Форма правления как элемент формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего научного исследования заключается в рассмотрении форм государственного правления в разрезе их видов, а также в выявлении особенностей данных форм по различным признакам.
Достижение поставленной цели осуществляется посредством решения следующих задач:
дать понятие формы государственного правления;
рассмотреть монархическую форму государственного правления;
рассмотреть республиканскую форму государственного правления.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие, признаки и виды форм правления 5
Глава 2. Понятие, признаки и виды монархии как формы правления 7
2.1 Абсолютная монархия 12
2.2 Конституционная монархия 15
3.1 Президентская республика 20
3.3 Смешанная республика 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложения…………………………………………………………..……………31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по праву.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

Иногда министры образуют Совет министров во главе с  административным премьер-министром, но и в этом случае фактическим (а часто и юридическим) главой правительства остается президент. Зачастую же (США, многие страны Латинской Америки) министры не образуют особого органа — правительства, они составляют кабинет президента, его совещательный орган. В президентской республике президент избирается непосредственно гражданами. Он получает свой мандат непосредственно от народа и не зависит от парламента (кроме случаев рассматриваемого ниже импичмента).

Министры (премьер-министр и Совет министров, там, где он есть) назначаются президентом по своему усмотрению (в некоторых странах, например в США, требуется утверждение верхней палаты парламента, в чем она отказывает очень редко и не по партийным соображениям). Министры не нуждаются в доверии парламента (нижней палаты), и такого голосования не проводится.

В президентской республике страной управляет та партия, которая победила на президентских выборах, а не на выборах в парламент, в ее руках исполнительная власть, хотя в некоторых странах, особенно в США, велика и роль парламента (во многих других странах парламент занимает скромное положение). Законы принимает только парламент, но президент имеет право отлагательного вето и часто его используют особенно в условиях «разделенного правления», когда в парламенте имеет большинство другая партия, чем та, к которой принадлежит президент. Министры ответственны только перед президентом, парламент не может уволить их в отставку путем вотума недоверия.

В настоящее время  президентская республика классического типа, о которой речь шла выше, подвергается модификациям. Возникает президентская республика с некоторыми чертами парламентской формы. Во-первых, как говорилось, в некоторых странах (Египет, Перу и др.) учреждается должность премьер-министра, назначаемого президентом, создается Совет министров. Министры в каких-то отношениях становятся подчиненными премьер-министру, а не только президенту, что несколько ослабляет принцип президентского правления. Во-вторых, при сохранении основной ответственности министров перед президентом устанавливается ограниченная ответственность министров перед парламентом, что совсем не свойственно президентской республике (Уругвай, Перу, Эквадор), а в некоторых странах — и ответственность премьер-министра и всего Совета министров. Правда, эта ответственное затруднена и в конечном счете вопрос решается президентом, но возможны такие ситуации, когда он должен отправить министра или правительство в отставку в результате недоверия парламента (например, в Египте, если недоверие подтверждено путем референдума избирателей). Иногда конституция очень четко устанавливает случаи, когда возможно недоверие. В Казахстане (ст. 53 Конституции 1995 г.) правительство ответственно перед парламентом только в одном случае: отклонение программы правительства означает недоверие, но принятие такого решения затруднено (за него должны проголосовать 2/3 списочного состава парламента, причем на совместном заседании обеих палат). В других странах таких жестких условий нет, но предложить резолюцию о недоверии министру может лишь значительное число парламентариев (в Перу четвертая часть однопалатного парламента).

На деле недоверие  правительству при «сильном»  президенте не выносится. Такие факты неизвестны. Президент сам меняет правительство, если он видит такую необходимость и соответствующее отношение к правительству со стороны парламента. Сложно что-то сказать и о недоверии отдельным министрам. В Египте таких фактов не было, да и вряд ли возможно: абсолютное большинство (более 90%) депутатов принадлежат к партии президента (в настоящее время — президента Мубарака), и они вряд ли выразят недоверие «своему» министру, назначенному «своим» президентом.

Выше мы уже упоминали  концепции и практики партии-государства, о пожизненных президентах в президентско-монократических республиках прошлого (Гвинея, Заир, Малави, Экваториальная Гвинея, Уганда и др.), где президент возглавлял и государственный аппарат, и единственную разрешенную партию. Учитывая особую роль президента и слабость парламента в некоторых странах Латинской Америки, в Сирии их нередко называют суперпрезидентскими республиками. Свои особенности имеет республиканская форм условиях военных режимов, когда высшим органом государства является созданный в результате переворота военный (революционный и т.д.) совет, избирающий своего руководителя президентом (иногда — исполняющим обязанности президента, иногда — временным президентом). Это — милитарно-президентская республика. Это — временная форма, но в отдельных странах до перехода к гражданскому режиму она существовала более 10 лет (Алжир, Нигерия, Эфиопия и др.).

В различных видах  президентской республики прямые и  обратные связи органов государства с заселением имеют свои особенности. В милитарно-президентской республике по существу имеют место только прямые связи путем командного метода управления (на места также назначаются коменданты-офицеры). Связи, основанные главным образом на принуждении, хотя и в меньшей степени, характерны также для суперпрезидентской республики. В президентско-монократаческой республике для таких связей используется единственная огосударствленная партия, но все эти связи приобретают, в конечном счете, персональный характер и направлены на укрепление власти пожизненного президента – идеолога государства. В традиционной президентской республике центром связей, с одной стороны, является президент, деятельность которого более открыта для населения (иногда – вплоть до интимных сторон, как это имело место в США в связи с обсуждением в 1993 г. правоохранительными органами некоторых вопросов о сексуальных отношениях Президента Клинтона), с другой — парламент. На местах нередко в качестве представителей государства, назначаются лица, избранные населением, что является одной из форм для установления и прямых, и обратных связей.

