Федеральные государственные образовательные стандарты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 09:59, доклад

Описание работы

Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты?
Федеральные государственные образовательные стандарты
устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи
7. «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований,
обязательных при реализации основных образовательных программ начального
общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими
государственную аккредитацию».
Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся,
освоивших основную образовательную программу начального общего
образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-
смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные
позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность
основ гражданской идентичности.

Файлы: 1 файл

Образовательные стандарты.docx

— 45.38 Кб (Скачать файл)

Этим определяются цели преподавания психологии и рамках данных образовательных программ:

1) формирование  у студентов представления о  системе психологических знаний, о психологии как научной дисциплине  и практической деятельности; 
2) знакомство с методами психологического познания и психологической практики; 
3) обучение студентов психологии как средству познания других людей; 
4) обучение студентов психологии как средству самопознания; 
5) обучение студентов психологии как средству саморазвития.

5. Основные образовательные программы  послевузовского профессионального  образования по различным научным  специальностям

Учитывая, что основной задачей данных программ является подготовка научно-педагогических кадров но данным специальностям, в цикл образовательно-профессиональных дисциплин рекомендуется включать педагогические и психологические дисциплины. Психология обычно изучается в рамках курса «Психология высшего образования». Основными целями преподавания психологии являются:

1) обучение основам  знаний по современной научной  и практической психологии; 
2) обучение умениям применения психологических знаний для эффективной организации преподавательской деятельности.

6. Программы средней (полной) общеобразовательной  школы

Среднее (полное) общее  образование является третьей ступенью школьного образования. Данные программы  направлены на овладение учащимися  системой знаний о природе, обществе и человеке, формирование их мировоззрения. На старшей ступени школы обучение строится на основе профильной дифференциации: естественнонаучной, гуманитарно-филологической, социально-экономической, физико-математической, технико-технологической, художественно-эстетической и др. Однако могут сохраняться непрофилнрованные общеобразовательные классы.

Психология в  этих программах может изучаться  и как факультативный, и как  обязательный предмет. Цели и содержание обучения психологии в средней общеобразовательной  школе не должны дублировать цели и содержание высшего профессионального  образования. Главным в изучении психологии в средних школах, гимназиях  и лицеях является психологическое  просвещение, формирование психологической  грамотности и психологической  культуры учащихся. В учебно-воспитательной программе психология выполняет  общеобразовательную, общекультурную и развивающую функции. В старших  профильных классах преподавание Топологии  может играть также профориентационную роль, способствовать более близкому знакомству со сферой будущего среднего специального или высшего профессионального образования.

Все вышесказанное  определяет цели преподавания психологии по данным образовательным программам:

1) обучение психологическим  знаниям как составной части  мировоззрения и общей культуры; 
2) знакомство с методами психологического познания и психологической практики; 
3) обучение психологии как средству познания других людей; 
4) обучение психологии как средству самопознания; 
5) обучение психологии как средству саморазвития; 
6) профессиональная ориентация.

7. Программы начальной и основной  школы

Начальное общее  образование и основное общее  образование являются соответственно первой и второй ступенями школьного  образования.

На первой ступени  — в начальной школе — учащиеся обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами творческой самореализации, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. В этот период происходит интенсивное  умственное развитие, формирование приемов  учебной деятельности, способностей самостоятельного приобретения знаний и их применения при решении познавательных задач, развиваются коммуникативные  умения детей. Психология как отдельный  учебный предмет редко изучается  в этот период, хотя элементы психологических  знаний так или иначе используются и других предметах, а также по внеклассных мероприятиях психологического характера.

Вторая ступень  школьного образования — основная школа — направлена на усвоение учащимися знаний о природе, обществе, человеке. У них развиваются умения и навыки в разнообразных видах  предметно-практической, познавательной и духовной деятельности.

Учащиеся Осваивают общие способы теоретического мышления, овладевают методами научного познания, механизмами самоорганизации личности: происходит интенсивное социальное развитие и самоопределение личности, формируются профессиональные намерения.

Психология как  отдельный учебный предмет редко  изучается в этот период (но чаще, чем в начальной школе). В то же время психологические знания и умения порой используются для самопознания и саморазвития учащихся в рамках других предметов, а также во внеклассных мероприятиях психологического характера.

Главным в изучении психологии младшими школьниками и  учащимися основной школы является первоначальное знакомство с элементарными  психологическими понятиями и закономерностями и целях их использования для  целенаправленного интеллектуального  и личностного развития детей.

