Государственный доход. Понятие налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Понятие видов государственного дохода.
Функция налогов.
Юридическое определение налога. Его отличие от сбора и пошлины.
Классификация налогов.

Файлы: 1 файл

налоговое.docx

— 194.86 Кб (Скачать файл)

Арест имущества налогоплательщика  – осуществляется по решению налогового органа с санкции прокурора. Возможен полный или частичный арест. При  частичном аресте допускается владение, пользование и распоряжение имуществом с разрешения и под контролем  налогового органа. При полном аресте распоряжение не допускается, владение и пользование осуществляется с  разрешения и под контролем налогового органа. Если принято решение о  принудительном исполнении налоговой  обязанности за счет имущества налогоплательщика.

Меры принудительного  исполнения налоговой обязанности.

Основанием для применения таких  мер является неисполнение обязанности  налогоплательщиком в добровольном порядке. Взыскание может быть обращено:

- на денежные средства налогоплательщика  в банке.

- на имущество налогоплательщика.

Обращение взыскания на денежные средства в банке применяются на денежные средства физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Осуществляется путем  направления инкассового поручения  в банк. После получения поручения  банк обязан в течение 1 банковского  дня перечислить указанные средства на конкретные счета, обязательное указание конкретной суммы. Если банк не исполняет  поручение, наступает налоговая  ответственность.

Нельзя направить взыскание  на ссудные и бюджетные счета.

Направление взыскания на имущество  налогоплательщика – может быть отправлено при отсутствии или недостаточности  денежных средств на счете. Применяется  в отношении юридических лиц  и ИП. Осуществляется путем направления  соответствующего решения в 3-дневный  срок судебному приставу-исполнителю. Налоговый орган не имеет полномочий по самостоятельной реализации имущества. Осуществляется в соответствии с  исполнительным производством.

Очередность направления взыскания  – посмотреть самостоятельно

 

Налоговый контроль.

1. Формы, виды, методы налогового  контроля.

2. Учет налогоплательщиков.

3. Камеральная налоговая проверка.

4. Выездная налоговая проверка.

Объектом налогового контроля являются отношения в процессе взимания налогов  и привлечение к ответственности  за налоговые правонарушения.

Субъектами налогового контроля являются налоговые и таможенные органы.

Контролируемые субъекты – налогоплательщики  и плательщики сборов, налоговые  агенты, банк.

Формы налогового контроля – ревизия, проверка (наиболее распространенная форма налогового контроля, которая  проводится по определенному кругу  вопросов путем ознакомления и исследования отдельных сторон деятельности налогоплательщиков), надзор (проводится контролирующим органом  в отношении хозяйствующего субъекта на предмет соблюдения установленных  норм и правил). Надзор фактически осуществляется органами прокуратуры.

Методы налогового контроля:

- учет налогоплательщиков. В рамках  учета осуществляются: постановка  на налоговый учет, сбор и анализ  данных об имуществе налогоплательщика,  о доходах налогоплательщика,  о месте нахождения и месте  жительства, если организация, то  местонахождения обособленных подразделений  и их деятельности.

- получение объяснений от налогоплательщика.

- метод исследования документов. Осуществляется при проведения  выездной и камеральной проверки.

- осмотр предметов в помещении  территории. Осуществляется только  в рамках выездной налоговой  проверки. Этот осмотр имеют права  проводить только лица, указанные  в решении о проведении налоговой  проверки.

- инвентаризация.

- привлечение специалистов.

- экспертиза. На основании экспертизы  делается заключение по тому  или иному вопросу.

- экстраполяция. Основывается на  праве налогового органа определять  суммы, подлежащие уплате в  бюджет расчетным путем на  основании данных, имеющихся о  налогоплательщике и на основании  данных об аналогичных налогоплательщиках.

Классификация налогового контроля:

- в зависимости от времени  проведения по отношению к  финансово-хозяйственной операции. Предварительный контроль – предшествует  хозяйственной операции, позволяет  предупредить нарушения, не имеет  целью выявление нарушений, является  внутренней формой контроля, т.е.  проводится самим налогоплательщиком.

- Текущий контроль – осуществляется  налоговым органом в процессе  осуществления хозяйственной деятельности. Проверка правильности отражения  данных в бухгалтерском или  налоговом учете. При текущем  контроле не привлекают к ответственности  за нарушения, но устанавливают  обязанность устранения нарушений  в определенные сроки.

- Последующий контроль – проверка  финансово-хозяйственных операций  за истекший период времени.  Основан на анализе данных  налоговых деклараций и налогового  учета.

Классификация по объекту:

- Комплексный контроль – охватывает  все вопросы правильности и  своевременности исчисления уплаты  налогов, в отношении которых  у налогоплательщика имеется  налоговая обязанность.

- Тематический контроль – затрагивает  конкретный налог или определенный  налоговый период или конкретный  вопрос (например, проверка обоснованности  применения льгот налогоплательщиком).

По месту проведения проверки:

- Камеральные – проводится по  месту нахождения налогового  органа.

- Выездная – проводится по  месту нахождения налогоплательщика.  Может проводиться по месту  нахождения налогового органа, если  у налогоплательщика отсутствует  возможность предоставить помещение  для проведения проверки.

Классификация по источникам данных:

- Документальный – основывается  только на изучении документов.

- Фактический – в данном случае  исследуются все обстоятельства, имеющие отношении к предмету  исследования.

