Государственный доход. Понятие налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Понятие видов государственного дохода.
Функция налогов.
Юридическое определение налога. Его отличие от сбора и пошлины.
Классификация налогов.

Файлы: 1 файл

налоговое.docx

— 194.86 Кб (Скачать файл)

Порядок уплаты налога – это способ исполнения налоговой обязанности. При уплате налога необходимо знать: основания платежа, направление  платежа, валюта платежа, форма платежа. Обязанность по уплате налога должна осуществляться лично.

 

 

 

Лекция 4.

Налоговая система.

Совокупность налогов и сборов, а также принципов, форм и методов  их установления, изменения и отмены, порядка уплаты, применении мер по обеспечению уплаты, а также форм и методов налогового контроля и  ответственность за нарушение налогового законодательства.

Налоговая система состоит из: системы  налогов и сборов, системы контроля за своевременностью и правильностью  уплаты налогов и сборов.

Параметры, характеризующие налоговую  систему:

  1. Налоговый потенциал территорий. Те финансовые ресурсы, которые могут быть мобилизированы в бюджет в результате взимания налогов.
  2. Доля налогов и сборов в доходы бюджетов.
  3. Общее количество налогов и сборов.
  4. Стабильность налоговых составов.
  5. Соотношение прямых и косвенных налогов.
  6. Уровень налогообложения. Показывает степень тяжести для налогоплательщика уплаты налога.
  7. Уровень собираемости налогов. Зависит от величины налогового бремени и налоговой способности.
  8. Налоговая способность – показывает, сколько налогоплательщик может отдать бюджету, не принося себе ущерба.

 

Принципы налоговой системы:

- единство – означает единство  правовой базы налогообложения,  порядка ведения бухгалтерского  и налогового учета, валюты, в  которой уплачиваются налоги, органов,  осуществляющих налоговый контроль  и обеспечивающих налоговую безопасность, единство санкций за нарушение  налогового законодательства.

- разграничение полномочий налогооблагающих субъектов.

- справедливость – говорит о  том, что при установлении налога  должна учитываться фактическая  платежеспособность налогоплательщика.

- достаточность налогообложения  – денежные средства, получаемые  от взимания налогов должны  обеспечивать необходимое финансирование  государственной власти.

- подвижность налоговой системы  – налоговая система должна  учитывать все социально-экономические  изменения в государстве.

- стабильность.

- удобность налогообложения –  минимальные издержки для налогоплательщика.

Помимо соблюдения принципов налоговой  системы, налоговая система должна быть эффективной.

Система налогов и сборов.

В РФ система налогов отражает федеративное устройство государства и распределяется между 3 уровнями.

13-15 ст. НК – налоги и сборы,  взимаемые на территории РФ.

12 ст. НК – принципы деления  налогов при установлении.

Состав налогоплательщиков: физические лица, организации, индивидуальные предприниматели.

Система налогового контроля.

Состоит из налоговых и таможенных органов.

 

 

Лекция 5.

Налоговые правоотношения. Правовое положение налогоплательщиков и налоговых агентов.

Налоговые правоотношения – это разновидность финансовых отношений, регулируемых нормами налогового права.

Отношения подразделяются на основные и производные.

Основные правоотношения – отношения по установлению, введению в действие и взимание налогов.

Признаки налоговых  правоотношений: имеют место исключительно в сфере налогообложения, возникают, изменяются и прекращаются на основе норм налогового законодательства, носят публичный характер, складываются по поводу денежных средств, обязательной стороной всегда выступает государство в лице налоговых или финансовых органов.

Структура налоговых  правоотношений:

Объект налогового правоотношения – это то, на что направлено поведение его участников.

Содержание налогового правоотношения – это права и обязанности участников правоотношений.

Регулятивные правоотношения – это поведение налогоплательщика противопоставлено праву требования налогового органа.

Охранительные правоотношения – праву налогового органа по применению мер государственного принуждения соответствует обязанность лица, совершившего правонарушение, претерпеть лишение имущественного характера в результате применения к нему налоговой санкции.

