Основные направления совершенствования бюджетного процесса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью настоящей работы является особенностей бюджетного процесса в РФ .

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическая сущность бюджетного процесса 5
1.1. Понятие бюджетного процесс 5
1.2. Участники бюджетного процесса в РФ 7
1.3. Нормативно- правовая основа бюджетного процесса РФ 10
2. Этапы бюджетного процесса 16
2.1.Составление проектов бюджетов 16
2.2 Рассмотрение и утверждение бюджетов 17
2.3 Исполнение бюджетов 19
2.4 Составление отчетов об использование бюджетов 22
3. Основные направления совершенствования бюджетного процесса в РФ 24
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

ююю.docx

— 56.73 Кб (Скачать файл)

- распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами осуществляется с учетом или в прямой зависимости от достижения конечных результатов в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных средств;

- создаются стимулы для оптимизации  использования ресурсов — персонала,  оборудования, помещений и т.д.;

- ответственность за принятие  решений делегируется на нижние  уровни;

- приоритет отдается внутреннему  контролю;

- оценка результатов деятельности администраторов бюджетных средств осуществляется по достигнутым результатам. Организация работы по переходу к новой системе управления бюджетными ресурсами, безусловно, потребует много времени.

Однако уже сегодня  в соответствии с «Концепцией  реформирования бюджетного процесса в  РФ на 2004—2006 гг.» предлагается приступить к осуществлению реформирования бюджетного процесса по следующим направлениям: 
1.Реформирование бюджетной классификации РФ и бюджетного учета.

2.Выделение бюджетов действующих  и принимаемых обязательств.

3.Совершенствование среднесрочного  финансового планирования.

4.Совершенствование и расширение  сферы применения программно-целевых  методов бюджетного планирования.

5.Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета. 
         В рамках первого направления предусматривается приближение бюджетной классификации РФ к требованиям международных стандартов с учетом изменений структуры и функций федеральных органов исполнительной власти в рамках административной реформы, а также введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.

Второе и третье направления должны обеспечить повышение надежности среднесрочного прогнозирования объема ресурсов, доступных для администраторов бюджетных средств, в рамках принятых бюджетных ограничений и приоритетов государственной политики.

В рамках второго направления  предполагается выделить бюджеты действующих  и принимаемых обязательств. Бюджеты действующих обязательств - это расходные обязательства, которые предопределены ранее принятыми законодательными и другими нормативными правовыми актами, заключенными договорами и соглашениями, действующими бюджетными программами и т.п. Ассигнования на исполнение этих обязательств, как правило, подлежат обязательному включению в ежегодный бюджет с использованием достаточно простых правил определения или корректировки их объема (индексация, прямой счет и т.п.). Напротив, принимаемые обязательства — это иного типа расходные обязательства (новые программы, решения об увеличении заработной платы в бюджетной сфере, пособий и т.п.), включение которых в бюджет в том или ином объеме зависит от решений, принимаемых непосредственно в ходе формирования бюджета на очередной финансовый год. Поэтому указанные обязательства и ассигнования на их исполнение требуют в рамках бюджетного процесса более детального обоснования, в том числе с учетом имеющихся бюджетных ограничений в рамках среднесрочного финансового плана. Предполагается, что основным принципом бюджетного планирования должно стать гарантированное обеспечение в полном объеме действующих обязательств в соответствии с целями и ожидаемыми результатами государственной политики. Выделение ассигнований на новые обязательства может и должно осуществляться только в случае и пределах повышения прогнозируемых бюджетных ресурсов над расчетным объемом действующих обязательств. При этом распределение основной части средств бюджета принимаемых обязательств должно обеспечиваться исключительно с учетом оценок их результативности. Именно такой подход позволит создать для субъектов бюджетного планирования стимулы представлять свои расходы в форме бюджетных целевых программ и приведет к поэтапному формированию системы мониторинга эффективности их деятельности, что будет третье способствовать общему повышению результативности бюджетных процессов. Направление предполагает переход к среднесрочному (многолетнему) бюджетному планированию, в рамках которого бюджетный цикл начинается с рассмотрения ранее одобренных в предыдущем бюджетном цикле основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа изменения внешних факторов и условий, обоснования изменений, вносимых в основные бюджетные показатели планируемого года, а также корректировки или разработки бюджетных проектировок на последующие годы прогнозного периода. В настоящее время в российской бюджетной практике формально этим принципам соответствует перспективный финансовый план. Однако на практике его роль в бюджетном процессе ограничена справочно-информационным сопровождением проекта бюджета на отдельно взятый год. Во многом это связано с объективными обстоятельствами: недостаточная надежность макроэкономического прогнозирования, изменения налогового законодательства, наличие крупных «необеспеченных мандатов», зависимость бюджетных доходов от внешнеэкономических факторов и т.п. Кроме того, существуют недостатки сложившейся практики разработки и использования перспективного финансового плана: отсутствие четкой методологии корректировки ранее одобренных проектировок, оценки устойчивости и рисков, увязки с целями и приоритетами среднесрочной государственной политики и условиями их реализации, формирования предельных объемов расходов для администраторов бюджетных средств на трехлетний период.

