Экономическое содержание и значение бюджета государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Государственные финансы – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, связанные с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их на выполнение функций и задач государства в интересах его граждан.
В состав государственных финансов включают бюджет, государственный кредит, внебюджетные фонды.[5]
Бюджет является центральным звеном в системе государственных финансов.

Содержание работы

Введение....................................................................................................3
Глава 1. Сущность и функции бюджета как экономической категории
1.1 Понятие и сущность бюджета, его функции......................................5
1.2. Бюджетная система и бюджетное устройство..................................9
Глава 2. Бюджет с организационно - правовой точки зрения
2.1. Экономическая сущность планирования и бюджетирования.......14
2.2. Бюджетирование в системе финансового планирования на предприятии.....................................................................................................21
Глава 3. Особенности формирования бюджетов в зарубежных странах
3.1. Бюджеты и бюджетные системы зарубежных стран....................29
3.2. Современные бюджеты развитых стран........................................32
Глава 4. Организация государственных финансов на региональном уровне
4.1. Регулирующая роль доходов и расходов территориального бюджета..............................................................................................................41
4.2. Совершенствование формирования территориального бюджета ЕАО.......................................................................................................................46
Заключение................................................................................................52
Список использованной литературы......................................................55

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по бюджету.docx

— 126.54 Кб (Скачать файл)

Экономическое содержание и значение бюджета государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение....................................................................................................3

Глава 1. Сущность и функции бюджета как экономической категории

1.1 Понятие и сущность бюджета, его функции......................................5

1.2. Бюджетная система и бюджетное устройство..................................9

Глава 2. Бюджет с организационно - правовой точки зрения

2.1. Экономическая сущность планирования и бюджетирования.......14

2.2. Бюджетирование в системе финансового планирования на предприятии.....................................................................................................21

Глава 3. Особенности формирования бюджетов в зарубежных странах

3.1. Бюджеты и бюджетные системы зарубежных стран....................29

3.2. Современные бюджеты развитых стран........................................32

Глава 4. Организация государственных финансов на региональном уровне

4.1. Регулирующая роль доходов и расходов территориального бюджета..............................................................................................................41

4.2. Совершенствование формирования территориального бюджета ЕАО.......................................................................................................................46

Заключение................................................................................................52

Список использованной литературы......................................................55

 

Введение

Государственные финансы – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, связанные с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их на выполнение функций и задач государства в интересах его граждан.

В состав государственных финансов включают бюджет, государственный кредит, внебюджетные фонды.[5]

Бюджет является центральным звеном в системе государственных финансов.

Бюджетная система страны является основной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий.

Бюджет государства - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы.

Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).

Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Бюджет государства выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития.

С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

Формирование и исполнения бюджета является важным разделом в экономической науке, требующим внимания со стороны не только экономистов и политиков, но и рядовых граждан.

Целью исследования является механизм формирования и исполнения бюджета государства.

Реализация указанной цели предполагает решение следующих конкретных задач:

- уточнить сущность бюджета, определить его функции;

- показать особенности формирования и использования бюджета в системе финансовых планов;

- проанализировать особенности формирования бюджетного устройства зарубежных стран;

- рассмотреть источники формирования бюджета ЕАО.

Объектом исследования является бюджет государства

Предметом исследования является экономическое содержание и значение бюджета государства.

Методологическую основу при написании курсовой работы составили: Бюджетный Кодекс РФ, труды специалистов: Г.Б. Поляка, О.В. Врублевской, Е.А. Марыгановой, А.Ф. Шишкина и других, а также аналитические данные из СМИ и печати.

Курсовая работа структурно состоит из введения, четырех частей, заключения, списка использованной литературы.

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА БЮДЖЕТА В ГОСУДАРСТВЕ

 

1.1 Понятие и сущность бюджета, его функции

В Бюджетном Кодексе термин бюджет определяется как «форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [8].

В финансовой системе страны бюджет занимает ведущее место. В нем концентрируются большая доля национального дохода для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, содержания органов власти и управления и укрепления обороны. Он используется для проведения крупных структурных сдвигов, более быстрого развития наукоемких производств, осуществления прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов. Это регулирование происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д.

Экономическое содержание и сущность бюджета обусловлены природой и функциями государства, нуждающегося в денежных ресурсах для осуществления своих функций.

Бюджет можно охарактеризовать с нескольких позиций, отражающих комплексность, присущую понятию "бюджет".

