверти ХХ в. начинается третий этап, суть которого состоит  в трансформации буржуазного  государства в социальное.

Это рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы государства. Первые три из них охватываются единым родовым понятием эксплуататорского  государства. В качестве противоположности  указанным типам государства  классики марксизма рассматривали  государство нового, социалистического  типа, которое характеризовали как  «государство не в собственном смысле»  или «полугосударство». Марксистская теория устанавливает зависимость классовой сущности, типа государства от системы социально-экономических отношений той или иной формации.

Информация о работе Формационный и цивилизационный подход к типологии государства