Проблемы бюджетной политики, пути и способы их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Межбюджетные отношения играют важную роль в бюджетной системе любого государства, имеющего административно-территориальное деление. В КР, с ее огромной территорией и существенной дифференциацией экономических потенциалов регионов, тема межбюджетных отношений всегда вызывала множество вопросов и проблем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и сущность государственного бюджета
1.2. Основы бюджетной системы государства
1.3. Бюджетный процесс и особенности его реализации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОСТУПЛЕНИЯ ДОХОДОВ В БЮДЖЕТ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1. Особенности формирования бюджета Кыргызской Республики
2.2. Анализ доходов государственного бюджета Кыргызской Республики
2.3. Роль налоговых доходов в формировании республиканского бюджета
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЮДЖЕТОЙ ПОЛИТИКИ
3.1. Проблемы бюджетной политики, пути и способы их решения
3.2. Основные направления по совершенствованию государственной бюджетной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Государственная бюджетная политика и принципы его реализации в Кыргызской Республике курсовая PH LAST BITCG KENDRICK.docx

— 402.30 Кб (Скачать файл)

Кассовое исполнение бюджета осуществляется Центральным казначейством Министерства финансов Кыргызской Республики и его региональными отделениями через банки-агенты.

Комиссионная плата за оказанные услуги определяется Центральным казначейством Министерства финансов Кыргызской Республики на конкурсной основе.

Бюджетным годом на территории Кыргызской Республики является промежуток времени с 1 января по 31 декабря включительно. Счетный период включает финансовый год и период после его завершения, составляющий не более одного месяца, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета за отчетный год.

Конкретный срок завершения операций по бюджету определяется ежегодно Министерством финансов Кыргызской Республики.

Государственный (консолидированный) бюджет на текущий год представляется Правительству Кыргызской Республики после утверждения местных бюджетов, а годовой отчет о его исполнении - до 20 мая года, следующего за отчетным. В отчет об исполнении бюджета также включается информация о реализации Программы государственных инвестиций.

Правительство Кыргызской Республики представляет Президенту Кыргызской Республики государственный (консолидированный) бюджет после утверждения местных бюджетов, а годовой отчет о его исполнении - не позднее 15 июня года, следующего за отчетным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ доходов  государственного бюджета Кыргызской Республики

 

Доходы государственного бюджета состоят из следующих основных источников:

  1. налогов, прямых и косвенных, взимаемых как центральными, так и местными финансовыми структурами, которые составляют 85% всего дохода госбюджета;

  1. государственных займов, доходов от госсобственности, госпредприятий, торговли и прочих, которые составляют 7% дохода госбюджета

  1. поступлений из так называемых внебюджетных или целевых фондов, значимость которых в современных условиях чрезвычайно высока, поскольку они имеют социально – экономическую направленность – социальное страхование, подготовку и переподготовку рабочей силы, строительство дорог, охрану окружающей природной среды и т.д., хотя и невелика их налогооблагаемая база. Это составляет 7% всего дохода госбюджета;

  1. прочих доходов, которые составляют 1% всего дохода госбюджета;

Подавляющая часть доходов бюджета в западных странах формируется за счет налогов, составляющих около 90 % поступлений на центральном и 70 % - на местном уровне.

В структуре налогов ведущее место занимает индивидуальный подоходный налог, достигающий половины всех поступлений в бюджет. При этом объектами налогообложения выступают личные доходы граждан, независимо от источников получения – заработная плата, прибыль, процент, рента, гонорары и т.д. В различных странах существуют различные методики их изъятия. Как правило, используются прогрессивные системы налогообложения доходов.

Важную часть бюджетных доходов - до 20 % составляют налоги на прибыли компаний. Вместе с тем в большинстве западных стран проявляется тенденция к их уменьшению. Максимальная ставка налогов на прибыль, как правило, колеблется в размере от 30 % до 50 %. В большинстве стран установлены пониженные ставки налогообложения для мелкого бизнеса с целью стимулирования его деятельности.

