Экономическое содержание и значение бюджета государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Государственные финансы – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, связанные с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их на выполнение функций и задач государства в интересах его граждан.
В состав государственных финансов включают бюджет, государственный кредит, внебюджетные фонды.[5]
Бюджет является центральным звеном в системе государственных финансов.

Содержание работы

Введение....................................................................................................3
Глава 1. Сущность и функции бюджета как экономической категории
1.1 Понятие и сущность бюджета, его функции......................................5
1.2. Бюджетная система и бюджетное устройство..................................9
Глава 2. Бюджет с организационно - правовой точки зрения
2.1. Экономическая сущность планирования и бюджетирования.......14
2.2. Бюджетирование в системе финансового планирования на предприятии.....................................................................................................21
Глава 3. Особенности формирования бюджетов в зарубежных странах
3.1. Бюджеты и бюджетные системы зарубежных стран....................29
3.2. Современные бюджеты развитых стран........................................32
Глава 4. Организация государственных финансов на региональном уровне
4.1. Регулирующая роль доходов и расходов территориального бюджета..............................................................................................................41
4.2. Совершенствование формирования территориального бюджета ЕАО.......................................................................................................................46
Заключение................................................................................................52
Список использованной литературы......................................................55

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по бюджету.docx

— 126.54 Кб (Скачать файл)

 

 

В состав затратных бюджетов предприятия входит и ряд комплексных бюджетов, которые составляются на основе единых методических подходов: все расходы в них группируются на переменные и постоянные, выбирается объемный показатель, в соответствии с которым корректируются переменные затраты. Для формирования денежного потока необходимо также из общей суммы, включаемой в эти бюджеты, исключить амортизацию, присутствующую как элемент затрат. Это связано с тем, что начисление амортизации не приводит к оттоку денежных средств предприятия.

При формировании бюджета финансовых результатов необходимо помнить о том, что проценты за банковский кредит, включаемые в состав себестоимости, не включаются в строку "Управленческие расходы", а показываются отдельной строкой.

 

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

3.1. Бюджеты и бюджетные системы зарубежных стран

Бюджет используется государством в качестве инструмента для регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов. Благодаря бюджетному перераспределению национального дохода удается совершенствовать структуру общественного производства. При этом государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику: совокупность налогов, уровень ставок, систему льгот, субсидирование предприятий и отраслей, государственные инвестиции, бюджетное финансирование и т.п., добиваясь в конечном итоге изменения сложившихся народнохозяйственных пропорций.

При правильном использовании бюджетных инструментов можно реально влиять на ускорение темпов научно-технического прогресса, на рост экономики и социальной сферы, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Использование бюджета для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению. Маневрирование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.

Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Судить о ней можно по статьям бюджетных доходов и расходов, отражающих источники формирования и направления использования бюджетного фонда страны. Бюджет составляется в форме баланса доходов и расходов. Финансовые отношения по поводу формирования доходов бюджета касаются в основном чистого дохода. Другие элементы общественного продукта, как правило, не являются и не обусловлены отношениями перераспределения и формирования доходов государственного бюджета. В количественном отношении доходы бюджета представляют собой долю государства в созданном национальном доходе. Их абсолютная величина и удельный вес определяются общим объемом национального дохода, экономическими, социальными, оборонными и другими задачами, которые стоят пред государством.

Платежи в бюджет предприятий, организаций и населения могут обеспечиваться налоговыми и неналоговыми методами. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственный бюджет и носящие фискальный характер, т.е. обеспечивающие доход государству. Для налогового метода характерна обязательность изъятия средств в пользу государства в точно определенных границах, в заранее намеченные сроки. С позиций пополнения доходов бюджета эта форма платежей более удобна. Налоговые методы изъятия доходов в бюджет используют практически все развитые страны мира.

Главная его задача состоит в том, чтобы бюджет через оптимальные расходы централизованных финансовых ресурсов обеспечивал реализацию финансовой политики государства. Совокупность функций и задач, стоящих перед государством, обширна, соответственно расходная часть бюджета отличается разнообразием. Она включает: расходы на народное хозяйство; на оборону и содержание правоохранительных органов; на социально-культурные мероприятия и на науку; на государственный аппарат и прочие.

