Сущность и функции бюджета. Роль бюджета в социально-экономических процессах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 23:25, реферат

Описание работы

Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства, использующего его в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 222.08 Кб (Скачать файл)

Постановлением правительства от 21 апреля 2010 года приостанавливается действие актов по вопросам формирования и использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Отныне Министерство финансов РФ вплоть до 1 февраля 2012 года не будет публиковать информацию об объемах и размещении средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, и до 1 января 2013 года - информацию о нефтегазовых доходах бюджета, которые используются для финансирования нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

До указанных дат пополнения Резервного фонда и ФНБ Минфин не ждет, а, значит, и публиковать нечего. Но это отнюдь не первое утаивание информации министерством. Некоторое время назад Минфин уже прекратил публикацию данных о расходовании федерального бюджета в постатейной разбивке. Мало того, что качество и доступность статистики снижается, это еще и прямое нарушение Конституции РФ

Оба фонда являются национальным достоянием России, и отказ правительства публиковать сведения об их состоянии ничем не отличается от отказа банка сообщить клиенту о состоянии его счета. И если в гипотетическом случае с банком сразу же возникают самые плохие предположения, то с национальными фондами вопрос еще более животрепещущий и актуальный. Недавно президент упоминал в одном из своих выступлений фразу Никиты Хрущева - "Куда идут народные деньги?" Здесь тоже можно его процитировать. А ведь тогда речь шла всего только о проекте районного дома культуры, объекта по стоимости не сопоставимого с резервным фондом.

Не пойдет на пользу и искусственное создание властями атмосферы секретности. Уровень доверия к правительству будет падать, что станет закономерной реакцией на снижение доступности информации, которая к тому же касается эффективности антикризисных госрасходов. Да и зачем засекречивать сведения о том, чего скоро не будет? Скорее всего, до 2012 года все средства фондов уйдут на финансирование дефицита бюджета, который будет только расти[15].

Публикация хотя бы оценочных данных с периодичностью раз в квартал была бы намного лучшим решением, считает эксперт. Если же говорить о среднесрочных последствиях принятого решения, то нельзя исключать того, что к вопросу о заимствованиях придется вернуться уже ближайшее время. "Тогда на рынках еще будет свежа память о не совсем нормальном обращении с отчетностью правительства Греции. И принятое сейчас решение об отказе от публикации данных может отразиться в более высоких ставках по займам", - прогнозирует экономист.

3.2 Пути укрепления  доходной части базы Федерального  бюджета

 

 

Доходы бюджета России в 2010 году могут на 700 миллиардов рублей превысить ранее запланированный уровень. Такое заявление сделала заместитель министра финансов страны Татьяна Нестеренко.

По словам Нестеренко, дополнительные доходы поступят в бюджет, в частности, в результате повышения прогнозной цены на нефть. В конце апреля Минэкономразвития повысило прогноз по средней стоимости барреля нефти марки Urals с 70 до 76 долларов.

Кроме того, замминистра финансов сообщила, что дополнительный приток средств в бюджет может быть получен за счет "нового прогноза перечисления прибыли Центробанка в бюджет".

Согласно бюджету России на текущий год, одобренному правительством и президентом, доходы страны должны составить 6,95 триллиона рублей, а расходы - 9,886 триллиона рублей. Дефицит, как ожидается, составит 6,8 процента ВВП, или 2,937 триллиона рублей.

В середине мая министр финансов Алексей Кудрин понизил прогноз по дефициту бюджета России до 5,4 процента ВВП. При этом Кудрин отметил, что бюджет может стать бездефицитным, если цены на российскую нефть установятся в районе 95 долларов за баррель[14].

В связи с сокращением поступления в федеральный бюджет нефтегазовых доходов на фоне падения цен и объемов экспорта природных ресурсов, а также необходимостью привлечения дополнительных доходов в федеральный бюджет, направляемых на финансирование нефтегазового дефицита федерального бюджета, законом, проект которого внесен правительством РФ, устанавливается в Бюджетном кодексе норма о зачислении в федеральный бюджет 100 проц доходов от налога на добычу полезных ископаемых /НДПИ/ в виде углеводородного сырья /за исключением газа горючего природного/.

