Содержание бюджетного федерализма и принципы его реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

На карте мира не существует федераций, сопоставимых с Россией по числу административно-территориальных образований низового уровня. Обеспечить устойчивость подобной системы, тем более эффективно управлять ею, чрезвычайно сложно. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять социально-экономическое регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Именно посредством бюджетной системы государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы бюджетного федерализма 5
1.1.Понятие и сущность бюджетного федерализма 5
1.2.Принципы бюджетного федерализма 8
1.3.Модели бюджетного федерализма 13
Глава 2. Анализ и оценка качества сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации 17
2.1.Методологические подходы к оценке качества сбалансированности бюджетов субъектов РФ 17
2.2.Анализ и оценка качества сбалансированности бюджетов субъектов РФ 21
Глава 3. Предложения по усовершенствованию системы бюджетного федерализма 26
Заключение 30
Список использованной литературы и источников 32
Приложение 34

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 80.18 Кб (Скачать файл)

С. Катырин высказался в пользу создания Центров развития предпринимательства. Кроме того, целесообразно рассмотреть возможность поддержки и финансирования малого и среднего бизнеса на местном уровне. Передача ряда бюджетных функций муниципалитетам позволит эффективно использовать средства, выделяемые на поддержку малого и среднего бизнеса.

Один из важнейших вопросов – адресность бюджетного финансирования с учетом отраслевых стратегий. По мнению главы ТПП РФ, представляется целесообразным в проекте бюджета утвердить федеральные целевые программы по отраслевым стратегиям, при этом определив конкретные направления финансирования.

Для стимулирования долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики  необходимы налоговые послабления, что в средне- и долгосрочной перспективе  приведет к значительному росту  экономики и снижению зависимости  от экспорта нефти и газа.

Речь может идти об освобождении от налогообложения доходов от инвестиций в корпоративные облигации приоритетных отраслей с рыночной котировкой или применении пониженных ставок при инвестировании в определенную долю капитала или на определенный срок.

С. Катырин также поддержал расширение практики предоставления налоговых кредитов и освобождение от налогообложения дивидендов и курсовых разниц при инвестировании в определенные акции на длительные сроки. «Эти дополнительные меры будут способствовать привлечению долгосрочных, стратегических инвестиций в экономику страны, а также уменьшать отток капитала», – подчеркнул он.

Для решения проблемы финансовых взаимоотношений центра и регионов Торгово-промышленная палата РФ считает необходимым:

  1. Установить более четко круг расходов, финансируемых из федеральных, республиканских и региональных, а также муниципальных бюджетов.
  2. Определить единые для всех регионов доли перечислений в федеральный бюджет от налоговых поступлений.
  3. Осуществлять финансовую поддержку регионов только в форме прямых трансфертов на определенные цели за счет формируемого в рамках федерального бюджета Фонда поддержки регионов.
  4. Отладить строгую и объективную систему рассмотрения заявок регионов на получение средств. Для выявления нуждающихся регионов использовать систему сравнительного социально-экономического анализа и достаточно широкий круг социально-экономических индикаторов, отражающих меру неблагополучия в каждом из них.
  5. Выделять трансферты дифференцированно и не просто исходя из нуждаемости, а под программы лучшего использования внутренних возможностей регионов в интересах их самостоятельного развития и при условии последующего снижения дотаций, а также проведения политики рыночных реформ.
  6. Обеспечивать определенные финансовые преимущества для регионов-доноров, за счет которых живут регионы, получающие федеральную помощь.
  7. Применять систему санкций как за нарушение сроков и размеров перечислений предусмотренных средств из республиканских и региональных бюджетов в федеральный, так и за нарушение сроков и размеров предоставления финансирования из федерального бюджета регионам и бюджетным организациям.
  8. Систематически публиковать сведения о целевом финансировании регионов из федерального бюджета, а также о конечных финансовых взаимоотношениях Федерации с республиками и регионами.
  9. Активнее привлекать территориальные и местные торгово-промышленные палаты к участию в формировании бюджетов на местах.

 

Заключение

Бюджетный федерализм — одно из сложнейших направлений экономических реформ, охватывающих область экономических, финансовых и политических отношений. С полным правом можно сказать, что в Российской Федерации установлена конституционная модель бюджетного федерализма, так как именно Конституция определяет такие общие принципы бюджетной системы, как разграниченность и самостоятельность бюджетов всех уровней.

Сущность бюджетного федерализма  представляет собой взаимодействие экономических и политических интересов властных структур государства разных уровней, направленных на формирование, присвоение, распоряжение и использование денежных ресурсов общества посредством системы налогов, платежей, сборов и системы бюджетных ассигнований и расходов.

Отличительной особенностью проблемы бюджетного федерализма является то, что она фокусирует в себе общечеловеческие интересы и трансформирует их в систему координат денежных отношений. Соответственно в зависимости от степени развития денежных отношений каждое государство ищет и находит свои решения этой проблемы, оптимальные в конкретной исторической и экономической ситуации. Вместе с тем бездумный перенос найденных решений в другие условия дает совершенно бессмысленные, а подчас и просто опасные результаты. Поэтому Россия, используя богатый опыт мировой экономической теории и практики, должна найти свои собственные пути решения проблемы бюджетного федерализма.

Модель бюджетного федерализма  в России во многом уникальна. Наличие 83 субъектов Федерации определяет сложность конструкции, которая должна учесть различия не только экономического, но и исторического, географического, климатического, национального характера. Кроме того, полная и последовательная реализация механизма бюджетного федерализма осложнена в настоящее время общей нехваткой бюджетных средств, обусловленной тяжелыми последствиями экономических и финансовых кризисов 90-х годов. Поэтому главная задача государственной власти — выбрать оптимальную модель бюджетных отношений в стране и, реализуя ее, устранять возникающие противоречия, диспропорции.

