Государственный доход. Понятие налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Понятие видов государственного дохода.
Функция налогов.
Юридическое определение налога. Его отличие от сбора и пошлины.
Классификация налогов.

Файлы: 1 файл

налоговое.docx

— 194.86 Кб (Скачать файл)

Мартынова Ольга Александровна.

Налоговое право.

Лекция 1.  Государственный доход. Понятие налогов.

  1. Понятие видов государственного дохода.
  2. Функция налогов.
  3. Юридическое определение налога. Его отличие от сбора и пошлины.
  4. Классификация налогов.

1. Государственный доход – это денежные средства, поступающие в процессе распределения и перераспределения национального дохода в распоряжение государства и используемые им для выполнения соответствующих функций.

2 вида государственных доходов  – централизованный и децентрализованный.

Централизованные – доходы бюджетов всех уровней, а также государственных  внебюджетных фондов.

Децентрализованные доходы – это  доходы юридических лиц, имущество  которых находится в собственности  государства. Подразделение по методу мобилизации: обязательные и добровольные доходы. Обязательные доходы – налоги и неналоговые платежи.

-Неналоговые платежи – платежи,  носящие штрафной характер. (Пени  – определенный процент от  суммы, начисляемый каждый день. Пени не носят штрафной характер).

-Домен - принадлежащее государству  имущество, приносящее доход бюджету. 

-Чрезвычайные домениальные платежи  – денежные средства, поступающие  от реализации государственного  имущества.

-Регалии – исключительные права  государства, позволяющие извлекать  доход (монополии государства).

2.Функции налогов.

Функции – способы достижения определенных целей в результате функционирования налоговой системы. Выделяют 4 функции:

-Фискальная (денежная) – посредством  налогов осуществляется формирование  финансовых ресурсов государства.

-Распределительная – посредством  налогов в бюджете государства  концентрируются денежные средства, направляемые в последствии на  решение общественных проблем. 

-Регулирующая – стимулирующая  и дестимулирующая. Посредством налогов государство осуществляет экономическое принуждение.

-Контрольная – контроль эффективности  налоговой системы, т.е. действенность  механизмов налогообложения. 

3. 8 ст. НК: Налог – это единственный законный способ отчуждения собственности граждан и юридических лиц на основах безвозвратности, обязательности, индивидуальной безвозмездности и обеспечиваемый государственным принуждением, не носящий характер наказания и имеющий целью обеспечение платежеспособности государства.

Юридические признаки налога: публичность, законность установления, процедурный  характер взимания, абстрактность, индивидуальная безвозмездность, безвозвратность, принудительность изъятия.

Отличие налога от сбора и пошлины:

- При уплате пошлины или сбора  всегда присутствует специальная  цель и специальные интересы. Плательщик сбора или пошлины  всегда знает цель платежа.

- Целью взимания сборов и  пошлин всегда является покрытие  издержек, связанных с осуществлением  действий в пользу плательщика  – «пошлинный принцип».

8 ст. НК – Сборы – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков государственными и иными уполномоченными органами или должностными лицами юридически значимых действий.

2 вида пошлин – государственная  и таможенная.

Государственная пошлина – ст. 333.16 НК.

Таможенная пошлина – это  обязательный платеж в федеральный  бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на территорию РФ, вывозе товаров с таможенной территории, а также в иных случаях устанавливаемых  таможенным законодательством.

НП. Лекция 2.

Виды налогов и их классификация.

По механизму формирования: прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются непосредственно с  владельцев имущества, получателей  доходов. Они подразделяются на 2 категории  – личные налоги, которые учитывают  фактическую платежеспособность налогоплательщика  и уплачиваются с реально полученного  дохода; реальные налоги – ими облагается предполагаемый средних доход, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (определяется исходя из рода экономической  деятельности и иных признаков).

Носитель налога – это лицо, на которое фактически возложено  бремя уплаты налогов.