Централизация в федеральном бюджете доходов от уплаты НДПИ в виде углеводородного сырья /нефти и газового конденсата/ приведет к увеличению доходов федерального бюджета следующим образом: в 2010 г- не менее чем на 46,5 млрд руб, в 2011 г - не менее чем на 50,9 млрд руб, в 2012 г - не менее чем на 55 млрд руб.

В целях оптимизации доходов федерального бюджета приостанавливается с 1 января 2010 г до 1 февраля 2012 г направление доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на формирование соответствующих фондов.

В настоящее время в Банке России размещаются средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а во Внешэкономбанке - средства Фонда национального благосостояния. В соответствии с договорами с этими банками, доходы от управления средствами Банк России перечисляет в федеральный бюджет ежегодно, в размере, фиксируемом по состоянию на 15 января года, следующего за годом размещения. Внешэкономбанк доходы от управления средствами перечисляет в федеральный бюджет ежеквартально, в квартале, следующем за кварталом размещения. Затем эти доходы направляются на формирование соответствующих Фондов.

В этой связи действие норм Бюджетного кодекса, в соответствии с которыми происходит направление доходов от управления средствами на формирование соответствующих Фондов, приостанавливается с 1 января 2010 г до момента, следующего за поступлением доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния, размещаемыми во Внешэкономбанке, за IV квартал 2011 г, а доходов от управления средствами Фондов, размещаемых в Банке России, за 2011 г.

Данные меры, по оценке правительства, позволят увеличить доходы федерального бюджета в 2010 г - на 77,9 млрд руб, в 2011 г - на 86,4 млрд руб, в 2012 г - на 25,6 млрд руб.

В целях привлечения дополнительных доходов в федеральный бюджет законом предусмотрено в 2010-2012 гг увеличить с 50 до 75 проц размер прибыли, перечисляемой Банком России в федеральный бюджет, что позволит дополнительно привлекать в федеральный бюджет не менее 20 млрд. руб. ежегодно[13].

 

 

 

Заключение

 

 

В данной курсовой работе были рассмотрены роль федерального бюджета в социально-экономическом развитии РФ, сущность федерального бюджета, его функции, были показаны принципы исполнения федерального бюджета. Проанализирован Федеральный бюджет на 2008-2010 г.г., т.е. рассмотрены состав и структура доходов и расходов федерального бюджета, дана общая характеристика бюджета. Также был затронут вопрос о проблеме формирования нефтегазовых доходов федерального бюджета и путей укрепления доходной части базы бюджета.

Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

 

 В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Главные функции Федерального бюджета – перераспределение национального дохода и ВВП, государственное регулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием денежных средств, образование и использование бюджетного фонда.

Роль Федерального бюджета заключается в том, что по своей внешней форме он является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год).

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Федеральный бюджет, показывает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

 

Список использованной литературы

 

 

Официальные документы:

1. Бюджетный кодекс РФ. http://www.consultant.ru/popular/budget/.

2.Приложение№3 к Заключению  Счетной палаты РФ на проект  федерального закона " О федеральном  бюджете на 2010 год и на плановый  период 2010-2012 годов"

3. Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете  на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"

Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов

4. Врублевская О.В. Бюджетная  система Российской Федерации: Учебник  для вузов. Издательство: Питер.2008г.

5. Врублевская О.В., ред., Федосов  В.А. Бюджетная система Российской  Федерации: Учеб пособие для вузов. Издательство: Питер - Санкт-Петербург,2009 г.

6. Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. Издательство: Дашков и Ко, 2008 г

7. Нешитая А.С. Бюджетная система Российской Федерации.. Издательство: Дашков и К, 2009 г.

8. Маркина Е.В., "Финансы", Учебное пособие 3 курса, Финансовая  Академия при Правительстве РФ.

9. Поляк Г.Б. Бюджетная  система России.. Издательство: Юнити-Дана, 2008 г.

Интернет-ресурсы:

9. http://www.ach.gov.ru/ru/ .Счетная палата Российской Федерации.

10.http://www.kprfast.ru/content/view/18182/19/ (Краткий  анализ Федерального бюджета 2010 года)

11.http://flime.ru/articles/43 (Федеральный бюджет-2010 как он есть)

12.http://www.minfin.ru/ru/press/speech/index.php?&show_all4=1&id4=9673 Москва. 14 мая. ИНТЕРФАКС-АФИ

13.http://www.prime-tass.ru/news/0/%7B7A784F2F-6E9F-4E85-94F5-1D76E539BDF8%7D.uif МОСКВА, 24 апреля. /ПРАЙМ-ТАСС/

14.http://www1.minfin.ru/ru/press/speech/index.php?id4=9067

15. http://www.finam.ru/analysis/forecasts0108C/ (29.04.2010 19:08, Макеева Лариса (Finam.ru))

16. http://www1.minfin.ru/ru/budget/federal_budget/

17. http://www.top-audit.ru/content/view/230/45/

 

 

 

 

Сущность и функции бюджета. 
 
      
 
     Бюджет – от англ. «кожаный мешок», или ларец. 
 
     Бюджет это система отношений, которая опосредствует процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Именно это свидетельствует о том, что бюджет является экономической категорией, которая выражает две стороны финансовых отношений – государство с одной стороны и юридические и физические лица с другой.  
 
     Бюджетный кодекс так определяет бюджет:  
 
     Бюджет это форма образования и использования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.  
 
     По материальному содержанию бюджет является формой образования и использования централизованного фонда денежных средств.  
 
     По социально-экономической сущности бюджет выступает как орудие перераспределения национального дохода.  
 
     Бюджет выступает важнейшей финансовой категорией, и как финансовая категория бюджет выражает совокупность денежных отношений между различными субъектами воспроизводства в процессе формирования и использования основного централизованного фонда денежных средств.  
 
     Этот фонд дает возможность регулировать пропорции и преодолевать периодически возникающие в процессе производства диспропорции. 
 
     Бюджет тесно взаимодействует со всеми сферами и звеньями финансовой системы.  
 
     Как важнейший финансовый план бюджет обусловлен тем, что бюджет утверждается как закон.  Бюджет увязан со всеми финансовыми планами юридических и физических лиц через налоговую систему.   
 
     Бюджет обеспечивает распределение и перераспределение ВВП. 
 
     Бюджет связан с кредитной системой и со всеми кредитными планами, поскольку бюджет тесно взаимодействует с ЦБ.  
 
     Бюджет занимает центральное место в финансовой системе. Во-первых, на него приходится значительная доля ресурсов страны. Федеральный бюджет осуществляет финансирование внешнеэкономической деятельности. Бюджет выступает главным инструментом финансового контроля за формированием и использованием всех финансовых ресурсов страны.  
 
     Бюджет выступает мощным рычагом регулирования экономики. С его помощью государство управляет экономическим процессами. Необходимость регулирования через бюджет вытекает из особенностей самого процесса производства, т.к. производство должно регулироваться.  
 
      
 
     Функции бюджета: 
 
1. Перераспределительная. Эта функция включает две стороны. Первая – это мобилизация средств. Вторая сторона – это использование мобилизованных средств. Бюджет вынужден осуществлять перераспределение материальных ценностей между двумя сферами – сферой материального производства и сферой нематериального производства. Необходимость этой функции также связана с неравномерностью развития отраслей хозяйства, неравномерностью распределения по территориям и отсутствием социального равенства.   Особенность этой функции состоит в следующем: 
 
a. Одна и та же часть национального дохода проходит многократно через бюджет.  
 
b. Масштабность движения денежных потоков через бюджет.  Доля всех бюджетов в национальном доходе составляет 30-40%. 
 
c. Распределение через бюджет идет не в порядке первичного распределения, а в порядке вторичного перераспределения. 
 
2. Регулирование и стимулирование экономики.  Государство с помощью бюджета осуществляет прямое и косвенное влияние на процесс производства. 
 
