Нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:50, контрольная работа

Описание работы

Ответственности за нарушения валютного законодательства свойственны все признаки юридической ответственности. Во-первых, это одна из форм государственного принуждения. Во-вторых, ответственность применяется только к лицам, допустившим правонарушение.

Содержание работы

Нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования
Нарушение организацией срока постановки на учет в налоговом органе
Задача: Получатель бюджетных средств не перечислил в установленный срок плату за пользование бюджетными средствами, предоставляемые на возмездной основе. Какие существуют обязательные условия предоставления бюджетного кредита? Какие санкции будут применены к нарушителям бюджетного законодательства? Какие должностные лица рассматривают данное правонарушение?
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.docx

— 42.08 Кб (Скачать файл)

 

  1. Нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования
  2. Нарушение организацией срока постановки на учет в налоговом органе
  3. Задача: Получатель бюджетных средств не перечислил в установленный срок плату за пользование бюджетными средствами, предоставляемые на возмездной основе. Какие существуют обязательные условия предоставления бюджетного кредита? Какие санкции будут применены к нарушителям бюджетного законодательства? Какие должностные лица рассматривают данное правонарушение?
  4. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.1.

Ответственности за нарушения валютного законодательства свойственны все признаки юридической  ответственности. Во-первых, это одна из форм государственного принуждения. Во-вторых, ответственность применяется  только к лицам, допустившим правонарушение. В-третьих, ответственность может  применяться только уполномоченным государственным или иным органом. В-четвертых, ответственность правонарушителей заключается в применении к ним  предусмотренных законом мер.

За нарушения  в сфере валютных правоотношений законодательством предусмотрены  различные виды юридической ответственности. Законом РФ “О валютном регулировании  и валютном контроле” (п.5 ст.14) установлено, что должностные лица организаций-резидентов и физические лица за нарушения валютного  законодательства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность. Данная норма не регулирует меры ответственности физических лиц  и должностных лиц организаций, допустивших нарушения в валютной сфере.

Такая регламентация  осуществляется в специальных актах. Например, в ст. 193 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность руководителя организаций, не возвратившего в крупном размере средства в иностранной валюте, подлежащие зачислению на счета в уполномоченных банках в России, а Кодексом РСФСР об административной ответственности установлена административная ответственность за нарушение валютного законодательства как должностных лиц организаций, допустивших нарушение (ст.187), так и физических лиц (ст. ст.153, 154, 187).

В тоже время  ст.14 Закона РФ “О валютном регулировании  и валютном контроле” установлены  меры ответственности, которые применяются  непосредственно к организациям, допустившим валютные правонарушения. Ответственность за нарушения валютного  законодательства организаций-резидентов установлена также в иных нормативных  актах. Учитывая особенности валютных правоотношений, сочетающих частноправовые и публичные аспекты, данная ответственность по своей сути является административной, которая применяется в установленном порядке органами валютного контроля на основе осуждения поведения нарушителя и заключается в применении санкций, состоящих главным образом в без эквивалентном лишении имущества либо специального права. На административный характер ответственности за правонарушения в валютной сфере неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации.

Общим основанием ответственности для всех её видов  является правонарушение. На сегодняшний  день отсутствует законодательное  определение валютного правонарушения. Однако на основе анализа правовых норм, регламентирующих валютную ответственность, можно выделить следующие объективные  и субъективные признаки, наличие  которых следует признавать необходимым и достаточным для признания того или иного деяния валютным правонарушением.

Основным  признаком такого деяния (действия или бездействия) является его валютная противоправность, т.е. несоответствие положениям законодательства о валютном регулировании и валютном контроле. Объектом посягательства такого деяния являются охраняемые законом общественные отношения в сфере выполнения требований валютного регулирования  в России.

Так, если экспортер не обеспечил возврат  экспортной выручки на территорию Российской Федерации, то объектом правонарушения будут отношения, возникающие между  экспортером и государством по поводу выполнения экспортером обязанности  зачислить экспортную выручку в  полном объеме на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации.

