Проблемы бюджетной политики, пути и способы их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Межбюджетные отношения играют важную роль в бюджетной системе любого государства, имеющего административно-территориальное деление. В КР, с ее огромной территорией и существенной дифференциацией экономических потенциалов регионов, тема межбюджетных отношений всегда вызывала множество вопросов и проблем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и сущность государственного бюджета
1.2. Основы бюджетной системы государства
1.3. Бюджетный процесс и особенности его реализации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОСТУПЛЕНИЯ ДОХОДОВ В БЮДЖЕТ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1. Особенности формирования бюджета Кыргызской Республики
2.2. Анализ доходов государственного бюджета Кыргызской Республики
2.3. Роль налоговых доходов в формировании республиканского бюджета
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЮДЖЕТОЙ ПОЛИТИКИ
3.1. Проблемы бюджетной политики, пути и способы их решения
3.2. Основные направления по совершенствованию государственной бюджетной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Государственная бюджетная политика и принципы его реализации в Кыргызской Республике курсовая PH LAST BITCG KENDRICK.docx

— 402.30 Кб (Скачать файл)

 

Налога за пользование недрами налоговыми органами собрано в сумме 205,7 млн. сомов, с перевыполнением плана на 26,8% или на 43,4 млн. сомов. По сравнению с прошлым годом сборы снизились в 3 раза, в связи с уменьшением поступлений бонусов на 57,1% и роялти – в 4 раза. Снижение роялти связано с тем, что согласно Соглашению, Кумтором, который являлся основным плательщиком роялти, с 2013 года производится уплата только налога на валовый доход.

За рассматриваемый период Кумтором согласно новому Соглашению перечислено налога на валовый доход в сумме 4 364,0 млн. сомов при плановом показателе 4232,6 млн. сомов, сумма перевыполнения составила 131,4 млн. сомов. По сравнению с прошлым годом Кумтором перечислено в бюджет больше на 2 421,6 млн. сомов. Также следует отметить, что в соответствии с достигнутой договоренностью с Кумтором в 2013 году был перечислен авансовый платеж за 2013 год в сумме 11 млн. долларов США.

Таблица 2.2.

Сравнительный анализ неналоговых поступлений в государственный бюджет за 2012-2013 гг.

(млн.сом)

Показатели

Факт 2012 г.

Уд.вес к ВВП 2012 г.

Факт 2013 г.

% вып.

к 2012 г.

Уд.вес к ВВП 2013г.

ВВП

196423,1

 

212177,4

   

Доходы, всего

55357,4

116,5

57385,0

103,7

27,0

Неналоговые поступления

9058,5

111,1

11000,2

121,4

5,2

Проценты по депозитам Правительства, находящимся в Национальном банке КР

54,3

57,5

38,5

70,9

0,02

Проценты по выданным бюджетным ссудам и кредитам

410,3

85,0

500,7

122,0

0,2

Дивиденды, начисленные на государственный пакет акций

150,4

45,0

689,8

458,6

0,3

Прибыль Национального банка Кыргызской Республики

774,6

98,0

445,0

57,4

0,2

Арендная плата

1900,3

180,1

3220,7

169,5

1,5

Сборы и платежи

466,9

130,7

395,3

84,7

0,2

Государственная пошлина

340,3

73,8

267,6

78,6

0,1

Штрафы,санкции,конфискации

317,4

136,9

243,6

76,7

0,1

Поступления по спец,средствам от бюджетных учреждений

4525,1

111,5

4632,0

102,4

2,2


 

Неналоговые поступления государственного бюджета за рассматриваемый период составили 11 000,2 млн. сомов или 92,8% от плана (сумма невыполнения – 859,8млн. сомов). Невыполнение плана в основном связано с недобором специальных средств, а также дивидендов, платы за обслуживание счетов, сбора за вывоз мусора и госпошлины.

