Сущность и функции бюджета. Роль бюджета в социально-экономических процессах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 23:25, реферат

Описание работы

Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства, использующего его в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 222.08 Кб (Скачать файл)

- организацию  заготовки, переработки, хранение   обеспечение безопасности донорской крови ее компонентов;

- осуществление отдельных  государственных полномочий  Астраханской области по организации осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними.

В состав фонда введено такое вновь принятое обязательство как субвенция для осуществления государственных  полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях.

По подразделу «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов» предусматриваются ассигнования на:

-  обязательное медицинское страхование неработающего населения;

- обеспечение оказания  дополнительной медицинской  помощи, оказываемой врачами-терапевтами, участковыми, врачами-педиатрами и другими;

- выплаты пособий безработным  гражданам, оформленным на досрочную  пенсию.

3. В целях обеспечения  имеющегося уровня социальной  защищенности граждан, доступности  и качества бюджетных услуг  и выполнения государственных гарантий перед населением, рекомендовать муниципальным образованиям Астраханской области при формировании проектов местных бюджетов на 2010 год принять меры для сохранения финансирования социально-значимых расходов.

2.2 Функции бюджета Астраханской  области на 2012 г

Областной бюджет – документ, определяющий сбалансированность экономических показателей региона  на ближайшую перспективу. Важнейшей его частью, безусловно, является доходная часть, ведь планирование расходов должно опираться на доходы. Важнейшим фактором принимаемого бюджета на какую-то перспективу является реальность его исполнения в будущем. Его формирование требует способности адекватного прогнозирования с учётом влияния макроэкономических процессов происходящих в экономике на бюджетные показатели, и в первую очередь, на его доходную часть. Нет доходов, не будет и расходов.

Доходная часть бюджета Астраханской области на 2010-2012 годы внесённого Правительством на рассмотрение в Думу является нереально оптимистичной. Складывается впечатление, что он свёрстан на эйфории улучшения некоторых экономических показателей региона в предъюбилейный период. А в прогнозировании, как говорится, чрезмерный оптимизм – это скорее утопизм. Слишком высока цена расплаты.

Положительная динамика некоторых индексов экономического развития региона в период 2009-2008 года не является системной и не может служить основой для формирования столь оптимистичного прогноза доходов бюджета на предстоящие три года. Улучшение экономических показателей по таким видам деятельности как “Строительство”, “Объём инвестиций в основной капитал”, “Оборот розничной торговли”, “Производство строительных материалов” скорее имеют краткосрочный, “взрывной” характер, и объясняются в основном освоением выделенных финансовых средств Федерального бюджета на цели подготовки города к предстоящему юбилею. После освоения финансов выделенных на эти цели, в 2010 году динамика экономических показателей в вышеупомянутых отраслях региональной экономики снизится, и скорее, произойдёт их падение по отношению к предыдущему периоду.

Кроме того, проект бюджета абсолютно не учитывает макроэкономические процессы, происходящие в последнее время на мировых финансовых рынках. Вслед за банкротством ряда столпов американской экономики, капитализация российского рынка акций, вычисленная на основе торгующихся в РТС ценных бумаг, уже снизилась с начала года на 48, 63%. Российский рынок акций за последнее время потерял 425 млрд. $ США. И этот процесс пока не остановлен. Инвесторы уходят с российского рынка, банки не могут привлечь финансовые ресурсы на рефинансирование межбанковских кредитов и собственных долговых обязательств, ценные бумаги ведущих российских банков обесцениваются. Чтобы удержать ситуацию и не допустить полного обесценивания собственных активов, банки вынуждены направлять финансы на скупку собственных ценных бумаг. Банки испытывают дефицит ликвидности, вынуждены менять или даже временно отказываться от привычной кредитной политики. В результате увеличения себестоимости проектов и ухудшения доступа к рынку финансирования российские девелоперские компании начали в массовом порядке отказываться от реализации инвестиционных проектов. Следом ухудшится ситуация и в смежных с девелопментом бизнесах, в особенности занятом в производстве и поставках строительных материалов.