Бюджет финансирует лишь важнейшие государственные программы, а также в виде субсидий, бюджетных ссуд оказывает финансовую поддержку агропромышленному комплексу, предприятиям транспорта и связи, военно-промышленному комплексу, малому бизнесу и др. Существенное место занимают в бюджете военные расходы, расходы на содержание правоохранительных органов. Расходы на оборону включают содержание армии и флота, затраты на закупку вооружений и военной техники, научно-исследовательские работы, пенсии и пособия военнослужащим и др. Особое место в бюджете принадлежит расходам на социально-культурные мероприятия: на финансирование образования, профессиональной подготовки кадров, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и искусства, средств массовой информации, физической культуры и спорта, мероприятий по молодежной политике. Хотя в рыночной экономике широко распространена платность услуг, предоставляемых учреждениями социальной сферы, бюджет остается важным источником их финансирования. Бюджетные ассигнования обеспечивают в основном поддержание минимально-необходимого уровня жизни населения, что выражается в достижении определенных государственных стандартов социального развития на всей территории государства. Стандарты периодически изменяются в связи с развитием производительных сил и достижением ранее установленного уровня. Обязательной статьей расходов каждого бюджета являются расходы, связанные с содержанием органов государственной власти и управления, судов, органов прокуратуры.

Кроме того, в бюджет включаются расходы, не предусмотренные в основных группах. Это, в частности, расходы на обслуживание государственного долга, выплата компенсаций, финансовая помощь иностранным государствам и др.

Превышение расходов над доходами бюджета называется дефицитом бюджета и характеризует его несбалансированность. Дефицит возникает вследствие многих причин. Наиболее распространенным явлением становится ограниченность в финансовых ресурсах государства.

Покрытие дефицита бюджета может осуществляться различными способами. Самый легкий из них, но и самый опасный – это эмиссия необеспеченных денег. Наиболее цивилизованный способ покрытия дефицита бюджета в условиях рыночной экономики это осуществление займов посредством государственного кредита. Наиболее распространенной формой займов является выпуск ценных бумаг: облигаций, казначейских векселей и др. Займы ведут к образованию государственного долга. Однако, при разумном ведении дела, даже большой государственный долг не разрушает экономику страны, если привлекаемые деньги используются производительно. Умелое управление выпуском и погашением государственных ценных бумаг позволяет выгодно привлекать деньги в бюджет и эффективно управлять экономикой страны.

Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства.

Использование средств государственного бюджета осуществляется путем бюджетного финансирования государственных расходов – планового, целевого, безвозмездного и безвозвратного отпуска денежных средств на обеспечение процесса расширенного воспроизводства, содержание социальной сферы, обороноспособности и управления государством, с соблюдением режима экономии, при постоянном осуществлении контроля.

Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, т.к. во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления. Особенно это касается структуры государственного бюджета, имеющего свои национальные особенности в каждой стране. Например, в США федеральный бюджет состоит из двух частей: собственно правительственный бюджет (или федеральные фонды) и доверительные (траст) фонды [9].

Государственный бюджет Великобритании состоит из так называемого обычного бюджета и национального фонда займов. Обычный бюджет финансирует текущие затраты на оборону, экономические и социальные цели, субсидии местным органам власти, выплаты процентов по государственному долгу, взносы в бюджет и другие фонды ЕС, платежи по "цивильному листу", которые включают содержание королевы и королевского двора. Из национального фонда займов осуществляются платежи по государственному долгу, долгосрочные кредиты на капиталовложения государственным предприятиям и местным органам власти.

Государственный бюджет Италии состоит из двух частей: счета текущих операций и счета движения капиталов. Расходы счета текущих операций образуются в основном из выплаты жалованья и пенсий государственным служащим, покупки товаров и услуг, трансфертов государственным и частным предприятиям, учреждениям и населению, а также уплаты процентов по государственному долгу.

Таким образом, сущность бюджета развитых стран проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с мобилизацией и использованием его средств, т.е. в характеристике бюджета как экономической категории.

В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих задач государственных и административно-территориальных образований и выполнения функций соответствующих органов власти.