Существенная роль принадлежит косвенным налогам, включаемым в цену товаров и целиком оплачиваемым покупателями.

К косвенным налогам относятся: акцизы (вид косвенного налога на товары массового потребления – акцизная марка), таможенные пошлины, фискальный монопольный налог (лат. fiscus – государственная казна) и т.д.

Относительно невысокие поступления обеспечивают традиционные налоги: с наследства, дарений, поимущественный налог с земли, домостроений и т.д.5

Коль скоро налоги составляют важнейшую и значительную доходную часть государственного бюджета, являются основным финансовым источником производства ВНП, по сути дела, они выступают важнейшим источником государственного регулирования экономики.

По предварительным данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики за январь-декабрь 2013 года сложился отрицательный реальный рост ВВП на уровне 1,4%, что ниже уровня соответствующего периода 2012 года на 4,3 процентных пункта, а номинальный объем ВВП сложился на уровне 212,2 млрд. сомов.

Спад экономики без учета предприятий по разработке месторождения «Кумтор» составил 2,1% (рост на 3,4% в январе-декабре 2012 года) в результате спада в сельском хозяйстве (на 2,8%), услуг (на 1,2%), строительства (на 22,8%).

Индекс потребительских цен за январь–декабрь 2013 года к декабрю прошлого года составил 19,2% (за январь-декабрь 2012 года 0%).

Индекс потребительских цен к соответствующему периоду прошлого года составил 8,0% (в январе–декабре 2012 года – 6,8%).

Учетный курс доллара повысился на 6,8% по отношению к концу декабря 2012 года и на конец декабря 2013 года составил 47,0992 сом/доллар США.

По итогам за январь-декабрь 2013 года производство промышленной продукции в реальном выражении возросло на 9,8% (спад на 6,4% в январе-декабре 2012  года). В промышленности без учета Кумтора рост произошел на 11,7% (спад на 6,5% в январе-декабре 2012 года).Увеличение реальных темпов роста наблюдалось в энергетическом секторе - на 11,0%, в обрабатывающей промышленности – на 10,1%. Спад на 0,4% в горнодобывающей промышленности.

В сфере услуг в январе-декабре 2013 года отмечается спад реального роста на 1,2% (рост на 2,2% в январе-декабре 2012 года). Спад услуг торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования составил 6,8%, при этом спад розничной торговли (кроме торговли автомобилями и моторным топливом) составил 5,5%.

Услуги гостиниц и ресторанов в январе-декабре 2013 года снизились на 7,4% (рост на 4,5% в январе-декабре 2012г.) в связи с сокращением потребительского спроса на данные виды услуг.

Услуги почтовой и электрической связи в январе-декабре 2013 года увеличились на 2,6% по сравнению с соответствующим периодом 2012 года, тарифные доходы составили 16723,1 млн.сом. В структуре доходов по видам услуг связи около 70,0% занимают услуги сотовой связи. 

Услуги перевозок пассажиров в январе-декабре 2013 года снизились на 2,5%. Объем грузов, перевезенных всеми видами транспорта, сократился на 1,3% (рост на 5,9% в январе-декабре 2012г.).

За январь-декабрь 2013 года объем продукции сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства составил 116034,7млн. сомов, спад на 2,8% (рост на 7,0% в январе – декабре 2012 г.).

За январь-декабрь2013 года уровень освоения инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования снизился на 9,8%, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (рост на 30,8% в январе-декабре 2012 года). За отчетный период фактически освоено 44079,7млн. сомов инвестиций в основной капитал.

Исходя из общего объема использованных капитальных инвестиций, общий объем валовой продукции строительства за январь-декабрь 2013 года составил 35989,5млн. сомов со спадом на 22,8% (рост на 22,1% в январе-декабре 2012 года).

Численность официально зарегистрированных безработных на конец декабря 2013 года составила 63,4тыс. человек и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2012 года на 3,3%(снижение на 8,6% в январе-декабре 2012 года). 6

Реальный рост среднемесячной заработной платы за январь-декабрь 2013 года составил 5,8%, в номинальном выражении среднемесячная заработная плата сложилась на уровне 7142 сомов.

По предварительным данным внешнеторговый оборот за январь–декабрь 2013 года составил 4982,9 млн. долл. США и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 5,7%, в том числе, экспорт – 1759,8 млн. долл. США (увеличение на 5,2%) и импорт – 3223,1 млн. долл. США (увеличение на 6,0%).

Без учета золота объем экспорта составил 1091,5 млн. долл. США (снижение на 5,5%).

В связи с опережающим ростом объемов импорта над экспортом отрицательное сальдо торгового баланса составило 1463,3 млн. долл. США, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 7,0%.

В ресурсную часть государственного бюджета за 2013 год всего поступило 78 227,3 млн. сомов, или 93,7 % к плану в сумме 83 526,1 млн. сомов. Поступления по сравнению с аналогичным периодом 2012 года уменьшились на 1 715,4 млн. сомов, или на   2,1 %. Удельный вес к ВВП составил 36,9 %, что на 3,8 процентных пункта ниже аналогичного уровня 2012 года.

Совокупные доходы (текущие доходы и поступления от продажи нефинансовых активов) государственного бюджета за 2013 год (с учетом специальных средств и внешних грантов ПГИ) составили 58 013,2 млн. сомов, или 97,0 % к плану в сумме 59 791,5 млн. сомов.

Общий объем текущих доходов государственного бюджета за 2013 год составил 57 385,0 млн. сомов или 97,3 % от плана в сумме 58 996,0 млн. сомов. В сравнении с показателем предыдущего года текущие доходы государственного бюджета возросли на   3,7 % или на 2 027,6 млн. сомов.

Объем налоговых доходов за отчетный период составил 39 362,7 млн. сомов, или 101% от плана (сумма перевыполнения 395,3 млн. сомов). По отношению к уровню прошлого года налоговые доходы выросли на 3 264,9 млн. сомов. В объеме ВВП доля налоговых поступлений составила 18,6% к ВВП и увеличилась на 0,2 процентных пункта. Данное увеличение связано с ростом уровня сбора налогов на импорт и налога на валовый доход Кумтор. 

За отчетный период Государственной налоговой службой собрано доходов в сумме 24 223,6 млн. сомов, плановый показатель перевыполнен на 0,9%, или на 225,4 млн. сомов. По сравнению с 2012 годом доходы ГНС выросли на 14,6% (на 3 076,4 млн. сомов), что достигнуто за счет роста поступлений Кумтор. В тоже время без учета Кумтор сборы ГНС в сравнении с прошлым годом снизились на 6,1 %, что связано с предоставлением налоговых льгот, согласно Декрету о фискальных преференциях от 19 июня 2013 года ВП №77 и произошедшими событиями в стране.

Фактические сборы подоходного налога составили 3 788,9 млн. сомов, при этом план перевыполнен на 2,7 % или на 101,1 млн. сомов. По сравнению с прошлым годом рост составил 9,2% или 320,1 млн. сомов, что связано в основном с ростом среднемесячной заработной платы на 14,3% (по данным Нацстаткомав 2013 году среднемесячная заработная плата составила  7 142 сомов).

Фактическое поступление по налогу на прибыль составило 1 830,8млн. сомов, плановый показатель выполнен на 98,9%, с недобором  в сумме 20,7 млн. сомов. Однако по сравнению с фактом 2012 года наблюдается рост поступлений на 10,4% или на 173,1млн. сомов, что связано с увеличением поступлений от таких отраслей, как электроэнергетика, строительство, транспорт, воздушный транспорт и другие виды услуг.

Поступления налогов на основе патента составили 1 492,7 млн. сомов, или 99,3% к плану. В общей сумме налогов на основе патента, налог на основе добровольного патента в сравнении с показателем 2012 года вырос всего лишь на 0,8%, а налог на основе обязательного патента снизился на 28,2%, в связи с предоставлением налоговых льгот, как уже было указано выше, согласно Декрету о фискальных преференциях.