Учет налогоплательщиков.

Физические лица и организации  подлежат обязательной постановке на налоговый учет:

- по месту нахождения или  по месту жительства.

- по месту нахождения обособленного  подразделения.

- по месту нахождения имущества.

- по месту регистрации транспортных  средств.

- по иным основаниям, предусмотренным  налоговым законодательством.

С момента государственной регистрации  в течении 5 дней лицо подлежит постановке на налоговый учет.

Физическое лицо имеет встать на налоговый учет по месту временного пребывания.

 

 

Лекция 9.

Камеральная проверка.

Проводится только по месту нахождения налогового органа. Проводится на основе предоставленных деклараций и документов. Основанием для начала проверки является сам факт предоставления документов. Срок проведения камеральной проверки равен 3 месяцам со дня предоставления документов. Срок камеральной проверки не продлевается ни при каких обстоятельствах. Камеральная проверка также не может  приостанавливаться. Цель – проверка правильности заполнения налогоплательщиком документов налоговой отчетности. При  обнаружении ошибки, налоговый орган  направляет требование об её исправлении, и в течение 5 дней налогоплательщик должен устранить ошибки. Документы, которые подлежат проверке: налоговая  декларация, выписки из регистра бухгалтерского и налогового учета (при необходимости). Истребование документов при камеральной  проверке допускается только в отношении  документов, прямо предусмотренных  налоговым кодексом.

В случае непредоставления документов устанавливается ответственность в соответствии с НК. Ответственность устанавливается за каждый не предоставленный документ. Мера ответственности – штраф. При камеральной проверке выемка производиться не может. В случае отсутствия результатов при камеральной проверке, данная проверка никак не оформляется. В случае обнаружения недостатков, то составляется акт камеральной проверки. Налогоплательщик имеет право предоставить возражение.

Выездная налоговая проверка.

Для выездной проверки обязательно  назначение решения руководителя налогового органа. В обязательном порядке решение  содержит следующую информацию: предмет  проведения проверки (указываются налоги, которые подлежат проверке), периоды, за которые проводится проверка, должности  и фамилии лиц, проводящих проверку. Повторной проверкой признается проверка по одним и тем же налогам  за один и тот же налоговый период или если проверок две и более  в текущем календарном году. Период деятельности налогоплательщика, который  может быть охвачен выездной проверкой: 3 календарных года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. К недобросовестным налогоплательщикам сроки давности привлечения к  ответственности не применяются.

Сроки проведения выездной проверки: не может продолжаться более 2 месяцев. По решению руководителя налогового органа она может продляться до 4 месяцев. В исключительных случаях  срок проверки может составлять 6 месяцев. В отношении обособленных подразделений  налоговый орган вправе проводить  самостоятельные выездные проверки. Срок проведения проверки обособленного  подразделения – не более месяца.

Существует 2 исключения:

- проверка не будет признана  повторной, если она проводится  вышестоящим налоговым органом  в порядке контроля за нижестоящим  налоговым органом.

- в случае предоставления налогоплательщиком  уточненной налоговой декларации.

Проверка проводится, если налоговая  декларация уменьшает сумму налога, и проверку можно провести только конкретного налога за конкретный налоговый  период.

 

При проведении выездной проверки руководитель проверки или его заместитель  имеет право её приостановить. Должно быть дано письменное разрешение о  приостановлении проверки.

Основания для приостановления:

- для истребования документов  или информации.

- для получения информации для  иностранных государственных органов.

- для проведения экспертизы.

- для перевода на русский  язык документов, предоставленных  на иностранном языке.

Приостановление допускается не более 1 раза по каждому основанию. Общий  срок приостановки не может быть более 6 месяцев. Есть исключение – если информация истребуется от иностранного государственного органа, то срок можно увеличить не более чем на 3 месяца. На период приостановления проверки приостанавливаются все действия налогового органа. Если у налогоплательщика были изъяты оригиналы документов, то они подлежат возвращению налогоплательщику.

Возобновление проверки осуществляется на основании заявления руководителя или заместителя руководителя налоговой  проверки.

Истребование документов у налогоплательщика.

При проведении выездной налоговой  проверки налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика  предоставления дополнительных документов для проверки. Требования должно быть в письменной форме и вручаться  налогоплательщику. По общему правилу  истребуются копии документов, заверенные печатью налогоплательщика. Запрещается требовать налоговым органам предоставления нотариально удостоверенных копий. Срок предоставления копий – 10 дней. Штраф за не предоставление документа – 200 рублей.

При выездной налоговой проверке налогоплательщик обязан предоставить любой документ, относящийся к предмету проведения. В случае не предоставления документов налогоплательщиком, налоговый орган  вправе провести выемку – ст. 94 НК. Если при камеральной проверке был  предоставлен документ, то его повторное  требование не допускается.  При  камеральной проверке нельзя провести выемку.

Процедура проведения выемки.

Налоговый орган, проводящий выемку, обязан предоставить налогоплательщику  постановление о проведении выемки документов.

Запрещается проведение выемки в ночное время.

Выемка проводится в присутствии  понятых.

В  последний день проведения выездной налоговой проверки, налоговый орган  составляет справку о проведении налоговой проверки. Справка составляется под расписку налогоплательщика.

 

 

 


Информация о работе Государственный доход. Понятие налогов