Косвенные налоги – взимаются в  сфере реализации и потреблении  товаров, и, в конечном счете, носителем  налога является потребитель. Подразделяется на 2 вида: индивидуально-косвенные  – ими облагаются строго определенные группы товаров и универсально-косвенные  – ими облагаются все или почти  все товары, работы, услуги (НДС и  акцизы).

 По целевой направленности: общие и целевые налоги. Общие  налоги – это налоги, поступающие  в бюджет, и не связанные каким  либо направлением их расходования. Целевые налоги – средства  от их уплаты расходуются на  определенные цели.

По принадлежности к бюджету  определенного уровня: закрепленные и регулирующие налоги. Закрепленные налоги – систематически и полностью  поступают в бюджет определенного  уровня. Регулирующие налоги – ежегодно перераспределяются между бюджетами  разных уровней (перераспределяются в  зависимости от дефицита того или  иного бюджета).

По уровню налоговой системы: федеральные, региональные и местные налоги. Федеральные  налоги могут поступать во все  три уровня бюджета. Региональный налог  может быть распределен между  региональным и местным уровнем. Местный налог поступает только в местный бюджет. Федеральные  налоги взимаются на всей территории РФ. Региональные налоги установлены  НК, в отношении о введении регионального  налога принимают решения региональные органы.

По субъекту налогообложения: налоги, уплачиваемые физическими лицами, организациями, со смешанным субъектным составом.

Предмет, метод , система, источники  НП.

НП является подотраслью финансового права.

НП – это система финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения  в сфере установления, введения в  действие и взимания налогов. Распределение денежных средств из бюджета не относится к сфере НП. Предметом НП является совокупность властных отношений о введении и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действия и бездействия их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Принципы НП: всеобщность налогообложения  – каждое лицо обязано уплачивать установленный налог; податное равенство  – одинаковые для всех налогоплательщиков условий налогообложения; экономическая  обоснованность налога – каждый налог  должен устанавливаться не произвольно, а иметь экономическое обоснование; определенность – требует, чтобы  при установлении налога точно определялись все его обязательные элементы (в  случае отсутствия хотя бы одного из элементов, налогоплательщик имеет право не уплачивать налог); принцип конституционности; принцип законности установления; отрицание  обратной силы налогового закона; приоритет  налогового законодательства над неналоговым. 13-15 ст. НК содержат исчерпывающий перечень взимаемых на территории РФ налогов. Вторая часть НК регулирует порядок  взимание налогов.

Источники НП.

НК – основной источник НП и  принятые в соответствии с ним  ФЗ о налогах и сборах. Постановления  Правительства только по тем вопросам, которые прямо отнесены к его  компетенции НК.

Судебная практика носит нормоустановительный характер. Судебная практика помогает устранять неясности.

Разъяснения Министерства Финансов и  ФНС носят рекомендательный характер.

Соотношение НП с другими  отраслями.

Таможенное право: таможенные органы обладают полномочиями налоговых органов.

Административное право: соотносится  в части привлечения к ответственности.

Гражданское право: нормы ГП не применяются  в НП, если это прямо не предусмотрено  налоговым законодательством.

Действие НП во времени и пространстве.

Акты налогового законодательства вступают в силу не ранее 1 месяца со дня официального опубликования  и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Акт законодательства о сборах вступает в силу не ранее 1 месяца со дня официального опубликования.

ФЗ, устанавливающие новые налоги или сборы, а также законодательные  акты субъектов и органом местного самоуправления, которые вводят новые  налоги, вступает в силу не ранее 1 января года, следующего за годом принятия.

Исчисление в кварталах и  календарных годах – это фиксированное  исчисление.

Исчисление в месяцах – срок заканчивается в последний день месяца.

Исчисление в днях – исчисление производится в рабочих днях.

Лекция 3.

Элементы закона «О налогах».

  1. Понятие элементов закона «О налогах».
  2. Элементы налогообложения.
  3. Факультативные элементы налогообложения.