Особенностью  ответственности за нарушения валютного  законодательства является то, что  если объектом валютного правонарушения являются одновременно и общественные отношения, регулируемые таможенным законодательством, т.е. валютное правонарушение одновременно нарушает таможенные правила либо посягает на нормальную деятельность таможенных органов России, то ответственность  наступает в соответствии с таможенным законодательством (ст. 201 Таможенного  Кодекса РФ).

Объективную сторону валютного правонарушения составляют конкретные действия (или  бездействия) резидента, выразившиеся в нарушении валютного законодательства, которые могут заключаться в  следующем:

-в неисполнении обязанностей, налагаемых валютным законодательством;

-в нарушении установленных им условий и процедур проведения валютных операций (например, нарушения порядка приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России);

-в препятствовании осуществлению органам и агентам валютного контроля предоставленных им прав (например, отказ в предоставление документов, необходимых для осуществления валютного контроля).

В том  случае, если содержанием требований законодательства, определяющих надлежащее поведение лица, являлось совершением  лицом тех или иных действий, то противоправное поведение этого  лица выразится в бездействии. Если, напротив, закон требовал, чтобы  лицо воздержалось от тех или иных действий, то нарушением требований закона будет являться их совершение, т.е. действие как таковое.

Субъектом валютного правонарушения могут  быть физические и юридические лица - резиденты и нерезиденты. Закон  формулирует понятия “резидент” и “нерезидент”, тем самым разделяя всех действующих на валютном рынке субъектов на эти две категории. Такое разделение диктуется потребностями проведения внешнеэкономических операций страны и отделения последних от операций внутрихозяйственных.

Резидентами по российскому законодательству являются:

а) физические лица, имеющие постоянное местожительство  в Российской Федерации, в том  числе временно находящиеся за пределами  Российской Федерации;

б) юридические  лица, созданные в соответствии с  законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;

в) предприятия  и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в  Российской Федерации;

г) дипломатические  и иные официальные представительства  Российской Федерации, находящиеся  за пределами Российской Федерации;

д) находящиеся  за пределами Российской Федерации  филиалы и представительства  резидентов, указанных в подпунктах “б” и “в”.

Нерезидентами являются:

а) физические лица, имеющие постоянное местожительство  за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся  в Российской Федерации;

б) юридические  лица, созданные в соответствии с  законодательством иностранных  государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

в) предприятия  и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных  государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

г) находящиеся  в Российской Федерации иностранные  дипломатические и иные официальные  представительства, а также международные  организации, их филиалы и представительства;

д) находящиеся  в Российской Федерации филиалы  и представительства нерезидентов, указанных в подпунктах “б” и  “в”. Ответственность агентов валютного  контроля предусмотрена только для  уполномоченных банков. Физические лица за валютное правонарушение несут уголовную  и административную ответственность, а юридические лица - административную ответственность. В случае совершения неправомерного деяния юридическим  лицом, в некоторых случаях, имеет  место наличие двух составов правонарушений. Одним субъектом будет само юридическое  лицо, а вторым - его руководитель. Так, при невозвращении валютной выручки на организацию налагается штраф в размере суммы невозвращенной выручки. Одновременно руководитель в  соответствии со ст. 193 УК РФ несет уголовную  ответственность, если сумма невозвращенной выручки превысила 10 000 минимальных  размеров труда.

Субъективная  сторона представляет собой внутреннее психическое содержание правонарушения.

Основным  из её элементов является вина в  форме умысла или неосторожности, т.е. психическое отношение лица к совершаемому противоправному  деянию. Валютные правонарушения, субъектом  которых является физическое лицо (в  т. ч. руководитель организации) в обязательном порядке должно предусматривать  наличие вины в той или иной форме. В том случае, если одно деяние влечет ответственность одновременно и организации, и её руководителя, то независимо от формы вины физического  лица организация должна быть привлечена к ответственности. Субъективная сторона  в значительной мере определяет степень  общественной опасности совершенного правонарушение, а, следовательно, и  характер ответственности и размер наказания.