3. Социальная функция.  
 
4. Контрольная функция. Вообще некоторые функции финансов и бюджета перекликаются, т.к. бюджет – основное звено финансовой системы.   
 
      
 
     Бюджетное устройство. 
 
      
 
     Бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюджетной системы, а также экономические и юридические взаимоотношения между звеньями бюджетной системы. Бюджетное устройство зависит от типа государства. Существует три типа государства: 
 
1. Унитарное (единое) 
 
2. Федеративное. Объединенное государство, которое имеет в своем составе отдельные государства, имеющие свои права и обязанности. 
 
3. Конфедеративное. Союзные государства (Швейцария). 
 
     В унитарном государстве существует два звена бюджетной системы – государственный бюджет и местный бюджет. 
 
     В федеративном государстве существует три звена – третье звено – бюджеты субъектов федераций.  
 
     Конфедеративное государство, как и федеративное, имеет три звена бюджетной системы. 
 
     Бюджетное устройство основывается на бюджетном праве. Бюджетное право – это совокупность юридических норм, которые регулируют бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере. 
 
     Бюджетное права регулирует отношения: 
 
1. Между центром и субъектами РФ 
 
2. Между федеральным собранием и правительством РФ. 
 
3. Между правительством и исполнительными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления. 
 
4. Между финансовым аппаратом и учреждениями ЦБ РФ.  
 
      Бюджетная система РФ, в соответствии с 6 статьей бюджетного кодекса, подразделяется на три уровня: 
 
1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов. 
 
2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов.  
 
3. Местные бюджеты. Районные, городские, сельские, поселковые бюджеты. К местным бюджетам относятся также бюджеты закрытых административно-территориальных образований. 
 
     Консолидированный бюджет: 
 
1. Федеральный бюджет 
 
a. Федеральный бюджет 
 
b. Федеральные целевые бюджетные фонды (включены в федеральный бюджет). Были образованы в результате включения в федеральный бюджет внебюджетных фондов.  
 
c. Внебюджетные целевые фонды. Пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования. 
 
2. Территориальные бюджеты (консолидированный бюджет субъектов федерации) 
 
a. Бюджеты субъектов РФ (89) 
 
b. Территориальные целевые бюджетные фонды. Они включаются в бюджеты субъектов федерации. 
 
c. Местные бюджеты. Около 30 000. Бюджеты местных органов самоуправления. Районные, городские, поселковые, сельские и внутригородского районирования.  
 
      
 
     Консолидированный бюджет объединяет все доходы и расходы всех звеньев бюджетной системы. От федерального бюджета он отличается тем, что последний утверждается как закон и нижестоящие бюджеты не включает, а консолидированный включает все доходы и расходы всех бюджетов. Значение консолидированного бюджета: 
 
1. Его показатели необходимы для сводного финансового планирования. 
 
2. Используется для перспективного планирования. 
 
3. Данные консолидированного бюджета необходимы для бюджетного планирования. 
 
4. Дает возможность осуществлять межбюджетные отношения, т.е. отношения, которые возникают между бюджетами разного уровня. 
 
      
 
     Доходы консолидированного бюджета состоят в основном из налоговых поступлений. 87% всех поступлений составляют налоги. На долю косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины и налог с продаж) из этих 87% приходится 46%. Неналоговые поступления относительно невелики и не превышают 10%. 
 
     Расходная часть консолидированного бюджета на 2/3 состоит из непроизводительных расходов: 
 
1. Расходы на правоохранительную деятельность 
 
2. На управление 
 
3. На оборону. 
 
4. На обслуживание государственного бюджета. 
 
5. На социально-культурные мероприятия. 
 
      
 
     Бюджетный процесс. 
 
      
 
     Понятие бюджетного планирования и бюджетного процесса.  
 
      
 
     Бюджетное планирование это важнейшая составная часть финансового планирования, которая подчинена требованиям финансовой политики государства. Экономическая сущность бюджетного планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении ВВП и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны.  
 