Исходя из ресурсного признака, бюджет следует рассматривать как фонд денежных средств государства, образованный посредством обособления части валового внутреннего продукта, из финансового – как совокупность денежных отношений, возникающих в связи с образованием и использованием централизованных денежных фондов государства в процессе перераспределения валового внутреннего продукта; из правового – как юридически оформленный документ, необходимость которого обусловлена требованиями рационального ведения хозяйства, учета источников доходов, направлений и объемов расходования средств; из функционального – как инструмент финансовой политики государства, функционирующий через систему налоговых ставок и льгот, политику государственных расходов, что оказывает определяющее влияние на социально-экономические процессы, происходящие в стране.

Бюджет любого уровня – это основополагающий документ, определяющий систему взаимоотношений в сфере государственных или муниципальных финансов. По существу он является программой производства и перераспределения общественных благ.

Бюджет субъекта представляет собой баланс доходов и расходов и, как всякий баланс, состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступлений, и расходной, объединяющей все виды государственных расходов.

При сбалансированном бюджете доходы равняются расходам. Превышение расходов над его доходами образует бюджетный дефицит. Различают текущий (временный, не превышающий 10 % доходной части бюджета) и хронический (многолетний, критический, превышающий 20 % доходной части) Обратное явление (превышение доходов над расходами) называется бюджетным профицитом.

Бюджетные отношения как экономическая категория являются составной частью финансовых отношений, и им присуща денежная форма и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие задачи: перераспределение ВВП; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства; государственный контроль за поступлением и использованием бюджетных средств.

Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях:

- с помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

- контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства «сигнализировать» о том, как поступают в доход бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Региональный бюджет, являясь одним из основных инструментов перераспределения национального дохода, созданного субъектом РФ, осуществляет регулирование территориальных пропорций общественного воспроизводства, прежде всего в части установления равновесия между величиной созданного продукта и объемом конечного потребления территории, обеспечивая необходимый уровень доступности региональных благ.[10]

Формирование бюджета как формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, предполагает последовательное и взаимосвязанное управление его доходами и расходами.

Однако в зависимости от принятой концепции управления общественными финансами приоритеты решения возникающих проблем могут смещаться в ту или иную сторону. Так, концепция текущего сбалансированного бюджета исходит из достижения целей бюджетной политики в условиях жестких ограничений величины потенциальных доходов и источников финансирования бюджетного дефицита. Показатели бюджета в этом случае задаются состоянием экономики, но не являются инструментами стимулирования экономического роста.

Учитывая размеры бюджетного фонда, участие в его формировании большого числа субъектов, сложность точного прогноза рыночной конъюнктуры, существует высокий риск адекватной оценки плановых бюджетных показателей.

В последнее время все большее значение придается роли субъектов РФ в решении социальных и экономических вопросов, что требует эффективности использования бюджетных средств.

Важным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов является бюджетирование, ориентированное на результат, поскольку оно в корне меняет не только содержание всех стадий бюджетного процесса, но и саму концепцию управления бюджетными расходами. [29]

При бюджетировании особая роль отводится мониторингу качества предоставления бюджетных услуг и эффективности бюджетных расходов.

Важными условиями для реализации бюджетирования, ориентированного на результат, являются: стабильность структуры расходов бюджета в среднесрочном периоде; обязательность ежегодного осуществления запланированного объема расходов бюджета; минимизация дефицита бюджета; исполнение бюджетной дисциплины

Таким образом, основными функциями бюджета, как основного финансового плана государства, являются:

1) перераспределение национального  дохода и ВВП, которое влияет  на государственное регулирование  и стимулирование экономики, финансовое  обеспечение социальной политики;

2) контроль за образованием и  использованием фонда денежных  средств.

В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на концептуальную значимость бюджета в жизни страны, необходимость овладения тончайшим механизмом формирования и исполнения бюджетных параметров в рамках научно обоснованной бюджетной политики.

 

1.2. Бюджетная система и бюджетное устройство

Для выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой.

С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий.

В процессе формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством.

Все эти элементы (организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав) представляют собой бюджетное устройство. [45]

Оно устанавливается и регламентируется законодательными актами, которые определяют права центральных и местных органов власти по составлению, утверждению и исполнению бюджетов. Также бюджетное устройство прописывает распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов.

В разных странах бюджетное устройство отличается своими особенностями, обусловленными государственным устройством, территориально-административным делением, уровнем развития экономики, ее структурными чертами. Известны две формы государственного управления: единое (унитарное) и федеративное.

В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.) имеются два звена управления – центральное и местное; в федеративных государствах (США, Канада, ФРГ, Швейцария и др.) – три звена управления: центральное, членов федерации и местное.

В унитарных государствах существуют бюджеты на уровне государства и на уровне местного самоуправления.

В государствах с федеративным устройством самостоятельные бюджеты формируются на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации и на уровне местного самоуправления.

Информация о работе Экономическое содержание и значение бюджета государства