Таким образом, валютное правонарушение следует рассматривать  как противоправное виновное деяние (действие или бездействие), совершенное  умышленно или по неосторожности, за которое законодательством о  валютном регулировании и валютном контроле установлена ответственность.

Общая ответственность  предусмотрена в Законе РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”  и распространяется на всех субъектов  валютных правоотношений: резидентов, включая уполномоченные банки, и  нерезидентов.

Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” предусмотрены основания  общей ответственности за валютные правонарушения и санкции за данные нарушения, приведенные в табл.1.

Таблица 1. Основания  общей ответственности за валютные правонарушения и санкции за данные нарушения 

 

Основания ответственности

(правонарушения)

Санкции

 

1. Совершение недействительных в  силу Закона РФ “О валютном  регулировании и валютном контроле”  сделок

1. Взыскание в доход государства  всего полученного по недействительным  сделкам

 

2. Необоснованное приобретение не  по сделке, а в результате незаконных  действий

2. Взыскание в доход государства  всего полученного по такой  сделке

 

3. Отсутствие учета валютных операций

3. Штраф в пределах суммы, которая  не была учтена

 

4. Ведение учета валютных операций  с нарушением установленного  порядка

4. Штраф в пределах суммы, которая  была учтена ненадлежащим образом

 

5. Непредставление либо несвоевременное  представление органам и агентам  валютного контроля запрашиваемых  документов и информации

5. Штраф в пределах суммы, по  которой документы и информация  не были

представлены в установленном порядке

 
     

При повторном  совершении указанных в настоящей  таблице правонарушений, а также  за невыполнение либо за ненадлежащее выполнение предписаний органов  валютного контроля к субъектам, допустившим данные нарушения, применяются  следующие санкции:

1) взыскание  в доход государства указанных  сумм и штрафов в пятикратном  размере, осуществляемом Банком  России в соответствии с законодательством  России;

2) приостановление  действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки,  или нерезидентов лицензий и  разрешений, выданных органами валютного  контроля;

3) другие  санкции, установленные законодательством.

Таким образом, санкции за нарушения валютного  законодательства представляют собой  применяемые Банком России и другими  органами валютного контроля неблагоприятные  последствия, состоящие в без  эквивалентном лишении имущества  или лишении специального права, являющиеся наказанием за валютное правонарушение, то есть за предусмотренное законом  противоправное виновное деяние, совершенное  умышленно или по неосторожности.

Специальная ответственность за валютные правонарушения - это установленная нормами валютного  законодательства ответственность  определенных субъектов, на которых  возложено исполнение той или  иной обязанности.

Специальную ответственность за валютные правонарушения можно подразделить на следующие  виды:

I. Ответственность  резидентов - участников внешнеторговой  деятельности;

II. Ответственность  уполномоченных банков.

1. Ответственность  экспортеров включает:

а) Ответственность  экспортеров за незачисление валютной выручки организациями-экспортерами на счета в уполномоченных банках в Российской Федерации предусмотрен штраф в размере всей суммы сокрытой валютной выручки в иностранной валюте или в рублевом эквиваленте (п.8 Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 629 “О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин”).

Санкции, предусмотренные п.8 Указа Президента РФ N 629, применяются в случаях  незачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если такая выручка квалифицируется как сокрытая. Под сокрытой валютной выручкой в смысле указанной нормы следует понимать выручку, умышленно не зачисленную должностными лицами хозяйствующих субъектов на счета в уполномоченных банках на территории России в целях уклонения от обязательной продажи или от налогообложения. Наличие указанных целей устанавливается проверкой соответственно органов (агентов) валютного контроля либо налоговыми органами. При отсутствии указанных целей факт незачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации не может служить основанием для применения санкций.

Информация о работе Нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования