Понятие «бюджетная система РФ». Состав и принципы построения этой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:00, контрольная работа

Описание работы

Цель настоящей работы – исследование бюджетной системы РФ и ее основных звеньев.
Задачи работы:
раскрыть понятие «бюджетная система РФ»;
охарактеризовать федеральный бюджет как ведущее звено бюджетной системы РФ;
дать характеристику территориальным фондам в бюджетной системе;
рассмотреть существующие внебюджетные государственные фонды;
ответить на тесты по данной теме работы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
Понятие «бюджетная система РФ». Состав и принципы построения этой системы…………………………………………………………………..4
Федеральный бюджет как ведущее звено бюджетной системы РФ…...7
Территориальные бюджеты…………………………………………..…14
Внебюджетные фонды…………………………………………...….......17
Заключение…………………………………………………...………….21
Тесты…………………………………………………………………………...22
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

бюджетная система.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………...3
  2. Понятие «бюджетная система РФ». Состав и принципы построения этой системы…………………………………………………………………..4
  3. Федеральный бюджет как ведущее звено бюджетной системы РФ…...7
  4. Территориальные бюджеты…………………………………………..…14
  5. Внебюджетные фонды…………………………………………...….......17
  6. Заключение…………………………………………………...………….21

Тесты…………………………………………………………………………...22

Список  используемой литературы……………………………………….…..24

 

 

Введение

В формировании и развитии экономической  структуры современного общества определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках выбранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система.

Проблемы финансирования бюджетных предприятий, растущая задолженность  по заработной плате, дефицит бюджета  – вот только некоторые проблемы, которые повторяются из года в  год. В чём проблема? Как её решать? В России налицо сильная дифференциация регионов по природным условиям, уровню экономического развития. Отсюда вытекает проблема взаимодействия бюджетов разных уровней. Таким образом, каждое звено бюджетной системы РФ решает свои определенные задачи по социально-экономическому развитию соответствующей территории.

Именно посредством бюджетной системы государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

В связи с этим, изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, реальной политики бюджетного механизма  так актуально на сегодняшний  день.

Цель настоящей работы – исследование бюджетной системы РФ и ее основных звеньев.

Задачи работы:

  • раскрыть понятие «бюджетная система РФ»;
  • охарактеризовать федеральный бюджет как ведущее звено бюджетной системы РФ;
  • дать характеристику территориальным фондам в бюджетной системе;
  • рассмотреть существующие внебюджетные государственные фонды;
  • ответить на тесты по данной теме работы.
  •  
    1. Понятие «бюджетная система РФ». Состав и принципы построения этой системы

Законодательством РФ бюджетная система определяется как основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую законодательством совокупность бюджетов всех уровней — федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, т.е. бюджетов органов местного самоуправления и государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса РФ к основным элементам бюджетной системы относятся:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;
  • бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений.

Данные три уровня бюджетной системы выделяются в  странах с федеративным устройством. В остальных странах бюджетная система имеет два уровня: бюджет центрального правительства и местные бюджеты. [9]

Следует обратить внимание на такие элементы системы как бюджеты государственных и территориальных внебюджетных фондов. Их относят к первому и второму уровням бюджетной системы соответственно. Однако фактически бюджеты внебюджетных фондов не входят в состав бюджетной системы РФ. Об этом свидетельствует то, что данные бюджеты утверждаются отдельными федеральными законами на федеральном уровне и законами субъектов РФ в отношении территориальных внебюджетных фондов.

В ст. 184.2 Бюджетного кодекса  РФ установлено, что одновременно с  проектом о бюджете в законодательный  орган предоставляются проекты  законов о бюджетах государственных  внебюджетных фондов и утверждаются они одновременно с проектом закона о бюджете на очередной финансовый год (ст.188 БК РФ).

Бюджеты субъектов РФ и территориальных государственных  внебюджетных фондов также имеют  форму закона – закона субъекта РФ. Бюджеты муниципальных образований утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления, поскольку органы местного самоуправления не принимают законов. [5, с. 111-112]

Все звенья бюджетной  системы РФ являются автономными  и самостоятельными, каждый бюджет имеет свои источники доходов и расходов, однако при необходимости в Бюджетном кодексе предусмотрено составление консолидированного бюджета.

Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории (за исключением  бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между ними, используемый при прогнозировании, расчетах и анализе. [1, c. 209]

Бюджетным кодексом РФ регламентируются следующие основополагающие принципы, в соответствии с которыми должна строиться и развиваться бюджетная система РФ, обеспечиваться исполнение всех функций бюджета:

  • принцип единства бюджетной системы – единство правовой базы денежной системы, форм бюджетной документации, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, ведение бухгалтерского учета;
  • принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами всех уровней бюджетной системы – закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов бюджетов между уровнями системы;
  • принцип самостоятельности бюджетов всех уровней – наличие собственных источников доходов на каждом уровне, самостоятельное распределение расходов бюджетов, определение источников финансирования дефицитов бюджетов, осуществление бюджетного процесса на каждом уровне;
  • принцип полноты отражения доходов и расходов – все доходы и расходы подлежат отражению в бюджетах всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов в полном объеме;
  • принцип сбалансированности бюджетов всех уровней – объем предусмотренных расходов бюджетов должен соответствовать объемам доходов, то есть дефицит должен быть минимальным;
  • принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств – соответствие бюджетов должно исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и достижением наилучшего результата;
  • принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов – все расходы бюджета должны быть покрыты за счет доходов и поступлений;
  • принцип гласности – обязательное опубликование в печати, полнота информации в СМИ, открытие для общества, кроме секретных статей, утверждаемых в составе федерального бюджета;
  • принцип достоверности бюджетов всех уровней – надежность показателей прогноза социально-экономического развития территорий и реальность расчетов доходов и расходов;
  • принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств – бюджетные средства выделяются конкретно получателю. Нарушение адресности и направлений являются нарушением бюджетного законодательства РФ. [4, c. 94-95; 13]

 

2. Федеральный бюджет как ведущее звено бюджетной системы РФ

Основные функции управления государством возложены на центральные  органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет.

Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием РФ на текущий финансовый год, имеющий силу закона. Основной фонд денежных средств федерального правительства.

Именно федеральный  бюджет является главным звеном бюджетной системы федеративного государства. Федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на всей территории страны. [5, c. 110]

Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Составление проекта бюджета основывается на:

  • бюджетном послании Президента РФ;
  • прогнозе социально-экономического развития на очередной финансовый год;
  • основных направлениях бюджетной и налоговой политики;
  • прогнозе сводного финансового баланса;
  • плане развития государственного или муниципального сектора экономики.

Одновременно с проектом бюджета составляется перспективный  финансовый план на три года, который законодательно не утверждается. [11]

Бюджетное регулирование  является составной частью бюджетного процесса. Бюджетное регулирование  представляет собой перераспределение  финансовых ресурсов между бюджетами  различных уровней.

Этапы бюджетного регулирования:

  1. составление проекта бюджета (осуществляется законодательными органами (Федеральным Собранием (Парламентом) РФ, представительными органами субъектов федерации и местными органами самоуправления);
  2. рассмотрение и утверждение бюджетов (осуществляется законодательными органами (Федеральным Собранием (Парламентом) РФ, представительными органами субъектов федерации и местными органами самоуправления);
  3. исполнение бюджета (начинается после его утверждения законодательными органами и подписи Президентом РФ. Комитет министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организует исполнение бюджета);
  4. составление отчета об исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах власти (начинается после его утверждения законодательными органами и подписи Президентом РФ. Комитет министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организует исполнение бюджета). [3, c. 267]

Исходными макроэкономическими  показателями для составления проекта  бюджета являются объем и темп роста ВВП, а также уровень инфляции в очередном финансовом году.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ.

Для решения многочисленных задач федеральный бюджет наделен  федеральными налоговыми и неналоговыми доходами.

Структура доходов федерального бюджета определяется, во-первых, потребностями  государства в финансовых ресурсах, во-вторых, возможностями государства по мобилизации этих ресурсов, в-третьих, особенностями проводимой экономической политики. [8]

В соответствии со ст. 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся:

  • федеральные налоги и сборы: их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральными законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее 3-х лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год;
  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
  • государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 41-46 и ст. 51 Бюджетного кодекса РФ из неналоговых доходов основными являются следующие:

  • доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
  • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от реализации государственных запасов;
  • доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  • поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  • административные платежи и сборы;
  • штрафные санкции, возмещение ущерба;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности.

На основании ст. 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов.

Далее приведен анализ динамики доходов федерального бюджета за последние пять лет (2008-2012 гг.):

Информация о работе Понятие «бюджетная система РФ». Состав и принципы построения этой системы