  В целях устранения этих недостатков предполагается утвердить порядок разработки перспективного финансового плана соответствующим постановлением Правительства РФ. При этом главный упор должен быть сделан на включение в перспективный финансовый план ежегодно смещаемого на год вперед распределения ассигнований между субъектами бюджетного планирования на трехлетний период. После накопления опыта среднесрочного планирования может быть поставлена задача утверждения перспективного финансового плана (т.е. придания ему статуса трехлетнего укрупненного бюджета) по одному из следующих вариантов: Утверждение укрупненных показателей бюджета на второй и третий годы бюджетного цикла законом о бюджете на очередной финансовый год. Утверждение перспективного финансового плана отдельным законом, принимаемым до внесения закона о бюджете (с возможностью отклонения в установленных пределах параметров проекта бюджета от среднесрочных корректировок без внесения изменений в этот закон).

Четвертое — основное — направление предполагает формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов и поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.      

  Последнее может  быть достигнуто посредством  перехода преимущественно к программно-целевым  методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь  между распределением бюджетных  средств и фактически или планируемыми  результатами их использования  в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.

В отличие от сметного планирования, программно-целевое бюджетное планирование исходит из необходимости направления  бюджетных ресурсов на достижение общественно  значимых и, как правило, количественно  измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств  с одновременным мониторингом и  контролем за достижением намеченных целей и результатов, а также  обеспечением качества внутриведомственных  процедур бюджетного планирования и  финансового менеджмента.

Расширение сферы применения и повышение качества программно-целевых  методов бюджетного планирования предполагается осуществить путем: 
- предоставления ежегодно субъектами бюджетного планирования докладов о результатах и основных направлениях своей деятельности;

- совершенствования методологии разработки и реализации федеральных (региональных, муниципальных) целевых программ; 
- использования в бюджетном процессе ведомственных целевых программ; 
- распределения части бюджета принимаемых обязательств на конкурсной основе по результатам оценки действующих и предлагаемых к принятию бюджетных программ;

- расширения полномочий администраторов бюджетных программ в процессе исполнения бюджета.

Пятое направление предполагает совершенствование процедур составления и рассмотрения бюджета в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результаты. В настоящее время Бюджетный кодекс РФ достаточно подробно регламентирует порядок составления, рассмотрения и утверждения проекта федерального бюджета. В то же время процедура рассмотрения проекта федерального бюджета Государственной Думой ФС РФ затянута по срокам и в основном ориентирована на рассмотрение вопросов распределения бюджетных средств по детальным позициям бюджетной классификации в ущерб оценке приоритетов бюджетной политики. При этом разграничение бюджетных полномочий и ответственности между законодательными и исполнительными органами власти является нечетким и противоречивым, имеет место ежегодная корректировка сроков составления перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета.

