Федеральные государственные образовательные стандарты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 09:59, доклад

Описание работы

Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты?
Федеральные государственные образовательные стандарты
устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи
7. «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований,
обязательных при реализации основных образовательных программ начального
общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими
государственную аккредитацию».
Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся,
освоивших основную образовательную программу начального общего
образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-
смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные
позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность
основ гражданской идентичности.

Файлы: 1 файл

Образовательные стандарты.docx

— 45.38 Кб (Скачать файл)

В Российской Федерации  установлены следующие ступени  высшего профессионального образования  с присвоением квалификации (степени):

1) «бакалавр» —  срок обучения не менее 4 лет; 
2) «специалист» — срок обучения не менее 5 лет; 
3) «магистр» — срок обучения не менее 6 лет.

Однако для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля  или высшее профессиональное образование  различных ступеней, возможны и более  короткие сроки освоения основных образовательных  программ высшего профессионального  образования Сокращение сроков освоения Основной образовательной программы  высшего профессионального образования  осуществляется на основе имеющихся  знаний, умений и навыков студента, полученных на предшествующем этапе  обучения.

Возможно также  получение высшего образования  в форме экстерната. Однако по некоторым  направлениям и специальностям получение  образования в форме экстерната не допускается. Порядок организации  обучения в форме экстерната регулируется специальным положением Министерства образования.

Целям интеграции высшего образования служит Европейская  конвенция об академическом признаний  университетских квалификаций, принятая Советом Европы, а также Конвенция  о признаний квалификаций, относящихся  к высшему образованию в Европейском  регионе, принятая в Лиссабоне в 1997 г. и ратифицированная Российской Федерацией в 2000 г. В соответствии с  этими документами высшее образование, полученное за границей, дает:

«доступ к дальнейшему  обучению в системе высшего образования, включая соответствующие экзамены, и/или к подготовке по программам, ведущим к получению ученой степени, на условиях, аналогичных тем, которые применяются к обладателям квалификации Стороны, в которой испрашивается признание; 
использование ученой степени в соответствии с законами и правилами Стороны, или под ее юрисдикцией, в которой испрашивается признание.

Кроме того, признание  может облегчить доступ на рынок  труда в соответствии с законами и правилами Стороны, или под  ее юрисдикцией, в которой испрашивается  признание.

Образовательные программы  высшего и послевузовского профессионального  образования в России строятся на основе государственных образовательных  стандартов. Эти стандарты предназначены  для обеспечения качества образования. Они состоят из федеральных и  национально-региональных компонентов. Федеральные компоненты государственных  образовательных стандартов включают в себя:

общие требования к основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального  образования; 
2) требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ, к условиям их реализации, к уровню подготовки выпускников; 
3) сроки освоения основных образовательных программ; 
4) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

Содержание национально-региональных компонентов государственных образовательных  стандартов определяется высшим учебным  заведением самостоятельно.

Что касается других стран, то, например, в США не существует государственных стандартов высшего  образования в области психологии. Каждый университет сам разрабатывает  образовательную программу. В 2002 г. Комитет по вопросам образования  Американской психологической ассоциации одобрил документ под названием  «Учебные цели и результаты базового психологического образования», который  направлен на выработку общих  подходов к подготовке бакалавров психологии (Halonen, 2002). Однако этот документ носит только рекомендательный характер и не определяет учебных дисциплин, которые должны преподаваться. В европейских странах в последнее время предпринимается ряд попыток сделать базовое психологическое образование взаимно признаваемым. Европейская федерация ассоциаций профессиональных психологов в 1990 г. одобрила «Оптимальные стандарты» профессиональной подготовки психологов. Они касаются некоторых общих принципов и подходов, но не конкретизируют детально содержание и структуру обучения (Optimal Standards, 1990).

В 1998 г. в рамках программы «Леонардо» началась реализация проекта «Европейская структура  для подготовки психологов». В проекте  принимают участие пятнадцать партнеров  из двенадцати стран: Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Италия, Нидерланды, Норвегия, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания.