Налога на специальные средства при плановом показателе 852,7 млн. сомов собрано 784,3 млн. сомов или меньше на 68,5 млн. сомов от установленного плана. Также сборы снизились по сравнению с прошлогодними показателями на 9,9% или 86,5 млн. сомов.

Поступления по земельному налогу в целом составили 798,8 млн. сомов, плановый показатель выполнен на 105,7%. Относительно прошлогоднего уровня поступления снизились на 12,9% или на 118,4 млн. сомов. Данное снижение в основном связано с уменьшением поступлений земельного налога за использование земель населенных пунктов и земель несельскохозяйственного назначения на 21,3% или на 112,6 млн. сомов, в связи с поступлением в 2012 году разового платежа от Кумтор в сумме 94,2 млн.сомов. Кроме того, в связи с июньскими событиями были предоставлены налоговые льготы по уплате налога.

По налогу на транспортные средства за отчетный период собрано 400,6 млн. сомов или 90,3% к плану. По отношению к факту 2012 года сборы также снизились на 12% или на 54,6 млн. сомов, что в основном связано со снижением уровня администрирования налога.

Фактическое поступление НДС на внутреннюю продукцию составило4 232,0 млн. сомов или план исполнена 101,6% (сумма перевыполнения 67,2 млн. сомов). По сравнению с прошлым годом сборы снизились на 7,8% (на 356,2 млн.сомов), в основном в связи с поступлением в 2012 году разовых платежей в сумме 524 млн. сомов.

По налогу с продаж сборы составили 3 698,9 млн. сомов, плановый показатель выполнен на 90,4%. В сравнении с показателем прошлого года также наблюдается снижение поступлений на 5,9%, что в основном обусловлено спадом экономической активности, в связи с произошедшими  событиями в стране, а также   предоставлением налоговых льгот, согласно Декрету о фискальных преференциях.

Поступления по акцизам на внутреннюю продукцию составили 520,8 млн. сомов. Плановый показатель выполнен на 106,1%, сумма перевыполнения составила 29,8 млн. сомов. Темп роста относительно предыдущего года составил 102,8% или собрано больше на 14,3 млн. сомов, в основном за счет роста поступлений налога от производства  коньяков, пива и сигарет с фильтром.

Таблица 2.1. 7

Сравнительная таблица по налоговым поступлениям в государственный бюджет за 2013 год по отношению к 2012 году.

(млн.сом)

Наименование доходов

2012г.

факт

Уд.вес к ВВП 2011г.

2013 г.

факт

Уд.вес к ВВП 2013г.

Темп роста 2013/2012 гг

ВВП

196423,1

 

212177,4

 

108,0

Налоговые поступления

36097,8

18,4

39362,7

18,6

109,0

Подоходный налог с физических лиц-резидентов КР

3468,8

1,8

3788,9

1,8

109,2

Налог на прибыль

1735,6

0,9

1830,8

0,9

105,5

НДС-всего:

13467,4

6,9

14602,0

6,9

108,4

-на товары и услуги, производимые на территории КР

4588,3

2,3

4232,0

2,0

92,2

-на товары, ввозимые на  территорию КР

8879,1

4,5

10370,0

4,9

116,8

Акцизный налог-всего

1668,5

0,8

1689,3

0,8

101,2

-на товары, производимые  на территории КР

506,5

0,3

520,8

0,2

102,8

-на товары, ввозимые на  территорию КР

1162,0

0,6

1168,5

0,6

100,6

Налог за пользование автомобильными дорогами

138,4

0,07

48,4

0,02

35,0

Отчисления для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

264,4

0,1

-5,9

-0,01

-2,2

Налоги за пользование недрами

2625,1

1,3

205,7

0,1

7,8

Земельный налог

917,3

0,5

798,8

0,4

87,1

Таможенные платежи

4138,9

2,1

4347,7

2,1

105,1

Неналоговые поступления

9058,5

4,6

11000,2

5,2

121,4

Информация о работе Проблемы бюджетной политики, пути и способы их решения