Последствия этих событий несложно просчитать, инвестиции в экономику, в том числе и региональную, в ближайшей перспективе будут снижаться, банковские кредиты будут только дорожать. И всё это происходит на фоне снижения цен на нефть, что по всей вероятности ограничит возможности государства нивелировать негативные последствия кризиса международного финансового рынка на российскую экономику.

Обвал российского рынка в ближайшей перспективе неминуемо вызовет цепную реакцию. Его последствия негативно отразятся на всех секторах экономики. Законы экономики не изменить. После таких экономических катаклизмов, экономика как минимум, на какое-то время входит в стагнацию. Аналитики сходятся во мнении что, для того чтобы оправиться от уже существующих последствий, потребуется не менее двух лет, а при дальнейшем усугублении ситуации, целый ряд российских компаний и банков могут оказаться в состоянии технического дефолта, не смогут рассчитаться с долгами, обанкротятся сначала сами, а затем и их контрагенты. Кризис уже вызвал волну арбитражных исков к бизнесу со стороны банковского сектора. И это ещё одна сторона настоящего кризиса, которая разрастаясь, ещё внесёт свою лепту в дестабилизацию реально действующих секторов экономики9.

Такие обстоятельства никак нельзя не учитывать, формируя и принимая бюджет на ближайшие три года.

Основными статьями формирования доходной части бюджета на 2010-2012 годы заложены четыре налога: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налоги на имущество и акцизы. На остальные налоги приходится 3,5 %.

Налог на прибыль и налог на доходы физических лиц формируют 72-75% всех доходов регионального бюджета. Предполагается, что поступления от этих налогов возрастёт с 9719.1 млн. рублей в 2008 году до 18117,7 млн. рублей в 2012 году (см. табл.1 ). Рост доходов бюджета от поступления этих налогов за бюджетный период планируется на уровне 186%.

Таблица 2

Структура налоговых доходов областного бюджета

Наименование

показателей

2008 год ожидаемое

2010 год

2011 год

2012 год

Прогноз (млн. рублей)

Структура (%)

Прогноз (млн. рублей)

Структура (%)

Прогноз (млн. рублей)

Структура (%)

Прогноз (млн. рублей)

Структура (%)

Поступление в областной бюджет всего

13162,5

100,0

16075,3

100,0

19154,8

100,0

23910,2

100,0

в том числе:

               

Налог на прибыль

5630,3

42,8

7279,0

45,3

8426,6

44,0

10274,9

43,0

Налог на доходы физических лиц

4088,8

31,1

4862,2

30,3

6109,1

31,9

7842,8

32,8

Акцизы

983,2

7,5

1075,8

6,7

1149,4

6,0

1227,7

5,1

Налоги на имущество

1639,3

12,4

2286,9

14,2

2486,3

13,0

2660,4

11,1

Налоги на добычу полезных ископаемых

52,2

0,4

66,5

0,4

160,9

0,8

236,5

1,0

Доходы от использования имущества

142,6

1,1

102,5

0,6

104,8

0,5

107,4

0,5

Остальные налоги

626,1

4,7

402,4

2,5

717,7

3,8

1560,5

6,5

из них:

               

- плата за негативное  воздействие на окружающую среду

24,6

0,2

26,4

0,2

29,0

0,2

32,0

0,1

- доходы от продажи  материальных и нематериальных  активов

552,1

4,2

229,3

1,4

36,1

0,2

36,0

0,2

прочие неналоговые доходы

0,1

 

96,3

0,6

602,4

3,2

1440,9

6,0


 

Достичь таких налоговых поступлений региональное Правительство планирует от реализации целого ряда крупных инвестиционных проектов на территории Астраханской области, ввода в действие новых производств, увеличения прибыли предприятий, роста заработных плат и как следствия доходов физических лиц в целом.

