Федеральные государственные образовательные стандарты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 09:59, доклад

Описание работы

Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты?
Федеральные государственные образовательные стандарты
устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи
7. «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований,
обязательных при реализации основных образовательных программ начального
общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими
государственную аккредитацию».
Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся,
освоивших основную образовательную программу начального общего
образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-
смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные
позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность
основ гражданской идентичности.

Файлы: 1 файл

Образовательные стандарты.docx

— 45.38 Кб (Скачать файл)

Что такое Федеральные  государственные образовательные  стандарты?

Федеральные государственные образовательные  стандарты

устанавливаются в Российской Федерации  в соответствии с требованием  Статьи

7. «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований,

обязательных при реализации основных образовательных программ начального

общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими

государственную аккредитацию».

Какие требования к результатам обучающимся устанавливает  Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся,

освоивших основную образовательную программу начального общего

образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к

саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-

смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные

позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность

основ гражданской идентичности.

метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные

учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),

обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу

умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения

учебного предмета опыт специфической  для данной предметной области

деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а

также систему основополагающих элементов  научного знания, лежащих в основе

современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы  по предметным областям, внутри

которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник

научится...», что является группой обязательных требований, и «выпускник

получит возможность научиться...», не достижение этих требований выпускником

не может служить препятствием для перевода его на следующую  ступень

образования.

Когда образовательные  учреждения переходят на новый Стандарт

начального образования?

Переход на Стандарт проходит поэтапно.

В 2010-11 учебном году Стандарт вводится в 1-х классах 186 пилотных школ

города Москвы.

С 1 сентября 2011-12 учебного года во всех образовательных учреждениях РФ

(1 класс) введение Стандарта является обязательным.

Напоминаем, что

Каждое общеобразовательное учреждение самостоятельно определяет режим

работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя).

Продолжительность уроков в начальной школе:

· в 1 классе — 35 минут (при невозможности организовать специальное

расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается

не более 35 минут);

· во 2–4 классах — 40–45 минут (по решению общеобразовательного

учреждения).

Продолжительность учебного года:

· в 1 классе — 33 учебные недели;

· во 2–4 классах — 34 учебные недели.

 

 

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ (Закон РФ «Об образовании», 2000). К общеобразовательным относятся следующие программы:

  • дошкольного образования;
  • начального общего образования;
  • основного общего образования;
  • среднего (полного) общего образования.

Учебный и воспитательный процесс в общеобразовательных  учреждениях регламентируется Законом Российской Федерации «Об образовании» (Об образовании..., 2000), Типовым положением об общеобразовательном учреждении (2001), государственными образовательными стандартами и базисным учебным планом. В соответствии с этими документами общее образование дают следующие виды образовательных учреждений:

  • начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования);
  • основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования);
  • средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);
  • средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам);
  • гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля,

 

Нормативно-правовое обеспечение образования:

Может реализовать общеобразовательную программу начального общего образования); 6) лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического и естественнонаучного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования). (Типовое положение об общеобразовательном учреждении, 2001.)

Законом «Об образовании» утверждается следующая структура  школы: I—IV — начальная школа, V-IX — основная школа, X-XI — общеобразовательная (полная) средняя школа. В рамках этой структуры обязательным является девятилетнее образование, а старшая школа становится профильной.

Следующим документом, регламентирующим работу средних общеобразовательных учреждений, является базисный учебный план, который определяет максимальный объем учебной нагрузки учащихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план включает не предметы, а образовательные области и состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.

В Российской Федерации установлены  следующие образовательные уровни (образовательные цензы):

  • основное общее образование;
  • среднее (полное) общее образование;
  • начальное профессиональное образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование;
  • послевузовское профессиональное образование.

Лицам, не завершившим образование  определенного уровня, выдается справка  установленного образца (Об образовании..., 2000).

 

Государственные образовательные стандарты, которые определяют требования к уровню обязательной подготовки учащихся. Психологические знания и умения в них в настоящее время в явном виде не отражены.

В рамках перехода российской школы на 12-летнее среднее образование (I-IV классы — начальная школа, V-X классы — основная школа, XI—XII классы — полная средняя школа) предполагается, что десятилетнее образование будет обязательным, а обучение в XI-XII классах — преимущественно профильным.