В целях устранения этих недостатков предлагается следующая  схема составления и рассмотрения проекта федерального бюджета.

Вывод: В качестве основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов предлагается принять программно-целевую модель работы государственных и муниципальных органов власти, в основе которой будут лежать долгосрочные целевые программы (ДЦП). Цель программы – повышение эффективности деятельности государственных органов по обеспечению потребностей граждан в госуслугах, повышению их доступности и качества. Опробовать программно-целевой принцип Минфин России планирует при подготовке бюджета на 2011 год, а бюджет на 2012 год и на период до 2014 года уже полностью готовить по новой методике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Государственный бюджет, являясь  основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования  финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления  властных полномочий, дает государству  реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет  довольно утилитарную функцию - фиксирует  избранный государством стиль осуществления  управления страной. Бюджет по отношению  к осуществляемой властью экономической  политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной  роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая  размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя  в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и  играет как важную экономическую, так  и политическую роль в любом современном  обществе.

Переход к бюджетированию, ориентированному на результат, требует  создания действенного механизма контроля за органами исполнительной власти по выполнению ими государственных  функций и эффективному использованию  государственных ресурсов. Такой  механизм включает в себя систематическое  проведение внутреннего и независимого внешнего аудита эффективности; наличие и соблюдение нормативно установленных критериев оценки использования бюджетных средств (в том числе - при осуществлении бюджетных закупок) и процедур проверки соблюдения и ответственности за нарушения бюджетного законодательства; наличие и применение соответствующей системы финансовой информации в целях контроля и управления финансами.

Основной причиной недостаточной  эффективности контроля является:

- недостаточная законодательная  регламентация ряда форм контроля;

-недостаточное организационное,  методическое, информационное обеспечение  всех форм и уровней государственного  финансового контроля;

- недостаточный учет в системе  контроля механизма взаимодействия  органов власти различных уровней. 

Для создания эффективного механизма контроля в бюджетном  процессе, ориентированном на результат, необходимо решить ряд институциональных, правовых и методологических проблем, включая разработку и принятие концепции  и федеральных законов в целях  выработки единой политики в области  государственного финансового контроля; усиление ответственности должностных  лиц за полное и качественное исполнение бюджетных обязательств, создание базы объективной и достоверной финансовой информации, позволяющей осуществлять контроль за исполнением бюджета  в РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

I .Нормативно- правовой материал:

         1. Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (редакция от 12.10.2005 г.).

            II .Специальная литература:

 2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - 2-е изд., испр. и переработ. - М.: Юрайт, 2009. - 412 с.

3. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка Бюджетная система Российской Федерации», А. М. Годин, В. П. Горегляд, И. В. Подпорина 2007г.;. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 435 с.

4. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение, кредит. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2009. - 428 с.

5. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2008. - 398 с.

6. Государственные и муниципальные финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова - М.: Юнити, 2007.-87с.

7. Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации / М.В. Романовский и др., М.: Юнити, 2007. - 512 с.

8. Школяр Н.А. Бюджетная политика и практика. М., 2007. - 256 с.

9. Финансовое право: Учебник/ Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова/ М.- 2008. - 512 с.

10. Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой / М.- 2007. - 437 с.

11. Финансовое право: Учебник/ О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др./ М. - 2011. - 482 с.

12. Официальный Интернет-сервер «Правительство Российской Федерации» http://government.gov.ru/

13. Официальный Интернет-сервер Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации http://economy.gov.ru/

14. Информационный сервер по материалам федеральных целевых программ Минэкономразвития РФ. http://www.programs-gov.ru/

15. Федеральный бюджет Российской федерации. http://www.budgetrf.ru/.

 

 

 

 


Информация о работе Основные направления совершенствования бюджетного процесса в РФ