 

3.2. Современные бюджеты развитых стран

Основной характеристикой современных развитых стран является значительные дефициты государственных бюджетов. В тоже время дефицит консолидированного бюджета Германии в настоящий момент уменьшился вследствие увеличения доходов бюджетов всех уровней. В январе-июне 2005 г. он составил 39 млрд. евро, или 3,6% ВВП (в январе-июне 2004 г. дефицит был равен 43,1 млрд. евро, или 4% ВВП). Сокращение дефицита связано с более существенным ростом доходов по сравнению с расходами в условиях увеличения налоговых поступлений и доходов от хозяйственной деятельности земель.

В марте 2005 г. руководители стран ЕС на саммите в Брюсселе приняли решение о смягчении режима санкций в отношении государств, дефицит бюджета которых выходит за пределы, установленные Пактом. По новым правилам превышение этих пределов допускается в том случае, если страна переживает экономический спад, а также, если дополнительные расходы связаны с пенсионной реформой, направляются на цели политики ЕС или на объединение Европы.

Бюджетная система Великобритании

Великобритания является унитарным государством с двухуровневой бюджетной системой, включающей государственный бюджет и бюджеты местных уровней. Система финансовых взаимоотношений между центральными и местными органами власти оставалась в этой стране неизменной с викторианских времен до конца 1980х годов, хотя реформы, проведенные в течение последних 15 лет значительно снизили роль местных бюджетов в экономике Великобритании.

Структура местных органов власти различна во всех трех частях Великобритании: Англии, Уэльсе и Шотландии. В Англии существует двухступенчатая система местных органов власти, состоящая из графств и округов в сельской местности и городов и округов в урбанизированных районах. Территория Англии и Уэльса на сегодняшний день подразделяться на 53 графства, включающие 369 округов. Всего в стране 56 графств и 482 округа.

В 1992 году в Уэльсе и Шотландии была введена одноступенчатая система местных органов управления. Расходные полномочия муниципальных органов власти были значительно сужены в процессе проведенной реформы. Так, после Второй Мировой войны за органами местного самоуправления были закреплены полномочия по финансированию социальных услуг, транспорта, образования, жилищно-коммунального хозяйства. Впоследствии, после лишения местных органов власти права на строительство и приобретение жилья, выведение из-под их контроля некоторых типов образовательных учреждений, приватизации местного транспорта и коммунальных сетей, расходные  обязательства местных властей существенно сократились.

В настоящее время из местных бюджетов финансируется всего 36% всех государственных расходов Великобритании .

Доходная база местных бюджетов состоит из двух налогов: национального налога на имущество, используемое в коммерческих целях, и местного налога на имущество, используемое физическими лицами для проживания. При этом первый налог не является местным налогом, а его ставка, база и порядок уплаты установлены центральным правительством.

Система межбюджетного выравнивания Великобритании достаточно сложна и различна в разных составных частях страны. В то же время, выделение финансовой помощи базируется на принципах, единых для всего государства.

Существует два основных вида финансовой поддержки – блок-гранты (которые в Англии и Уэльсе называются грантами для увеличения доходов) и гранты на специальные цели. Гранты для увеличения бюджетных доходов выделяются ежегодно, причем в период, предшествующий определению суммы финансовой помощи, центральное правительство с учетом проекта центрального бюджета и прогноза макроэкономической ситуации устанавливает расходные нормативы для местных органов власти на планируемый год. Затем объем финансовой поддержки определяется прямым счетом как разница между суммой расходов бюджета муниципального образования, рассчитанной на основе расходных нормативов, и суммой доходов местного бюджета от закрепленных за ним доходных источников. Если центральное правительство видит приоритетным финансирование какой-либо конкретной статьи местного бюджета, то выделяются средства в рамках целевого гранта, которые не могут быть потрачены на цели, отличающиеся от оговоренных в условиях гранта [12].

Говоря о бюджетной системе Великобритании, нельзя не упомянуть механизм контроля со стороны центрального правительства за расходами местных бюджетов (capping). Первоначально, для этих целей использовались различные механизмы, начиная от сокращения размеров финансовой помощи из центрального бюджета на финансирование расходов, превышающих определенный уровень, до отказа на предоставление той суммы центрального гранта, которая предназначалась для финансирования дополнительных расходов.

Информация о работе Экономическое содержание и значение бюджета государства