Послевузовское профессиональное образование в России может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре, функционирующих в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, а также в рамках различных видов высшего дополнительного образования. Послевузовское профессиональное образование строится на основе утвержденных Министерством образования России Временных требований к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования по отраслям наук и приложений к ним, размешенным на сайтах Министерства образования России: http:/www.ed.gov.ru и ГНИИ информационных технологий и телекоммуникаций http:/www.informika.ru. Высшее учебное заведение или научная организация разрабатывают эти образовательные программы самостоятельно. Методические рекомендации по атому поводу содержатся в соответствующем письме. Важным итогом обучения в аспирантуре является подготовка и зашита диссертационной работы. Соответствующие требования, критерии и процедуры описываются в Положении о порядке присуждения ученых степеней.

 

Основные образовательные программы  высшего профессионального образования  по специальности «психология» (базовое  психологическое образование)

Объектом профессиональной деятельности данного специалиста  являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом  — их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных  и социальных взаимодействиях, способы  и формы их организации и изменения  при воздействии извне. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист должен быть готов участвовать в решении  комплексных задач в системе  народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

диагностическую и  коррекционную; 
экспертную и консультативную; 
учебно-воспитательную; 
научно-исследовательскую; 
культурно-просветительную.

В соответствии с  требованиями к профессиональной подготовке специалиста-психолога, о которых  мы уже упоминали во Введении, специалист должен уметь решать следующие задачи, соответствующие его квалификации:

на основе накопленных  теоретических знаний, навыков исследовательской  работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных  научных концепциях, грамотно ставить  и решать исследовательские и  практические задачи; 
участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования; 
владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.

В процессе обучения в университете будущий специалист-психолог приобретает необходимые теоретические  знания, практические умения и навыки; у него формируется профессиональная направленность, представления о  сфере применения профессии психолога. Наряду с обучением в период получения  высшего образования продолжается личностный рост студентов.

В связи с этим цели преподавания психологии по данным образовательным программам, с нашей  точки зрения, должны включать в  себя:

1) обучение фундаментальным  психологическим знаниям; 
2) обучение прикладным психологическим знаниям; 
3) обучение научно-исследовательским умениям; 
4) обучением практическим психологическим умениям в применении психологических знаний для решения практических задач; 
5) обучение умениям психологического просвещения и обучения психологическим знаниям других людей; 
6) формирование психологической культуры.

Одним из значительных достижений американского психологического образования последнего времени (2002) стала подготовка доклада под  названием: «Базовое психологическое  образование: цели и результаты», который  был одобрен Советом по вопросам образования АПА (Halonen, 2002). В нем, в частности, указывается, что «степень бакалавра в психологии должна свидетельствовать, что студент может мыслить о поведении и внутренней психической жизни как ученый и развил умения и ценности, которые отражают психологию как науку и прикладную область».

В этом документе  определяются 10 основных целей, которые  разделяются на две категории.

1. Знания, умения  и ценности, согласующиеся с психологией  как наукой и сферой практической  деятельности. Эта категория целей  определяет отличительные особенности  психологического образования. Ответственность  за развитие студентов и оценку  их знаний в этих областях  лежит, прежде всего, на преподавателях  факультетов в процессе проведения  ими учебных занятий и консультаций;

2. Знания, умения  и ценности, согласующиеся с общим  образованием, которые далее развиваются  в сфере психологии. Эта категория  целей относится к деятельности, которая обычно является частью  общей образовательной программы.  Ответственность за развитие  студентов в этих областях  и оценку их достижений разделяется  среди преподавателей различных  дисциплин, однако работа в  рамках курсов психологии также  вносит значительный вклад в  реализацию общеобразовательных  целей. В свою очередь, хорошо  развитые общеобразовательные умения  способствуют достижениям студентов  в процессе изучения психологических  курсов. Каждая из категорий включает 5 целей:

Знания, умения и ценности в сфере  научной психологии, а также ее практического применения.