По отношению к уровню предыдущего года сборы выросли на 1 941,7 млн. сомов, или на 21,4 %. Данный рост связан с увеличением поступлений процентов по выданным бюджетным ссудам и кредитам, дивидендов,  платежей Центра транзитных перевозок, сбора за парковку автотранспорта, поступлений по спецсредствам, прочих неналоговых доходов. В то же время, снизились поступления процентов по депозитам Правительства, находящимся в НБКР, прибыли НБКР, платы за аренду земель и имущества, платы за выдачу лицензий, платы за выдачу сертификатов и др. разрешительных документов, платы за регистрацию и перерегистрацию транспортных средств и госпошлины.

Поступления официальных грантов (программные гранты и гранты ПГИ) составили 7 022,1 млн. сомов с недобором плана на 1 146,5 млн. сомов, в связи недопоступлением грантов ПГИ (на 171,4 млн.сомов), гранта КЕС (на 252 млн.сомов) и непоступлением гранта АБР «Поддержка бюджета» (764,9 млн. сомов).

По отношению к факту 2012 года поступления грантов снизились на 3 179,1 млн. сомов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Роль налоговых  доходов в формировании республиканского  бюджета

 

За январь-октябрь месяцы 2014 года Государственной налоговой службой при Правительстве Кыргызской Республики собрано налогов и платежей в сумме 33049,6 млн. сом при прогнозе 34459,9 млн.сом, выполнение составило 95,9% или недобор 1410,3 млн.сом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления налогов и платежей увеличились на 3102,2 млн.сом или на 10,4%. Доля доходов к ВВП составила 10,72% и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась на 0,04 процентных пункта8.

В том числе поступления в республиканский бюджет составили 22532,5 млн.сом при прогнозе 24132,6 млн.сом, выполнение составило 93,4% или недобор 1600,1 млн.сом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления увеличились на 1864,5 млн.сом или на 9,0%.

Поступления в местный бюджет составили 10517,1 млн.сом при прогнозе 10327,3 млн.сом, выполнение составило 101,8% или перевыполнено на 189,8 млн.сом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления налогов и платежей увеличились на 1237,6 млн.сом или на 13,3%.

Диаграмма 2.1. Сборы ГНС по бюджетам за январь –октябрь 2013-2014 гг. (млн. сом)

Поступления налогов и платежей в государственный бюджет без учета «Кумтор» составили 30078,3 млн. сом при прогнозе 31582,7 млн.сом, выполнение составило 95,2% или недобор 1504,4 млн.сом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления налогов и платежей увеличились на 2543,2 млн.сом или на 9,2%. Доля доходов к ВВП сократилась на 0,28 процентных пункта и составила 10,39%.

Диаграмма 2.2. Доходы ГНС за январь-октябрь 2013-2014 гг. (млн. сом)9.

Выполнение прогнозных показателей не обеспечено подведомственными структурными подразделениями: УГНС по г.Бишкек - 94,5%, УГНС по контролю за крупными налогоплательщиками - 95,2%, УГНС по контролю за крупными налогоплательщиками (ЮГ) -94,8%, Межрегиональным

Управлением ГНС по Северному региону - 96,1%, Межрегиональным Управлением ГНС по Южному региону - 95,4%, выполнены прогнозные показатели в УГНС по г.Ош - 101,0%, УГНС по контролю за субъектами СЭЗ - 125,9% и Межрегиональном Управлении ГНС по Восточному региону - 103,8%.

Диаграмма 2.3. Исполнение гос. Бюджета в разрезе регионов за январь-октябрь 2014 года (млн. сом)

Сумма налоговых поступлений по отраслевой структуре бюджета составила 28698,3 млн. сом, которая по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 2542,0 млн.сом или на 9,7%.

Наиболее существенные налоговые отчисления произведены предприятиями торговли - 13,0%, цветной металлургии - 12,0%, системы связи - 7,0%, прочей деятельности - 19,0%, строительства - 5,0%, профессиональной деятельности - 5,0%, финансовых услуг - 4,0%, прочей отрасли промышленности - 4,0%, электроэнергетики - 3,0%, алко.напитков - 4,0%.

