Федерализм как принцип и практика государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:18, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, цель данной работы – это выявление проблем и недостатков федерализма. В соответствии с поставленной целью можно определить ряд задач:

1. проанализировать концепцию федерализма в аспекте государственного устройства

2. показать авторскую позицию к данной теме.

3. выделить современные проблемы российского федерализма.

Содержание работы

Введение 3

I. Форма государственного устройства: понятие, виды и значение для формы государства. 4

II. Федеративная форма государства 7

1. Понятие, признаки, задачи и принципы образования федерации. 7

2. Виды федераций 12

3. Современные проблемы российского федерализма 13

Список используемой литературы: 22

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по политологии.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)
 

Оглавление

 

    Введение

    Сегодня политическая и юридическая науки  рассматривают федерализм как сложное  социальное явление, подразумевая под  ним и принцип, и режим, и форму  государственного устройства, которое  позволяет обеспечить единство и разделение государственной власти в условиях ее политико-территориальной организации на нескольких уровнях. В данной работе будет рассматриваться федерализм как принцип и практика государственного устройства. Отсюда можно выделить предмет и объект исследования.

    Предмет исследования – федеративная система в аспекте государственного устройства. Объект исследования – политическая система общества, структура общественных объединений, международных организаций в контексте федеративного устройства.

      В настоящее время федеративная система существует в более чем двух десятках стран мира - это десятая часть всех стран мира, треть населения и больше половины территории всех стран мира. Это самая сложная организация территориального устройства, требующая пристального внимания для решения существующих в таких государствах проблем.

    Таким образом, цель данной работы – это выявление проблем и недостатков федерализма. В соответствии с поставленной целью можно определить ряд задач:

    1. проанализировать концепцию федерализма в аспекте государственного устройства
    2. показать авторскую позицию к данной теме.
    3. выделить современные проблемы российского федерализма.

    Методологическую  основу данного исследования составляют: сочетание принципов системности, научной объективности, функциональности и диалектического подхода. Кроме того, использовался комплекс общенаучных и специальных политических методов исследования, включая системно-структурный, сравнительный методы, а также методы  логического анализа и синтеза, перехода от простого к сложному и от абстрактного к конкретному.

    I. Форма государственного  устройства: понятие,  виды и значение  для формы государства.

 

    Форма государственного устройства - национальное и администpативно-теppитоpиальное  строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти. Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает:

    - из  каких частей состоит внутренняя  структура государства;

    - каково  правовое положение этих частей  и каковы взаимоотношения их  органов;

    - как  строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

    - в  какой государственной форме  выражаются интересы каждой нации,  проживающей на территории данного  государства.1

    По  форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: федеративные, конфедеративные и унитарные.

    На  сегодняшний день выработаны лишь две  формы организации многонациональных  государств - унитарная и федеративная. При унитаризме все решения, как  внутригосударственной, так и во внешней сфере являются прерогатива одной единой, центральной власти.

    Федерализм  предполагает ту или иную степень  самостоятельности национальных образований, входящих в состав единого государства.

    Что же касается конфедерации, то речь в  этом случае идет лишь о межгосударственных образованиях. Иными словами, это союз государств, объединившихся с определенными целями и для решения определенных задач, но сохранившие полную независимость. Нельзя отрицать, что участники конфедерации делегировали часть своих прав конфедеративной власти, но решения этой власти могут вступить в силу лишь с одобрения всех членов конфедерации.

    Необходимость определенным образом построить  территориальную организацию государства  вытекает из того обстоятельства, что  любое государство расположено  на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения - организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и т.п. - государство ведет разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т.п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную) осуществляет организацию военной службы) и т.д. Но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным.

    После определенного порога численности  граждан и размеров территории возникает  необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т.д., а также создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность  распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.

    Как, например, шла территориальная структуризация США? При освоении Запада в ХVIII в. стали действовать следующие  нормы. Когда на землях Запада население  достигало определенных размеров («5 тысяч свободного мужского населения  дееспособного возраста»), соответствующая территория должна была созвать «генеральную ассамблею», чтобы помогать назначенному губернатору управлять делами. А когда население достигало численности «60 тысяч свободных лиц», Конгресс должен был принять территорию в качестве нового штата «на равных правах с прежними штатами во всех мыслимых отношениях». Количество штатов постепенно выросло до 50. Почти во всех случаях новый штат проходил через этап территориального управления.2

    Кроме того, население того или иного государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и иные духовные потребности. Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства и этот многонациональный аспект населения.

    Наконец, субъективные и даже случайные факторы - заимствования, политико-правовые подражания, колониальное воздействие, политические интересы и многое другое тоже влияют на территориальную организацию  государства.

    Территориальное устройство уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии - империи - делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и т.д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.

    Так оно собственно и должно было быть при переходе человечества в IV - III тысячелетии до н.э. к государственной форме организации общества. Ведь именно возникновение первоначально городов - государств, а потом их различных форм привело к замене кровнородственных связей, которые были характерны для первобытного общества, территориальной организацией общества. Но эта территориальная организация объективно повлекла за собой членение  государств на более мелкие образования, появление сложной структуры органов государства.

    Разумеется, государство - это не сумма его  территориальных образований, но без  этой структуры государство функционировать  не может.

 

     II. Федеративная  форма государства

1. Понятие, признаки, задачи и принципы  образования федерации.

    Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящим в союзное государство. Например, можно рассмотреть Россию, в которой еще при Временном правительстве предпринимались первые серьезные попытки федерализации обширных губерний и регионов. Уже 22 марта 1917 г. был заслушан доклад министра-председателя внутренних дел Г.Е. Львова о реформе местного управления России "на основе преобразования органов непосредственного государственного управления на местах в органы самоуправления и предоставления последним всей полноты государственной власти". Но федерализм юридически был закреплен после октябрьской революции 1917 г. в конституции РСФСР 1918 г. В декабре она вместе с другими республиками (Украиной, Белоруссией и Закавказской федерацией) сформировала новое федеративное государство - СССР.

    По  мнению Хаффмана, федерализм - это такая  форма организации правительства, которая стремиться примирить региональное разнообразие с определенным уровнем коллективного единства и делает это таким путем, при котором региональные правительства играют вполне конкретную роль.3

    Федерализм, на мой взгляд, - не только и даже не столько "Форма организации  правительства", сколько, прежде всего форма организации самого государства.

    Аксиоматичным, в частности, представляется то обстоятельство, что любая федеративная система, независимо от ее черт и специфических  особенностей, выступает как единое союзное государство, состоит из двух или более относительно самостоятельных государств и государственных образований. Каждое из них, будучи субъектом федерации имеет свое собственное административно-территориальное деление, создает наряду с федеральными свои высшие органы государственной власти и управления, судебные, правоохранительные и иные органы, располагает своей конституцией и текущим законодательством, может иметь в редких случаях собственные воинские формирования и гражданство.4

    Следует выделить ряд основополагающих принципов  образования, функционирования федеративной системы, с позиции которых следует рассматривать и оценивать любую, в том числе и Российскую федерацию:

    -  добровольное объединение государств  или государственных образований  в федерацию;

    -  равноправие субъектов федераций  независимо от величины их территории, численности населения, экономического потенциала;

    - плюрализм и демократизм во  взаимоотношениях субъектов федерации  между собой и с гражданами;

    -  широкие возможности граждан  активно и беспрепятственно участвовать  в федеральных и региональных политических процессах;

    - соблюдение законности и конституционных  прав, означает строгое и неуклонное  соблюдение федерацией и субъектами  федерации, федеративными и всеми  остальными органами и организациями  обычных и конституционных законов как в отношении друг с другом, так и с гражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными и иными общественно-политическими органами и организациями.

    Любая федеративная система может быть эффективной лишь тогда, когда ее деятельность осуществляется в строгих рамках конституции и текущего законодательства, когда четко разграничены сферы деятельности и компетенция центральных и местных государственных органов, когда строго соблюдены права и свободы граждан. В этом смысле можно лишь приветствовать характеристику федерализма как "договорного отказа от централизма", как "структурно оформленную дисперсию полномочий" между различными государственными организациями - своего рода властными центрами, "законные полномочия которых гарантируются конституцией". Важно исходить так же из того, что федерализм - это не одномерное, а многомерное явление, что он имеет не только статический, но и динамический характер. Когда речь идет о многомерности федерализма, имеется в виду существование различных, более или менее одинаково значащих его сторон либо аспектов: исторических, политических, культурных, идеологических, и др. Федерализм, как представляется, это даже не столько статика, сколько динамика, процесс, причем не простой, а циклический. Это подтверждается периодически изменяющимся характером отношений между федерацией и ее субъектами. В разные периоды истории, данные отношения являются в различной степени жесткими, централизованными или децентрализованными. Федерализм независимо от того, в какой стране он устанавливается - в США, Германии, России, Канаде - существует не сам по себе и не для себя как самоцель, а приобретает смысл лишь в служении обществу, отдельному человеку.

    Федерализм  преследует, по крайней мере, пять основных целей. Среди них:

    -  "примирение единства и разнообразия";

    -  защита от тирании центрального  правительства;

    - создание условий для участия  населения в политических процессах  на нескольких уровнях власти;

    - создание условий для повышения  " эффективности производства  через региональную конкуренцию"  и выступление в качестве формы или пути "к стимулированию новаторских идей в региональных правительствах".5

    Главная же из целей - всестороннее обеспечение  процесса свободного развития различных  национальностей и народностей, принцип плюрализма и демократизма, гарантия прав и свобод граждан.

    Следует выделить наиболее общие черты, которые  характерны для большинства федеративных государств:

        1. Территория федерации состоит  из территорий ее отдельных  субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т. п. 

  1. В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией.

    3. Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

  1. В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
  2. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

    6. Основную общегосударственную внешнеполитическую  деятельность в федерациях осуществляют  союзные государственные органы. Они официально представляют  федерацию в межгосударственных  отношениях.

    Федеральную систему государственного устройства можно рассмотреть на примере  Соединенных Штатов Америки: центральным  элементом американского федерализма  является наличие реальной власти отдельных  штатов определять свою собственную  политическую структуру, впрочем, как и саму политику. Штаты сами определяют "свой электорат", устанавливают обязательные требования "прохождения партийных кандидатов на государственные посты не иначе как через праймэриз (первичные выборы)". Другие же штаты в отличие от федерального законодательного органа могут создавать однопартийный парламент (штат Небраска), могут принимать законы, в соответствии с которыми суды и члены кабинета должны избираться (на федеральном уровне они назначаются). Отдельные штаты вправе принимать законы о проведении референдумов.

Информация о работе Федерализм как принцип и практика государственного устройства