 

3.2 Парламентская республика

 

«Парламентская республика - разновидность современной формы  государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту»9.

В такой республике правительство формируется парламентским  путем из числа депутатов,  принадлежащих к тем партиям,  которые располагают большинством голосов в парламенте.  Правительство  несет  коллективную ответственность перед парламентом за свою деятельность. Оно остается у власти до тех пор,  пока располагает поддержкой  парламентского  большинства. В случае, утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку,  либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных выборов.

Как правило,  глава  государства в подобных республиках  избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом  парламентского контроля  над  исполнительной властью.  Процедура избрания главы государства в современных парламентарных  республиках  неодинакова.  В Италии, например,  президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании,  но при этом в выборах участвует также  по три делегата от каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламентов в избрании  главы  государства также разделяется с представителями членов федерации.  Так,  в Федеративной Республике Германии президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального  представительства.  Выборы главы государства  в  парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права,  что  характерно,  например, для Австрии, где президент избирается населением сроком на шесть лет.

Глава государства в  парламентарной республике  обладает  довольно обширными полномочиями.  Он обнародует законы,  издает декреты,  имеет  право роспуска парламента,  назначает  главу  правительства,  является главнокомандующим вооруженными силами.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров) назначается, как правило, президентом. Он формирует  возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть  и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью.  Парламент обладает важными  финансовыми полномочиями,  поскольку  он разрабатывает и принимает государственный бюджет,  определяет  перспективы  социально-экономического развития страны,  решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

Последние десятилетия  показывают, что классические формы  парламентской и президентской республик не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису всей политической системы. Так, если в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих фракций, то страна обречена на частые правительственные кризисы и отставки. Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлений создаются смешанные (полупрезидентские) современной государственности.

 

3.3 Смешанная республика

 

«Смешанная республика или ещё ее называют президентско - парламентская  отличается двойной ответственностью правительства – перед президентом и парламентом» 10.

Схожие черты правления  можно найти и в современной  России, хотя роль парламента существенно  ограничена по сравнению с французским парламентом. Смешанная республика сочетает в себе наиболее сильные стороны парламентской и президентской систем правления.  Она соединяет в себе сильную президентскую власть (достоинство президентской республики) и эффективный контроль за правительством со стороны парламента (сильная сторона парламентской республики).

С одной стороны, президент  наделён широким кругом полномочий: он является главой государства, верховным  главнокомандующим, обладает отлагательным  вето на решения парламента, назначает главу правительства (премьер-министра), имеет право распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение.

С другой стороны, парламент  имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства  посредством утверждения бюджета страны, вынесения вотума недоверия им. Например, по Конституции Французской Республики  1958  г. президент избирается  гражданами  и  руководит правительством, что характерно для президентской республики.  В  то  же  время, назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента - Национального собрания, что характерно для парламентарной  республики.  Вместе  с тем Президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению,  что не характерно ни  для той,  ни для другой разновидности республиканской формы правления. (пример формы правления во Франции представлен в приложении 4).

Наблюдается самое различное  соединение элементов парламентарной и президентской республик, а  иногда появление таких черт, которых не было ни у одной из этих форм. В последнем случае происходит не просто смешение разных сторон отдельных разновидностей республиканской формы правления, а рождается новое качество, возникает своеобразный гибрид. В результате остается все меньше "чистых" президентских или парламентарных республик, возникают полупрезидентские, полупарламентарные республики.

Один из наиболее типичных примеров смешанной формы - республика Перу по конституции 1933 года (до переворота 1968 г). Отличительная черта формы  правления в Перу состояла в двойственном положении правительства по отношению к президенту и конгрессу по вопросу о политической ответственности. Совет министров был ответственен как перед президентом, так и перед законодательным органом. К тому же реализацию президентом некоторых своих важных функций конституция ставила в преимущественную зависимость от волеизъявления конгресса.

Особая разновидность  смешанной формы правления существовала в Панаме с 1972 по 1979 годы. Ее отличительная  черта состоит в особом положении главы правительства в системе государственных органов республики - по конституции 1972 года он, а не президент был ключевым звеном государственного механизма. Совет кабинета наделялся совещательными полномочиями и действовал как консультативный орган при носителе высшей исполнительной власти - главе правительства. Еще одна особенность формы правления Панамы до конца 1978 года - формальное отсутствие в стране партийной системы, поэтому парламентские выборы проводились по территориальному признаку.

.  

Заключение

 

В курсовой работе мы изучили  понятие формы государственного правления, дали подробную характеристику каждой из форм по видам и признакам. Подробно рассмотрели две основные формы государственного правления: монархию и республику.

На основе проведенных исследований можно сделать некоторые выводы.

С целью преодолеть недостатки парламентарной и президентской форм правления и соединить их плюсы в современных условиях все чаще прибегают к созданию смешанной, полупрезидентской, полупарламентарной республики.

В целом создание смешанных  и "гибридных" форм правления, как  показывает опыт многих стран, имеет  несомненные плюсы. Тем самым  обеспечивается стабильность управления страной, устраняется возможность  частой смены правительства по конъюнктурным  партийным соображениям, обеспечивается консолидация партий. Не нарушая местного самоуправления, этот процесс ведет к укреплению роли государственной власти на местах, способствует единству государства. Это особенно важно в условиях стран, которые не имеют опыта длительного парламентского управления.

Информация о работе Форма правления как элемент формы государства