Диаграмма 2.4. Отраслевая структура доходов ГНС за январь-октябрь 2014 года

В структуре сбора налогов и платежей доля подоходного налога с физических лиц - резидентов Кыргызской Республики составила - 17,0%, налога на доходы лиц - нерезидентов - 3,0%, налога на прибыль - 9,0%, налога на основе добровольного патента - 4,0%, налога на валовой доход от Кумтор - 9,0%, налога на недвижимое имущество - 2,0%, НДС на товары и услуги, производимые на территории Кыргызской Республики - 22,0%, налога с продаж - 18,0%, акцизного налога на товары, производимые на территории Кыргызской Республики - 3,0%, налога за пользование недрами - 1,0%, земельного налога - 2,0%, неналоговых поступлений - 5,0%.

Диаграмма 2.5. Сборы ГНС за январь-октябрь 2014 года

Фактические налоговые поступления составили 31401,4 млн.сом или 94,6% от прогнозных показателей в сумме 33189,4 млн.сом, недопоступило 1788,1 млн.сом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления увеличились на 2773,9 млн.сом или на 9,7%. Доля доходов к ВВП составила 10,19 процентных пункта и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась на 0,1%.

Исполнение доходной части бюджета обеспечено за счет выполнения плановых показателей по следующим видам налогов и платежей: налогу на доходы лиц - нерезидентов КР (101,9%), налогу на проценты (112,1%), единому налогу (114,4%), налогу на основе обязательного патента (107,8%), налогу на основе добровольного патента (102,8%), налогу на недвижимое имущество (106,4%), налогу на движимое имущество (111,3%), земельному налогу за пользование приусадебными земельными участками (105,3%), земельному налогу за пользование сельскохозяйственными угодьями (103,2%), земельному налогу за использование земель несельскохозяйственного назначения (105,0%), налогу на валовой доход от Кумтор (103,3%), налогу за пользование недрами (Роялти) (100,8%), неналоговым поступлениям (129,7%).

Не выполнены прогнозные показатели по подоходному налогу с физических лиц - резидентов КР (94,9%), налогу на прибыль (81,6%), налогу на доходы золотодобывающих компаний (49,2%), НДС на товары и услуги, производимые на территории КР (90,5%), налогу с продаж (99,0%), акцизный налог на товары и услуги, производимые на территории КР (87,8%), налогу за пользование недрами (Бонус) (55,0%).

Диаграмма 2.6. Динамика налоговых поступлений в разрезе основных источников за январь-октябрь 2013-2014 гг. (млн. сомов)

Налоги. Фактические поступления подоходного налога с физических лиц - резидентов Кыргызской Республики составили 5720,2 млн.сом или 94,9% от прогноза, по сравнению с прошлогодним периодом сборы увеличились на 644,5 млн.сом или на 12,7%. Доля данного налога к ВВП увеличилась на 0,03% и составила 1,86 процента.

Сборы подоходного налога, уплачиваемого налоговым агентом составили млн. сом или 94,6% от прогноза, по сравнению с прошлогодним периодом поступления увеличились на 637,9 млн.сом или на 12,6%. Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в январеавгусте 2014 года (без учета малых предприятий) составила 11965 сом и по сравнению с январем-августом 2013 года увеличилась на 8,2 процента, а ее реальный размер, исчисленный с учетом индекса потребительских цен увеличился на 1,4 процента (источник - данные НСК за январь-сентябрь 2014 года). Доля данного налога к ВВП увеличилась на 0,03% и составила 1,85 процента.

Налоги на доходы лиц - нерезидентов КР составили 1141,9 млн.сом при доведенном прогнозе 1120,9 млн.сом или выполнение составило 101,9%, по сравнению с прошлогодним показателем поступления увеличились на 178,4 млн.сом или на 18,5%. Доля налогов к ВВП увеличилась на 0,02 процентов и составила 0,39 процентных пункта.

Поступления налога на прибыль составили 2988,9 млн.сом при прогнозе млн.сом или 81,6%, по сравнению с прошлогодним периодом поступления сократились на 235,2 млн.сом или на 7,3%. Доля налогов к ВВП сократилась на 0,22 процентных пункта и составила 1,03%. Сократились поступления по налогу на прибыль по сравнению с прошлым годом у таких крупных хозяйствующих субъектов как ОАО «Кыргызалтын» - на 7,9 млн.сом, ОАО «НЭСК» - на 15,8 млн.сом, ОсОО «Газпромнефть Азия» - на 19,7 млн.сом, ОсОО «Альфа Телеком» - на 34,1 млн.сом, ОсОО «Авиатраффик компании» - на

млн.сом. Вместе с этим отмечаем, что по итогам финансово-экономической деятельности наиболее крупные налогоплательщики за 1 квартал 2014 года получили убыток, из проведенного анализа только по 10 предприятиям отмечается убыток в размере 4,6 млрд.сом, что крайне негативно отразилось на поступлении в доходную часть бюджета по налогу на прибыль.