     В ходе бюджетного планирования финансы активно воздействуют на основные экономические и качественные показатели государственных программ развития страны.  
 
     Бюджетное планирование включает: 
 
1. Бюджетный процесс, как порядок составления и исполнения бюджетов разного уровня.  
 
2. Его нормативно-правовую базу и организационную основу 
 
3. Вопросы теории и методологии составления бюджетов страны.  
 
     Основы бюджетного планирования определяются конституцией, бюджетным кодексом и другими законодательными актами. 
 
     Бюджетный процесс как главная форма бюджетного планирования представляет собой регламентированную нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также контролю за их исполнением. 
 
     Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности государственных органов: 
 
1. Составление проектов бюджета исполнительными органами власти 
 
2. Рассмотрение и утверждение бюджетов в законодательных органах 
 
3. Исполнение бюджетами исполнительными органами власти 
 
4. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение законодательной властью. 
 
     Все эти стадии взаимообусловлены и взаимосвязаны. Продолжительность их примерно три года.  
 
      
 
      
 
     Основы организации бюджетного процесса. 
 
      
 
     Правовая база бюджетного процесса регламентируется во-первых конституцией РФ, на бюджетном кодексе, который принят в 1998г, но вступил в силу с 1 января 2000г., а также на решениях государственных представительных органов власти субъектов федерации. 
 
     Бюджетный процесс также регулируется правилами о порядке составления и исполнения бюджета, которые издаются министерством финансов РФ на основе бюджетного законодательства.  
 
     Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование. Бюджетное регулирование это перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.  
 
     Льготный период длится один месяц, в течение которого заканчиваются все операции по исполнению бюджета. Финансовый год вместе с льготным периодом называются счетным периодом. 
 
     Перед бюджетным процессом стоят следующие задачи: 
 
1. Максимально выявить все материальные и финансовые резервы в целях достижения сбалансированности бюджета.  
 
2. Определить общий объем доходов бюджета и не только в целом, но и по отдельным видам налогов и других платежей. Эти размеры должны соответствовать как прогнозам, так и целевым программам социально-экономического развития.  
 
3. Установить общий объем расходов и расходов по целевому назначению исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий. 
 
4. Согласовать данные бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости денежной единицы. 
 
5. Осуществить бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов разного уровня.  
 
6. Усилить контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и за доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств.   
 
7. Автоматизация процессов составления и исполнения бюджета через систему автоматизации финансовых расчетов.  
 
       
 
     Участники бюджетных процессов на федеральном уровне.  
 
      
 
1. Парламент, законодательные органы, которые рассматривают и утверждают федеральные бюджеты 
 
2. Президент, который подписывает утвержденные федеральные бюджеты. 
 
3. Правительство, которое рассматривает проект бюджета после составления его министерством финансов. Кроме того, правительство организует разработку прогнозов экономического и социального развития страны, разработку важнейших федеральных программ, а также под его руководством осуществляется составление проекта федерального бюджета.  
 
4. Министерство финансов и его финансовые органы на местах. Эта государственно-исполнительная структура проводит организационную, методическую и практическую работу по составлению и исполнению федерального бюджета, а также по составлению консолидированного бюджета РФ.  
 
5. Федеральное казначейство. Занимается только вопросами расходов и контролем и расходами и доходами.  
 
6. Министерство по налогам и сборам и его налоговые инспекции. Осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджеты налоговых поступлений.  
 
7. Государственный таможенный комитет, который выполняет те же самые функции, что и министерство по налогам и сборам, но только в области таможенного обложения.  
 
8. Центральный Банк РФ. Концентрирует расчетные операции по поступлению налоговых средств и по расходным операциям.  
 
9. Счетная палата. 
 
10. Главные распорядители бюджетных средств. Ими являются органы государственной власти, которые имеют право распределять средства федерального бюджета по подведомственным органам, а также по подведомственным распорядителям. Функции главного распорядителя: 
 
a. Утверждает сметы доходов и расходов подведомственных учреждений 
 
b. Составляет бюджетную роспись, которая предполагает распределение бюджетных ресурсов с поквартальной разбивкой.  
 
c. Устанавливает лимиты бюджетных обязательств. Лимиты бюджетных обязательств это предельный объем прав на принятие получателем бюджетных средств денежных обязательств, которые оплачиваются за счет бюджета. 
 