Цель 1. Теория и  содержание психологии. Студенты должны продемонстрировать знакомство с основными  концепциями, теоретическими перспективами, эмпирическими данными и историческими  тенденциями психологии. 
Цель 2. Исследовательские методы в психологии. Студенты должны понимать и уметь применять основные исследовательские методы в психологии, включая исследовательский проект, анализ данных и интерпретацию. 
Цель 3. Умения критического мышления в психологии. Студенты должны уметь использовать метод критического и творческого мышления, постановки вопросов и научный подход к решению проблем, связанных с поведением и психическими процессами. 
Цель 4. Приложение психологии. Студенты должны понимать и уметь применять психологические принципы к личным, социальным и организационным проблемам. 
Цель 5. Ценности в психологии. Студенты должны понимать основания тех или иных действий, быть терпимыми к неопределенности, действовать в соответствии с правилами этики и понимать другие ценности, которые лежат в основе психологт как дисциплины. Знания, умения и ценности общего образования, которые в дальнейшем находят свое развитие в сфере психологии. 
Цель 6. Информационная и технологическая грамотность. Студенты должны продемонстрировать компетентность в информационной сфере и способность использовать компьютеры и другие технологии в различных целях. 
Цель 7. Коммуникативные умения. Студенты должны быть способны к эффективному общению в разных аспектах и формах. 
Цель 8. Социокультурное и международное сознание. Студенты должны осознаний, и понимать сложность социокультурного и международного многообразия. 
Цель 9. Личное развитие. Студенты должны добиться понимания своих психических процессов, собственного поведения, а также поведения других людей и научиться применять эффективные стратегии для управления собой и самосовершенствования. 
Цель 10. Профессиональное планирование и развитие. В результате обучения студенты должны получить реалистические представления о том, как они могут применить свои психологические знания, умения и ценности в профессиональной сфере в самых различных ситуациях.

Каждая из этих целей находит свое конкретное отражение  в результатах, которых следует  ожидать от студентов, прошедших  обучение но программе базового психологического образования. Эти результаты достигаются благодаря усвоению определенного содержания изучаемых дисциплин; более подробно мы остановимся на этом в следующих главах.

2. Основные образовательные программы  послевузовского профессионального  образования по психологическим  специальностям.

Основной задачей  этих программ является подготовка научно-педагогических кадров в области психологии. В  связи с этим основными целями преподавания психологии являются:

1) углубленное изучение  аспирантами (адъюнктами) психологических  дисциплин по научной специальности; 
2) обучение умениям применять знания по научной специальности для решения научно-исследовательских задач; 
3) обучение знаниям, умениям и навыкам научно-исследовательской работы; 
4) обучение умениям педагогической деятельности в сфере психологии.

3. Основные образовательные программы  высшего профессионального, а  также среднего специального  образования специалистов по  работе с людьми.

К этой группе специалистов относятся:

учителя, воспитатели  и другие работники школьных, дошкольных и внешкольных учреждений; 
врачи, младший и средний медицинский персонал, социальные работники; 
государственные служащие, социологи, юристы, руководители, менеджеры, экономисты; 
командиры воинских подразделений.

Главным объектом профессиональной деятельности специалистов данного профиля является человек  или группа людей. Отсюда вытекает непосредственная значимость психологических знаний для их профессиональной деятельности. Поэтому главным направлением преподавания психологии по программам данного типа является формирование профессиональной психологической компетентности.

Это направление  определяет цели преподавания психологии по данным образовательным программам:

1) обучение основам  психологических знаний; 
2) знакомство с методами психологии; 
3) обучение прикладным психологическим знаниям, соответствующим профессиональной специализации студентов; 
4) обучение применению психологических знаний для решения практических задач в рамках будущей профессиональной деятельности; 
5) формирование общем психологической культуры студентов.

4. Основные образовательные программы  высшего профессионального, а  также среднего специального  образования специалистов естественно-научного, технического, строительного профиля

К этой группе относится  широкий круг специалистов. Основным объектом профессиональной деятельности специалистов данного профиля являются объекты живой и неживой природы, знаки и знаковые системы, технические  системы и устройства различного типа. Поэтому психологические знания обычно не представляют для них непосредственной профессиональной значимости. В связи  с этим психология в этих программах рассматривается как общеобразовательный  и общекультурный предмет. Главным  в изучении психологии является психологическое  просвещение, формирование психологической  грамотности и психологической  культуры студентов.

Информация о работе Федеральные государственные образовательные стандарты