Субъектами налоговых  правоотношений являются: налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые органы, таможенные органы.

Налогоплательщики – ст. 19 НК – организации и физические лица, на которые в соответствии в законом возложена обязанность по уплате налога.

Обособленное подразделение  юридического лица не является самостоятельным  налогоплательщиком, а лишь выполняет  функции налогоплательщика за юридическое  лицо.

Налоговые агенты – это лица, на которых в соответствие с законом возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечисление в соответствующий бюджет налогов. Ст. 24 НК.

Налоговые органы – уполномочены вести учет налогоплательщиков, осуществлять контроль за деятельностью налогоплательщиков, контроль за своевременностью и полнотой уплаты налога, а также привлекать к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Таможенные органы – не являются налоговыми органами, но наделены рядом полномочий налоговых органов. Они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов при перемещении товаров через таможенную границу.

Субъекты, содействующие  налоговому администрированию – организации и учреждения, в силу закона обязанные сообщать налоговым органам информацию о налогоплательщика (Органы опеки и попечительства, органы ЗАГСа и т.д.).

 Банк – ст. 11 НК – банком признаются коммерческие банки и иные кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ. Имеют следующие обязанности: обязаны исполнять платежные поручения своих клиентов по перечислению налогов, сообщать об открытии и закрытии счетов, по требованию налоговых органов предоставлять справки о движении денежных средств, об остатках денежных средств на счетах, информировать налоговый орган о закрытии счета (ФСС, ПФР).

Эксперты, переводчики, специалисты.

Финансовые органы – МинФин и его территориальные подразделения. Вправе давать письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения налогового законодательства.

ОВД – участвуют в выездных налоговых проверках по запросу налоговых органов.

 

 

Лекция 6.

Налоговая обязанность.

  1. Понятие, основания возникновения, приостановления и прекращения налоговой обязанности.

Налоговая обязанность – это установленная законом обязанность в определенном размере и в установленный срок уплатить налоги.

Моментом возникновения налоговой  обязанности признается момент возникновения  объекта налогооблажения.

Приостановления налоговой обязанности – предусматривается только для физических лиц. Основанием для приостановления является: признание налогоплательщика недееспособным, или безвестно отсутствующим. Осуществляется по решению налогового органа. Обязательным условием для принятия такого решения является то, что имущества налогоплательщика недостаточно для исполнения налоговой обязанности.

В момент приостановления  налоговой обязанности прекращается отсчет пенни.

Основания прекращения  налоговой обязанности: уплата налога, смерть налогоплательщика и признание налогоплательщика умершим – для физических лиц. Для юридических лиц – ликвидация налогоплательщика и иные основания, с которыми законодательство связывает прекращение налоговой обязанности.

Иные основания: удержание налога налоговым агентом, взыскание налога в принудительном порядке (несудебный порядок, т.е. по решению налогового органа), погашение налоговой обязанности посредством обращения взыскания на имущество налогоплательщика по решению суда, исполнение обязанности лицами, уполномоченными представлять интересы налогоплательщика, погашение налоговой обязанности посредством зачета излишне уплаченного или взысканного налога.

В отношении поимущественных  налогов обязанность по уплате переходит  по наследству.

Порядок исполнения налоговой  обязанности.

Исполнением налоговой обязанности признается, когда налогоплательщик самостоятельно своевременно или досрочно в полном объеме в определенной валюте и в соответствующий бюджет уплатил налог.

Не признается уплаченным налог  в следующих случаях: недостаточно денежных средств, платежное поручение  было возвращено банком, если налогоплательщик отозвал платежное поручение, если на момент предъявления платежки к  данному счету имеются неисполненные  первоочередные требования.

Требования об уплате налога: сведения о сумме задолженности, размер пенни, начисленных на момент направления  требований, срок уплата налога по требованию, меры, которые могут быть применены  к налогоплательщику в случае не исполнения требования. Минимальный  срок исполнения требований составляет 8 дней с момента получения. В течение 6 дней с момента отправки заказное письмо считается полученным.