Таких результатов чрезмерно трудно достичь даже при полностью стабильной и динамично развивающейся экономике, и абсолютно невозможно в ситуации предстоящего выхода из последствий, связанных с последними событиями на мировых финансовых рынках. В экономике всё взаимосвязано. Наполнение бюджета напрямую зависит от социально-экономических показателей в регионе в бюджетный период, а те в свою очередь, от состояния макроэкономики в целом. События, происходящие на финансовых рынках, позволяют достаточно точно спрогнозировать развитие экономической ситуации на ближайшую перспективу, которая сводится к следующему: российские банки потеряли доступ к дешёвым зарубежным кредитам, что неминуемо вызовет изменение кредитной политики на российском финансовом рынке. Нет кредитования – не будет развития производства, нет доступных ипотечных программ – не будет работать строительная отрасль и т.д. Обслуживание дорогих кредитов в производственной и других сферах бизнеса приведёт к снижению доходности предприятий, уменьшению объёмов производства и инвестиций в основной капитал. которая сводится к следующему:.ировать развитие ситуации на ближайшую перспективу. Снизится прибыль предприятий, предприятия будут вынуждены оптимизировать внутренние издержки, в том числе сдерживанием роста заработных плат и уходя в “конверточную” форму оплаты труда. Всё это, в свою очередь, напрямую окажет негативное влияние на наполняемость областного бюджета в целом.

Большие проблемы в бюджете заложены также при формировании государственной долговой политики. Бюджет на 2010-2012 годы планируется с почти максимальным размером дефицита (2010-14%, 2011 – 13%, 2012 – 12%), региональные долговые обязательства возрастут с 9708 млн. рублей в 2010 году до 16436,9 млн. рублей к 2012 году. И это с учётом применения механизмов так называемой оптимизации долговых обязательств, т.е.

- замещения краткосрочных  кредитов банков на средне- и  долгосрочные займы, в том числе облигационный;

- расширения инструментов  заимствований за счет ценных  бумаг;

- использования государственных  гарантий Астраханской области, для ускорения

экономического роста;

- удешевления заемных  средств.

В связи с последними событиями на мировых финансовых рынках и сложившейся ситуации в российских финансовых институтах прописанная в трёхлетнем бюджете долговая политика Астраханской области представляется абсолютно несостоятельной. Ни размещение облигаций, ни замещение краткосрочных кредитов на долгосрочные, ни удешевление заёмных средств в необходимых для бюджета объёмах в ближайшей перспективе произвести будет невозможно. Следствием этого, будет отсутствие средств на покрытие бюджетного дефицита, растущие затраты на обслуживание кредитов и как следствие, значительное увеличение внутреннего долга. Покрытие бюджетного дефицита, в случае принятия бюджета на 2010-2012 годы в существующих параметрах неминуемо будет провалено.

Выводы: Внесённый Правительством Астраханской области на рассмотрение в Думу проект бюджета на 2010-2012 годы не учитывает влияния макроэкономических процессов происходящих на мировом и российском финансовых рынках. Исполнение статей бюджета в части доходов представляется нереальной, долговая бюджетная политика несостоятельной.

Заключение

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

На протяжении всего времени проведения реформ были предприняты определенные попытки проведения целенаправленной экономической политики, однако под давлением политических факторов ни одна из них не имела того эффекта, на который можно было бы рассчитывать.

Если в области формирования более-менее рыночного бюджета были достигнуты значительные успехи, то финансирование бюджетного дефицита продолжает желать лучшего. До сих пор проводится кредитование ЦБ и Сбербанком расходов правительства (в некоторые периоды Сбербанк с ЦБ были главными держателями ГКО).

Принят экономически обоснованный курс на снижение расходов правительства на дотационные отрасли, проводятся мероприятия по улучшению исполняемости бюджета, в частности на подходе принятие нового налогового кодекса.

Информация о работе Сущность и функции бюджета. Роль бюджета в социально-экономических процессах