Перечислим основные цели изучения психологии младшими школьниками и учащимися основной школы:

1) первоначальное  знакомство с миром психических  явлений для формирования мировоззрения  учащихся; 
2) знакомство с психологией как средством познания других людей; 
3) знакомство с познавательными процессами в целях познания и развития себя как субъекта познавательной деятельности; 
4) знакомство с эмоциональными, волевыми явлениями и индивидуальными особенностями личности человека в целях понимания других людей, самопознания н саморазвития; 
5) знакомство с психологией общения, методами речевого и неречевого общения; 
6) профессиональная ориентация.

При этом нецелесообразно  ставить перед учащимися начальной  и основной школы цель изучения психологии как научной дисциплины. Психологические  знания выступают скорее как Средства психологического сопровождения умственного, эмоционального, коммуникативного и  личностного развития детей и  подростков.

При общности целей  имеет место и определенная специфика  процесса обучения психологии младших  школьников и подростков. В связи  с особенностями психического развития для младших школьников наиболее актуальным оказывается изучение познавательных процессов (особенно их конкретных форм) и эмоциональных явлений. Для  подростков большую актуальность приобретает  изучение психологии абстрактного мышления, психологии воли, общения и личности, а также психологических аспектов профориентации.

 

 

Традиционное обучение:

Термин "традиционное обучение" подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидакти-ки, сформулированных Я. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии:

  • учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
  • класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
  • основной единицей занятий является урок;
  • урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
  • работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
  • учебники применяются в основном для домашней работы.

Атрибуты классно-урочной  системы: учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, домашнее задание, отметки.

Основу традиционного  обучения составляют принципы, сформулированные еще Я. Коменским:

  1. научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные);
  2. природосообразность (обучение определяется развитием ученика, не форсирует-ся);
  3. последовательность и систематичность (линейная логика процесса обучения, от частного к общему);
  4. доступность (от известного к неизвестному, от легкого- к трудному);
  5. прочность (повторение - мать учения);
  6. сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);
  7. принцип наглядности;
  8. принцип связи теории с практикой;
  9. учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Традиционная  технология - авторитарная технология, обучение весьма сла-бо связано с внутренней жизнью ученика, практически отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

Как и любая технология обучения, традиционное обучение имеет свои сильные и слабые стороны. К положительным сторонам в первую очередь следует отне-сти:

  • систематический характер обучения;
  • упорядоченную, логически правильную подачу материала;
  • организационную четкость;
  • оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

 

Обучение как способ организации  педагогического процесса

Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Именно  направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками  знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, или учении.

Обучение  всегда происходит в общении и  основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности школьников. Оно тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано  с движением. Оно, как и целостный  педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической передаче знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (учащиеся): преподавание и учение. При этом преподавание должно рассматриваться условно, так как учитель не может ограничиться только изложением знаний - он развивает и воспитывает, т.е. осуществляет целостную педагогическую деятельность.

Деятельность  учителя как организатора и руководителя всей учебной работой учащихся всегда высоко оценивалась прогрессивными мыслителями. А. Дистервег писал, что учитель - "солнце для вселенной". Высоко она оценивается и сейчас. Однако необходимо отчетливо представлять себе и роль самого ученика, так как он является центральным звеном основного и исходного отношений в педагогическом процессе. Успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, активностью. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса. Поскольку развитие ученика происходит только в процессе его собственной деятельности, то основой обучения следует считать не преподавание, а учение.

Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования:

Личность  человека формируется и развивается  в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых  от воли и сознания людей, действующих  стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Воспитание  является одним из ведущих понятий  в педагогике. В ходе исторического  развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

В конечном счете это привело к  построению такой системы воспитательной работы в образовательных учреждениях, которая характеризуется рядом  черт, снижающих эффективность ее воспитательного влияния:

• объектная направленность воспитания, при которой школьник выступает  главным образом в качестве объекта  воздействия со стороны взрослых. При этом подавляются внутренние силы саморазвития и самовоспитания человека;

• стандартизация воспитательного процесса как следствие упрощенной трактовки  понятия "личность", сведения ее к  некоей усредненной совокупности качеств, детерминированных социальным заказом. Была сведена на нет практика изучения ребенка, выявления его природных  задатков, физиологических и психологических  особенностей. Воспитательный процесс  без учета половозрастных и индивидуальных особенностей ребенка превратился  в унифицированный конвейер, деформирующий  человека;

Информация о работе Федеральные государственные образовательные стандарты