Элементы в своей совокупности составляют юридическую конструкцию  налога. Элементы являются универсальными, поскольку их состав одинаков для  всех налогов. В законе они определяются отдельно по каждому налогу. Совокупность всех элементов налогов устанавливает  обязанность налогоплательщика  по уплате этого налога.

Обязательными элементами налогообложения (18 ст.) являются: объект налога, налоговая  база, налоговая ставка, налоговый  период, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налогов.

Установить элемент налогообложения  означает принять что-либо в качестве одного из оснований для возникновения  налогового обязательства.

Определить элемент означает описать  фактическую сторону элемента, выделить его из прочих сходных обстоятельств.

Теория налогового права выделяет вспомогательные элементы налога: налогооблагающий субъект, субъект налога, предмет и источник налога, масштаб налога, единица налогообложения, факультативные элементы (налоговые льготы, порядок зачета/возврата излишне уплаченных/взысканных сумм и т.д.).

Налогооблагающий субъект – это публичный субъект, в пользу которого осуществляется сбор налога им же установленного (РФ, субъекты РФ, административно-территориальные образования).

Субъект налога – налогоплательщик, т.е. лицо, на которое возложена обязанность  по уплате налога.

Категории налогоплательщиков – физические лица, организации и индивидуальные предприниматели.

Предмет налога – это имеющие  количественную, стоимостную или  физическую характеристики предметы материального  мира и нематериальные блага, которые могут повлечь обязанность по уплате налога при условии, если по отношению к ним субъект (налогоплательщик) находится в определенном юридическом состоянии.

Объект налога – юридический  факт, который вызывает обязанность  по уплате налога при наличии у  налогоплательщика предмета налогообложения.

Источник налога – денежные средства, за счет которых происходит уплата налога.

Налоговая база – это часть предмета налога, с которой должен уплачиваться налог.

Метод формирования налоговой базы – моменты, принимаемые во внимание при формировании налоговой базы. Кассовый и накопительный. При применении кассового метода во внимание принимается  момент фактического получения блага. Накопительный – момент получения  прав на благо.

Масштаб налога – применяется для  измерения налоговой базы.

Единица налогообложения – это  единица меры того или иного параметра.

Налоговый период – период времени, на протяжении которого завершается  формирование налоговой базы, и по истечении которого исчисляется  сумма налогов. Налоговая база формируется  на протяжении всего налогового периода. Налоговый период может составлять календарный год, быть ежемесячным  и квартальным. По каждому налогу устанавливается свой налоговый  период.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. По итогам каждого периода могут  быть уплачены авансовые платежи. Налоги, налоговый период по которым составляет 1 календарный год:

- первый налоговый период с  момента создания организации  определяется: с момента создания  и до конца текущего календарно  года. Если организация создана  в период с 1 по 31 декабря, то  первым налоговым периодом является  период с момента создания  до конца следующего календарного  года.

Ставка налога – это доля имущества  налогоплательщика, подлежащая изъятию  в бюджет. Виды ставок – твердая (исчисляется в установленном  размере за единицу налогообложения), процентная (исчисляется в процентах  к облагаемой сумме), комбинированная (госпошлина).

Метод налогообложения – это  способ изменения налоговой ставки в зависимости от увеличения или  уменьшения налоговой базы. 4 метода: равное налогообложение (устанавливается  равная сумма налога для каждого  налогоплательщика), пропорциональное (устанавливается одинаковая ставка для всех налогоплательщиков), прогрессивное (увеличение налоговой ставки при  увеличении налоговой базы), регрессивное (с увеличением налоговой базы понижается ставка налога).

Система исчисления налогов – кумулятивная (исчисление налога нарастающим итогом с начала года с учетом ранее внесенных  платежей), некумулятивная (обложение  налоговой базы по частям).

Срок уплаты налога – определенный период или календарная дата, в  течение которого (или до которой) налогоплательщик обязан уплатить налог.

Информация о работе Государственный доход. Понятие налогов