Анализ представленных деклараций по налогу на прибыль за 2013 год, показал, что у подавляющего большинства юридических лиц размер ранее уплаченных авансовых платежей превысил начисленную сумму налогового обязательства. В утвержденном бюджете на 2014 год не были учтены изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие иной порядок взимания налога на прибыль.

Налоги на проценты составили 80,9 млн.сом при прогнозе 72,1 млн.сом, или 112,1%, по сравнению с прошлогодним показателем поступления увеличились на 24,9 млн.сом или на 44,4%. Удельный вес к ВВП увеличился на 0,01 процентных пункта и составил 0,03%.

Поступления по налогу на доходы золотодобывающих компаний составили млн.сом или 49,2% при прогнозе 56,5 млн.сом или недопоступило 28,7 млн. сом, по сравнению с прошлогодним показателем поступления сократились на млн.сом или на 48,2%. Удельный вес к ВВП составил 0,01% и по сравнению с прошлогодним показателем сократился на 0,01%. Прогноз на 2014 год определен в сумме 90,0 млн.сом. Однако, в связи с изменениями технологии, разработки и переработки руды в 2014 году работа одного рудника (Иштамберди) приостанавливается.

Поступления НДС на товары и услуги, производимые на территории Кыргызской Республики составили 7229,5 млн.сом или 90,5% при прогнозе 7988,8 млн.сом, по сравнению с прошлогодним периодом поступления увеличились на 691,6 млн.сом или на 10,6%. Удельный вес к ВВП сократился на 0,04 процентных пункта и составил 2,5%. Согласно письма Комитета по экономической и фискальной политике от 22 мая 2013 года № 6-4038и/13 услуги по международному интерконнекту и гостевому роумингу не должны облагаться налогом на добавленную стоимость, где международные услуги электросвязи оплачиваются клиентом другой страны. Так же на основании данного разъяснения хозяйствующие субъекты (за исключением ОсОО «Скай Мобайла» не уплачивала НДС с мая 2013 года) просят возвратить уплаченные в 2013 году НДС в размере 155 135,4 тыс.сом и не собираются в дальнейшем уплачивать НДС с указанных услуг.

Налог с продаж составил 5878,8 млн.сом при прогнозе 5938,9 млн.сом или выполнен на 99,0%, по сравнению с прошлогодним периодом поступления увеличились на 671,1 млн.сом или на 12,9%. Доля данного налога к ВВП увеличилась на 0,01 процентных пункта и составила 2,03%.

Поступления акцизного налога на товары, производимые на территории Кыргызской Республики составили 1129,9 млн.сом или 87,8% при прогнозе млн.сом, по сравнению с прошлогодним периодом поступления увеличились на 310,1 млн.сом или на 37,8%. Удельный вес акцизного налога к ВВП увеличился на 0,07% и составил 0,39 процентных пункта.

Поступления по водке и ликероводочным изделиям составили 534,0 млн.сом или 62,3% при доведенном прогнозе 856,8 млн.сом, по сравнению с прошлогодним периодом поступления увеличились на 133,6 млн.сом или на 33,4%. Удельный вес к ВВП увеличился на 0,03 процентных пункта и составил 0,18%. Основными причинами недобора послужили - снижение спроса на отечественную водочную продукцию из-за повышения акцизного налога и подорожание водочной продукции.

Объем производства водки и ликероводочных изделий за январь-октябрь месяцы 2014 года составил 1032,0 тыс. дал при прогнозе 1544,0 тыс.дал, индикативный план производства выполнен на 85,2%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года производство продукции сократилось на 179,0 тыс. дал.

Информация о работе Проблемы бюджетной политики, пути и способы их решения