В заключение хотелось бы отметить, что  в настоящее время необходимо все более осознанно сближать бюджетный федерализм с общей макроэкономической политикой рыночных реформ.

Решение проблем бюджетного федерализма в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и объективность рыночной экономической системы.

 

Список использованной литературы и источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ;
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ;
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ;
  5. Бескровная В. Реализация принципов бюджетного федерализма в регионах России / В. Бескровная // Федерализм. - 2008. - № 2. - С. 113-124;
  6. Вырлеева-Балаева О.С. Федерализм в системе ограничения государственной власти / О. С. Вырлеева-Балаева // Соврем. право. - 2011. - № 2. - С. 13-15;
  7. Ищенко А.С. Проблемы и перспективы развития российского федерализма / А. С. Ищенко // Соврем. право. - 2010. - № 4. - С. 34-41;
  8. Кузнецова Е.В. Оценка качества сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации / Е.В. Кузнецова // Финансы. – 2011. - № 2. – С. 15-19;
  9. Рыжков Д.В. Российская модель бюджетного федерализма: особенности и проблемы развития / Д. В. Рыжков // Экономика и упр. собственностью. - 2009. - № 4. - С. 55-59;
  10. Пансков В.Г. К вопросу о самостоятельности бюджетов / В.Г. Пансков // Финансы. – 2010. - № 6. – С. 15-18;
  11. Уханкин В.В. Принципы федерализма в процессе развития целостной федеративной российской государственности / В. В. Уханкин // Закон и право. - 2008. - № 8. - С. 39-40;
  12. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. — 486 с.;
  13. Афанасьев Мст.П. Бюджет и бюджетная система: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 777 с.;
  14. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 387 с.;
  15. Ермасова Н.Б. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Н.Б. Ермасова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 794 с.;
  16. Пономаренко Е.В., Исаев В.А. Экономика и финансы общественного сектора (основы теории эффективного государства): Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 427 с.;
  17. Отчетность об исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов / Официальный сайт Федерального казначейства (Казначейства России). – Режим доступа: http://www.roskazna.ru/reports/mb.html;
  18. Совершенствовать систему бюджетного федерализма. – Режим доступа: http://www.tpp-inform.ru/economy_business/1348.html.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Таблица 1

Федеральные округа

Расходы бюджета, руб.

2008 год

2009 год

2010 год

Центральный федеральный округ

161 917 579 883,00

166 482 519 706,76

176 800 712 795,73

Северо-Западный федеральный округ

55 799 560 863,30

57 076 372 496,41

62 871 014 641,70

Южный федеральный округ

62 909 934 156,56

65 957 739 563,75

41 764 768 884,62

Приволжский федеральный округ

101 310 050 172,71

106 080 543 374,03

109 301 498 717,47

Уральский федеральный округ

47 571 485 942,82

48 133 954 698,50

48 175 948 132,08

Сибирский федеральный округ

70 366 413 643,32

74 490 242 512,01

75 237 030 383,72

Дальневосточный федеральный округ

30 921 328 049,43

32 394 292 492,19

33 496 839 937,19

Северо-Кавказский федеральный округ

-

-

26 518 644 451,93


 

 

Таблица 2

Федеральные округа

Доходы бюджета, руб.

2008 год

2009 год

2010 год

Центральный федеральный округ

162 711 073 837,83

169 699 333 791,20

177 782 103 849,88

Северо-Западный федеральный округ

56 230 446 055,17

56 227 847 942,67

62 597 432 385,99

Южный федеральный округ

64 180 225 105,42

65 781 373 569,98

41 965 071 850,96

Приволжский федеральный округ

102 311 833 989,43

105 063 280 016,48

108 735 465 310,10

Уральский федеральный округ

48 149 385 969,83

47 524 942 051,00

48 124 959 086,86

Сибирский федеральный округ

71 941 485 368,24

74 763 207 060,21

75 302 553 251,27

Дальневосточный федеральный округ

31 051 549 478,11

32 277 083 901,24

34 135 186 658,76

Северо-Кавказский федеральный округ

26 518 644 451,93

-

26 251 725 389,59


 

 

Таблица 3

Федеральные округа

Безвозмездные поступления, руб.

2008 год

2009 год

2010 год

Центральный федеральный округ

102 721 194 541,66

108 494 947 191,44

109 143 783 789,60

Северо-Западный федеральный округ

34 896 893 960,22

34 307 238 418,31

37 863 501 477,40

Южный федеральный округ

49 699 215 876,53

50 264 341 294,35

28 604 307 360,14

Приволжский федеральный округ

74 242 567 579,17

77 189 139 737,96

77 326 612 406,44

Уральский федеральный округ

28 677 335 423,08

29 255 406 937,84

26 977 621 975,18

Сибирский федеральный округ

51 377 776 666,01

54 289 851 150,35

51 938 292 800,79

Дальневосточный федеральный округ

22 244 663 277,03

23 239 095 407,90

23 239 070 677,82

Северо-Кавказский федеральный округ

   

21 715 614 242,28


 

 

Таблица 4

Федеральные округа

Субвенции за 2008 год

Центральный федеральный  округ

10 116 601 400,00

Северо-Западный федеральный  округ

3 428 868 900,00

Южный федеральный округ

3 565 384 900,00

Приволжский федеральный  округ

5 015 725 800,00

Уральский федеральный округ

2 487 719 200,00

Сибирский федеральный округ

4 493 346 700,00

Дальневосточный федеральный  округ

1 296 648 600,00

Северо-Кавказский федеральный  округ

-

Информация о работе Содержание бюджетного федерализма и принципы его реализации