Профильное обучение открывает  возможности для более глубокого  изучения психологии. В настоящее  время уже утверждена концепция  профильного обучения на старшей ступени общего образования (Об утверждении..., 2002). Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные. Предусматриваются разнообразные формы как предпрофильного, так и профильного обучения, увеличение учебного времени на вариативную часть учебного плана и расширение количества курсов по выбору. Основная функция курсов по выбору — профориентационная. В этой связи количество таких курсов должно быть по возможности значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер и представлять собой определенные учебные модули.

В документе предлагаются примерные учебные планы для  четырех возможных профилей (естественно-математического, социально-экономического, гуманитарного и технологического); при этом отмечается, что возможны разные варианты построения образовательного процесса, которые могут дать самые различные формы профилизации для общеобразовательных учреждений, для отдельных классов, для групп учащихся. Из этого можно сделать вывод, что документ в принципе не исключает возможность профильного психологического обучения или другой учебной программы, предусматривающей серьезное изучение психологии. Опыт такого профильного образования в области психологии существует (Ермаков, Дикая, 1998).

На основе государственных  образовательных стандартов средние  учебные заведения разрабатывают учебный план, который определяет перечень изучаемых учащимися дисциплин, их трудоемкость и последовательность их изучения.

 

Нормативно-правовое обеспечение образования

В соответствии с Экспериментальным  базисным учебным планом образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным Министерством образования России (2001), возможности преподавания психологии в школах, гимназиях и лицеях расширяются. В Базисный учебный план включены базовые курсы и учебные модули. Включение в образовательный процесс учебных моделей рассматривается как один из возможных механизмов поэтапной модернизации традиционного содержания образования и нормализации учебной нагрузки. В соответствии с Базисным учебным планом курс «Основы психологии» может быть выбран учащимися для изучения на второй ступени общего образования в качестве одного из модулей по обществоведению (Экспериментальный базисный учебный план, 2001, с. 49), на третьей ступени общего образования в качестве спецкурса по выбору (там же, с. 65). Администрация школы может также включать психологию в учебный план, исходя из регионального и школьного компонентов. При этом определяется, в каких классах и в каких объемах будет изучаться этот предмет, является ли курс обязательным, элективным или факультативным.

Профессиональные образовательные  программы и преподавание психологии

Профессиональные  образовательные программы направлены на решение задач последовательного  повышения профессионального и  общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации (Закон РФ «Об образовании», 2000). К  профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального  образования; 
2) среднего профессионального образования; 
3) высшего профессионального образования; 
4) послевузовского профессионального образования.

В учреждениях начального профессионального образования  психология редко преподается как  отдельная дисциплина. Систематизированная  информация по этому вопросу, к сожалению, отсутствует.

Обучение в средних профессиональных учебных заведениях регулируется Законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (2001). В соответствии с ними установлены следующие виды средних специальных учебных заведений:

техникум (училище) — среднее специальное учебное  заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования  базового уровня; 
колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня.

Содержание среднего профессионального образования  устанавливается государственным  образовательным стандартом. В соответствии с этим документом психология как  учебный предмет наиболее широко представлена в требованиях к  подготовке выпускников по педагогическим специальностям. Например, студенты педагогических училищ и колледжей должны усвоить большой объем психо-лого-педагогических знаний и умений. При подготовке учителей начальных классов предполагается изучение общей, возрастной, педагогической, социальной психологии; студенты также проходят психолого-педагогический практикум.

Еще шире психологические  дисциплины представлены в образовательных  программах среднего профессионального  образования учителей начальных  классов с дополнительной подготовкой  в области психологии. Студенты дополнительно  изучают основы психодиагностики, психофизиологические основы обучения, психологию семьи, педагогическую, социальную, экспериментальную психологию.

Психология также  изучается в средних профессиональных учебных заведениях медицинского профиля. Курсы общей и медицинской  психологии, а также психологии общения  довольно типичны для образовательных  программ этих учебных заведений.

Обучение в высших учебных заведениях России регулируется Законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации. В соответствии с этими документами в России существуют три типа высших учебных заведений: университеты, академии и институты. Закон определяет права и обязанности студентов, слушателей, аспирантов, докторантов, соискателей, работников вузов.

Информация о работе Федеральные государственные образовательные стандарты