11. Распорядитель бюджетных средств. Это орган государственной власти или местного самоуправления, который тоже имеет право распределять бюджетные средства по организациям, подведомственным ему.  
 
      
 
     Этапы бюджетного процесса. 
 
      
 
     Составление проекта бюджета. 
 
     Начинается задолго до начала финансового года. Им занимается министерство финансов, министерство по налогам и сборам и государственный таможенный комитет. Предварительно готовятся исходные данные макроэкономического уровня – объем ВВП на предстоящий финансовый год. Одновременно устанавливаются темпы роста ВВП за предыдущие 3-5 лет. Затем берется уровень инфляции. И снова делается прогноз на предстоящий финансовый год.  
 
     Составив эти основные макроэкономические показатели, министерство финансов готовит следующие документы и материалы: 
 
1. Прогноз социально-экономического развития по территориям на очередной финансовый год.  
 
2. Устанавливаются направления бюджетной и национальной политики на очередной финансовый год 
 
3. Рассчитывается прогноз сводного финансового баланса 
 
4. Составляется прогноз консолидированного бюджета. 
 
5. Адресная инвестиционная программа 
 
6. Составляется структура государственного и муниципального долга, внутреннего и внешнего. 
 
7. Дается оценка потерь бюджета от налоговых льгот. 
 
8. Дается прогноз бюджета на текущий финансовый год.  
 
      
 
     На основе этих документов разрабатывается перспективный финансовый план на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития. Этот финансовый план составляется на три года по укрупненным показателям бюджетной классификации. И ежегодно этот трехгодичный план будет корректироваться. Одновременно готовится бюджетное послание президента. Бюджетное послание президента представляется не позднее 10 марта года, предшествующего очередному финансовому году. В бюджетном послании дается оценка экономическому положению страны, намечаются общие задачи на предстоящий год и это послание направляется федеральному собранию. 
 
     Главная задача при составлении проекта бюджета – определить объем денежных средств, которые централизуются в руках высших органов власти с целью финансового обеспечения функций государства.  
 
     Составление проекта бюджета начинается с низших органов исполнительных органов власти и идет к высшим. 
 
     Отдельное внимание уделяется вопросам согласования данных министерств и ведомств. 
 
     Это согласование охватывает несколько этапов. 
 
     На первом этапе разрабатываются разные варианты бюджета. Эти варианты должны быть одобрены правительством. Правительство выбирает из этих вариантов наиболее экономичные варианты и эти варианты кладутся в основу составления бюджета.  Затем эти варианты возвращаются министерствам и разрабатываются окончательные варианты бюджетов.  
 
     На этом этапе доходы распределяются по бюджетом разного уровня. 
 
     Этот этап должен быть завершен к 15 июля, после чего проект бюджета поступает к правительству. Правительство в течение месяца рассматриваются следующие документы: 
 
1. Проект федерального бюджета 
 
2. Проекты бюджетов государственных целевых фондов 
 
3. Проект сводного финансового баланса. 
 
4. Проект социально-экономического развития 
 
      Получив одобрения правительства, все эти документы до 1 октября представляются в парламент, государственную думу и счетную палату. 
 
     Государственная дума должна дать оценку исполнения федерального бюджета и консолидированного бюджета за текущий год. 
 
     Затем государственная дума оценивает программу представления средств федерального бюджета по каждому виду расходов и дает оценку поквартальному распределению средств федерального бюджета на планируемый год. Получив такие документы, начинается обсуждение в государственной думе. Это обсуждение должно пройти четыре чтения, т.е. четырежды идет обсуждение бюджета.  
 
     Но перед этим бюджет поступает в комитет государственной думы по налогам, банкам и финансам. Этот комитет распределяет бюджет по отдельным комитетам. После того как комитет обсудил свою часть бюджета, он должен получить одобрение всех комитетов, после чего бюджет поступает на чтения в государственную думу. 
 