Лекция 7.

Особенности исполнения налоговой  обязанности. Солидарное исполнение налоговой  обязанности.

При реорганизации юридического лица исполнения налоговой обязанности  осуществляется его правопреемником. При этом тот факт, что правопреемник  до завершения процедуры реорганизации  не знал о наличии задолженности, не освобождает его от обязанности  уплатить соответствующую сумму  в бюджет.

При слиянии налоговая обязанность  переходит к вновь созданному юридическому лицу.

При присоединении обязанность  переходит к присоединяющему  юридическому лицу.

Разделения/выделение – налоговая  обязанность распределяется пропорционально  полученным долям. Размер долей определяется на основании разделительного баланса.

При реорганизации в форме разделения/выделения, в случае невозможности определения  долей, применяется солидарное исполнение обязанностей.

Преобразование – изменение  формы юридического лица, налоговая  обязанность в данном случае не изменяется.

Случаи солидарного исполнения обязательств, предусмотрены при  неисполнении договора поручительства.

Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности.

Обеспечительные меры – это способы  и средства, применяемые в соответствии с налоговым законодательством  налогоплательщиком с целью стимулировать  самостоятельную уплату налога налогоплательщиком, либо обеспечивающие налоговому органу возможность принудительного исполнения налоговой обязанности.

5 способов обеспечения исполнения  налоговой обязанности:

- залог имущества.

- поручительство.

- пенни.

- приостановление операций по  счетам налогоплательщика в банке.

- арест имущества.

Залог имущества и поручительство применяются в случае, если изменяется срок уплаты налога. 2 случая изменения  срока: отсрочка и рассрочка. Цель –  не имея возможность, но имея желание  уплатить налог, налогоплательщик может  обратиться в налоговый орган. Пенни  будут начисляться, а штрафные санкции  нет.

Договор залога заключается в соответствии с нормами ГК. По данному договору, при неисполнении налогоплательщиком налоговой обязанности, она подлежит исполнению за счет имущества, являющегося  предметом залога. Залогодателем  может выступить как сам налогоплательщик, так и третье лицо. Предмет залога может оставаться у налогоплательщика, может быть передан налоговому органу. В случае передачи налоговому органу предмета залога, расходы несет налогоплательщик.

Договор поручительства также оформляется  в соответствии с ГК. Поручителем  может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Не имеет  значение, резидентом какой страны является поручитель. Если по истечении  срока договора уплата налога и соответствующих  пенни не будет осуществлена налогоплательщиком, поручитель будет обязан уплатить налог  за него. В случае отказа налогоплательщика  и поручителя от исполнения налоговой  обязанности, ответственность является солидарной.

Пенни – денежная сумма, которую  налогоплательщик или налоговый  агент должны будут дополнительно  выплатить в случае несвоевременного исполнения налоговой обязанности. Начисление пенни не зависит от применения других обеспечительных мер к  налогоплательщику. Кроме того, привлечение  налогоплательщика к ответственности  не останавливает начисление пенни. Начисление пенни начинается со следующего дня после истечения срока  уплаты налога, установленного законодательством. Не начисляются пенни в том  случае, если по решению налогового органа или по решению суда были приостановлены операции по счетам налогоплательщика  или арестовано его имущество, в  силу чего налогоплательщик не мел  возможности уплатить налог. Пенни  – процент от суммы задолженности, начисляемый за каждый день просрочки. Ставка пенни – 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, действующая на момент начисления за каждый день просрочки.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика – приостановление  применяется для обеспечения  исполнения решения о взыскании  налогов. Приостанавливаются расходные  операции. Банк не имеет право приостановить  операции по счетам, если на этот момент к счету предъявлены первоочередные требования. Решение о приостановлении  операций принимается руководителем  или заместителем руководителя налогового органа. Приостановление операций применяется  только в том случае, если истекли  сроки установленные в требовании об уплате налога. Во время приостановления  операция, банк не имеет право открывать  налогоплательщику другие счета.

Информация о работе Государственный доход. Понятие налогов