Цели, задачи и функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Научное познание государства любого исторического типа обязательно
предполагает рассмотрение его целей, задач и функций, представляющих собой
важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно
государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом.
Вопрос о целях, задачах и функциях государства имеет не только
теоретическое, но и практическое значение.

Содержание работы

Введение
1. Понятие целей и задач государства. Функции как средство реализации
государственных задач
2. Классификация функций государства
2.1. Основные внутренние функции
2.2. Основные внешние функции
3. Формы осуществления функций государства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 61.86 Кб (Скачать файл)

и временные); от их социальной значимости (выражающие преимущественно

интересы правящих классов, слоев и групп, или представляющие, концентрирующие

в себе интересы всего общества); от сфер их "приложения" и осуществления

(политические, идеологические, социальные, экономические); от форм  их

реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные) и др.

Классификация функций государства  проводится также на основании

территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В

федеративном государстве — эта функция федерации в целом и субъектов

федерации. В унитарном  государстве — это функции, осуществляемые на

территории единого, лишь в административно территориальном  плане делимого

государства. В конфедерации — это координирующие функции  всего сообщества

(союза) государств и  функций, которые реализуются  на территории каждого из

участников этого союза  государств.

В последние годы предпринимаются  попытки классификации функций  государства,

базирующиеся на принципе разделения властей.  В соответствии с данным

критерием функции подразделяются на законодательные (правотворческие),

управленческие и судебные.  Авторы, проводящие такую классификацию, поясняют,

что особенность данной классификации  заключается прежде всего в том, что "она

отражает механизм реализации государственной власти" и что  каждая из

названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокуп­ностью

государственных органов, принадлежащих  к определенной ветви власти —

законодательной, исполнительной и судебной.

Относительно новой трактовкой процесса классификации функций  государства

является их подразделение  в зависимости не только от принадлежности к тому или

иному типу государств, но и  в зависимости от обусловленности "природой всякого

общества". В соответствии с данным критерием функции подразделяются на функции

государств эксплуататорских типов, функции государства демократического типа и

функции, вытекающие из природы  всякого общества.6

Итак, наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются:

во-первых, особенности объекта  государственного воздействия своеобразие

тех общественных отношений на которые государство воздействует в процессе своей

деятельности; во-вторых, обусловленная  последними специфика содержания

каждой функции т.е. более или менее однородных, близких друг к другу видов

государственной деятельности.

В зависимости от того,  в какой сфере общественной жизни - внутренней или

внешней — осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких 

задач они служат — внутриполитических или внешнеполитических — они

подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции государства  — это,

например,  экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и

образования. К внешним  функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и

поддержка мирового порядка  и т.д.

Рассмотрим указанные  функции подробнее.

Основные внутренние функции

Россия переживает один из важнейших этапов развития своей  го­сударственности,

правовой каркас которого очерчен в принятой путем референдума 12 декабря

1993г. Конституции. Данный  этап начался переходным периодом  осуществления

коренных политических, социально-экономических  и духовных преобразований,

формирования основанного  на рыночной экономике гражданского общества и

демократического социального  правового государства, в котором  человек,  его

права и свободы являются высшей ценностью. С выполнением  этих задач

непосредственно связано  изменение и развитие функций  Российского

государства по сравнению  с периодом до прекращения существования  СССР.

Рыночная реформа заметно  ограничила пределы и видоизменила механизм

воздействия государства  на экономические отношения, создала  условия для

развития частной собственности  и свободного предпринимательства, привела к

разгосударствлению экономики. Демонтаж административно-командной  системы

устранил монополию государственного    руководства    экономикой,

свойственную    хозяйственно-организаторской функции социалистического

государства,  расчистил  дорогу рыночным отношениям. В обстановке

экономической независимости  система уравнительного распределения

материальных благ перестала  соответствовать новым экономическим  отношениям,

превратилась в сдерживающий фактор их развития. В связи с  этим отпала

необходимость в функции  государственного контроля за мерой труда и мерой

потребления. В новых условиях существенно изменилось и вместе с тем

осложнилось содержание хозяйственно-организаторской,  культурно-

воспитательной и других внутренних функций, ранее выполнявшихся Советским

государством; в одну из основных превратилась функция сбора налогов,

Соответственно возникла необходимость внести уточнения  как в саму систему

функций, так и в их названия. В современный период Российскому  государству

присущи  следующие  основные  внутренние функции: экономическая;

социальная; развития культуры, науки и образования; налогообложения и взимания

налогов; экологическая; охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности,

правопорядка.

Экономическая функция. В  ней наиболее полно проявляется  со­временная роль

государства в области  хозяйствования. В основе этой функции  лежит жизненно

необходимая реальная рыночная реформа у призванная коренным образом

трансформировать экономический механизм России.

За прошедшие годы уже  обозначились некоторые важные элементы рыночных

отношений:  экономическая  свобода,  право  собственности, работающие рынки

товаров и услуг. Вместе с  тем возникла необходимость поиска оптимальных

способов участия государства  в экономических процессах, налаживания

эффективного государственного регулирования, совместимого с рыночными

механизмами, В этом главная  особенность экономической функции  современного

Российского государства  по сравнению с хозяйственно-организаторской  функцией

Советского государства  по всеобъемлющему руководству экономикой.