     На первом чтении рассматриваются направления бюджетной политики, основные принципы взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами субъектов и решаются вопросы: 
 
1. о доходах федерального бюджета 
 
2. о расходах федерального бюджета 
 
      По результатам обсуждения государственная дума принимает проект государственного бюджета в первом чтении. Если она отклоняет проект федерального бюджета, то могут возникнуть несколько вариантов. Бюджет может быть полностью отклонен, тогда проет возвращается министерству финансов. Или государственная дума может снова предложить проект бюджета комитетам для обсуждения. 
 
     Если бюджет принимается в первом чтении, то через определенный промежуток времени начинается второе чтение федерального бюджета.  
 
     Во втором чтении решаются вопросы о распределении средств между статьями бюджетной классификации и распределению средств по доходам.  
 
     Второму чтению отводится 15 дней. 
 
     На третьем чтении обсуждаются расходы федерального бюджета по подразделениям функциональной классификации и распределяются по федеральным целевым программам. 
 
     После третьего чтения, спустя 25 дней, проект передается на четвертое чтение, после чего бюджет передается на совет федерации. Совету федерации отводится 15 дней. Совет федерации либо принимает бюджет полностью, либо отклоняет его в целом и передает обратно государственной думе.  
 
     После одобрения советом федерации, бюджет передается  на подпись президенту, который в семидневный срок должен его подписать. Если бюджет отклоняется президентом, он направляется в парламент с замечаниями президента. Если 2/3 парламента проголосуют за старый бюджет, то бюджет становится законом без подписи президента.  
 
     После публикации бюджет становится законом. 
 
      
 
     С момента подписи президента начинается третья, главная стадия – процесс исполнения бюджета.  
 
     Эта стадия осуществляется в течение финансового года. В процессе исполнения бюджета участвуют органы исполнительной власти, финансовый и налоговые органы, кредитные учреждения и юридические и физические лица как налогоплательщики. 
 
     Исполнение бюджета основывается на следующих принципах: 
 
1. Единство кассы. В настоящее время осуществляется федеральным казначейством. На федеральном казначействе открывается единый счет, и на этом едином счете концентрируются все средства федерального бюджета. 
 
2. Обеспечение всех бюджетных платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете казначейства.  
 
      
 
     При исполнении бюджета важное значение приобретает распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета. Такое распределение бюджетных средств осуществляется по росписи доходов и расходов.  
 
     Бюджетная роспись составляется по каждому главному распорядителю кредитов.  
 
     Исполнение бюджета осуществляется по доходам и расходам.  
 
     Исполнение по доходам состоит в следующем: 
 
1. Перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального казначейства 
 
2. Распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулируемых налогов.  
 
3. Учет доходов федерального бюджета и составление отчетности о доходах федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией. 
 
4. Возврат излишне уплаченных сумм доходов.  
 
      
 
     Исполнение по расходам: 
 
1. Санкционирование расходов. Включает утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей бюджетных средств. Подтверждение платежных обязательств федерального бюджета.  
 
2.  
 
      
 
     В процессе исполнения бюджета все операции регистрируются в бюджетном учете, который организуется и осуществляется финансовыми органами и ведется на основе планов счетов бухгалтерского учета. Причем единая методология бюджетного учета устанавливается правительством.  
 
      
 
     Четвертая стадия бюджетного процесса – составление отчета об исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах. Вся работа по составлению отчета возлагается на министерство финансов и казначейство, а также на министерство по налогам и сборам и государственный таможенный комитет. Каждая из этих структур направляет свои отчеты, эти отчеты объединяются и общий отчет направляется правительству, и правительств вместе с проектом бюджета на предстоящий год докладывает парламенту. 
 
     Предварительный контроль за осуществлением бюджета осуществляет счетная палата.  
 
     Этот отчет осуществляется в течение полугода.

Информация о работе Сущность и функции бюджета. Роль бюджета в социально-экономических процессах