Сегодня экономическая функция  охватывает  такие  направления  государственной

деятельности, как структурная  перестройка российской экономики, при которой

будет производиться только продукция, жизненно необходимая человеку,

государству, мировому рынку; преимущественная поддержка стратегических,

высококонкурентных на мировом рынке и социально значимых для России

производств; демонополизация  производства;  реальная поддержка

производителей,  в  том  числе малого предпринимательства; целенаправленная

инвестиционная политика; отстаивание интересов российских компаний на

внутреннем и мировом  рынке; продолжение приватизации; реформа  экономического

механизма аграрного сектора  и прежде всего обеспечение права  част­ной

собственности на землю; постепенное  снижение темпов инфляции и торможение

роста- цен; приостановка спада производства; формирование современной

системы расчетов и начало глубокой реформы Центрального банка  и т.д.

Особое место в правовом обеспечении осуществления экономической  функции

принадлежит новому Гражданскому кодексу Российской Федерации. С  принятием его

в полном объеме создана  всеобъемлющая правовая основа рыночной экономики,

общества цивилизованных собственников,  экономической свободы  человека,

партнерских отношений между  гражданином и государством.

Социальная функция. Она  проистекает из предпосылки, что, как  записано в

статье 7 Конституции, "Российская Федерация — социальное государство,

политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную

жизнь и свободное развитие человека".

Содержание этой функции  многозначное; в государстве охраняются труд и

здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты

труда, обеспечивается государственная  поддержка семьи, материнства,

отцовства и детства, инвалидов  и пожилых граждан; развивается  система

социальных служб: устанавливаются  государственные пенсии, пособия  и иные

гарантии социальной защиты,

Социальная функция государства  направлена на смягчение и пре­одоление таких

издержек нынешнего переходного  периода,  как бедность, углубление

неравенства и рост безработицы; на стабилизацию уровня жизни населения  и

более равномерное распределение  бремени экономических трудностей между

различными группами населения.

Правовому обеспечению социальной функции служат Закон РСФСР о  государственных

пенсиях. Семейный кодекс РФ, законы РФ "О страховании", "О социальной защите

граждан, подвергшихся воздействию  радиации вследствие катастрофы на

Чернобыльской АЭС", указы  Президента Российской Федерации "О неотложных

мерах по обеспечению здоровья населения", "О социальной защите инвалидов в

РФ", "О мерах по восстановлению сбережений граждан РФ" и др.

Функция развития культуры, науки и образования. Эта функция  сложилась  вместо

ранее осуществлявшейся культурно-воспитательной функции со свойственным ей

доминированием монопольной  государственной идеологии. В отличие  от прежней

нынешняя функция развития культуры, науки и образования  зиждется на признании

Конституцией Российской Федерации (ст.13) идеологического многообразия,

согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве

государственной или обязательной. Статьей 44 Конституции "каждому

гарантируется  свобода  литературного,  художественного,  научного,

технического и других видов творчества, преподавания", охрана

интеллектуальной собственности.

Содержание этой функции  сегодня составляет разносторонняя го­сударственная

поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра,  кино,  музыки,

живописи,  архитектуры  и Т.Д.;  физической культуры и  спорта; радио,

телевидения и других средств  массовой информации;  сохранение историко-

культурных памятников,  исторических комплексов,  заповедных территорий,

архивов, музеев,  библиотек.

В  содержание данной функции  входят  также:  государственная  поддержка

развития науки, ее естественной интеграции в новые рыночные условия;

создание благоприятных  условий для творческой деятельности научных

коллективов и для  свободной  состязательности различных школ и  направлений;

поддержка  приоритетного  развития фундаментальных теоретических  исследований

и принципиально новых  технологий; эффективное использование  как

образовательного, так и  научного потенциала высшей школы, развитие интеграции

науки и высшего образования;  меры по улучшению работы общеобразовательной

школы.

Правовую основу осуществления  данной функции составляют Основы

законодательства РФ о  культуре. Закон РФ "Об образовании"  (с изменениями и

дополнениями), указы Президента Российской Федерации "О государственной

поддержке Российского фонда  культуры", "О некоторых мерах  по усилению

государственной поддержки  науки и высших учебных заведений  РФ" и др.

Экологическая функция,  или функция охраны природы и  рационального

использования природных  ресурсов.  Объективным фактором, вызывающим

необходимость в такой  основной государственной функции, является развитие

научно-технической революции и ее последствия для человека.  Создавая

огромные  блага  для  людей,   научно-техническая революция  одновременно с

тем неизбежно связана с многократно возросшим вовлечением окружающей

природной среды в общественное производство, что, в свою очередь, вызывает

разного рода негативные последствия  в экологических системах; ведет  к

загрязнению воздуха и  водных источников, повышенной радиации, создает

угрозу растительному  и животному миру, здоровью и жизни  человека. В этих

условиях проблема экологии вышла на передний план не только в пределах

отдельной страны, но и в  глобальном, международном масштабе, превратилась в

проблему спасения земли, сохранения человечества.

Основное содержание экологической  функции составляют государ­ственное

управление и координация  деятельности в области охраны окружающей  среды,

регулирования  природопользования,  обеспечения экологической безопасности,

оздоровления и улучшения  качества окружающей среды.

Ведущая роль в осуществлении  экологической функции принадлежит  Министерству

природных ресурсов РФ и  Государственному комитету РФ по охране окружающей

среды.

Вместе с ними в выполнении этой функции, применительно к своему профилю,

участвуют Министерство по атомной энергии. Министерство по делам  гражданской

обороны, чрезвычайным ситуациям  и ликвидации последствий стихийных  бедствий,

комитеты Российской Федерации  по земельным ресурсам и землеустройству, по

рыболовству, по стандартизации, метрологии и сертификации и другие ведомства.

Информация о работе Цели, задачи и функции государства