Государственный бюджет, как инструмент государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной курсовой работы является бюджетная политика России, предметом исследования - государственный бюджет. Целью курсовой работы является изучение государственного бюджета как инструмента государственного регулирования.
Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
• рассмотреть структуру государственного бюджета;
• определить основные макроэкономические функции государственного бюджета;
• изучить профицит и дефицит бюджета;
• изучить мультипликатор сбалансированного бюджета;
• проанализировать балансирование бюджета и его особенности в России.

Содержание работы

Введение
1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции
2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета
3. Балансирование бюджета. Основные направления бюджетной политики в России.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 377.50 Кб (Скачать файл)

Предельный объем расходов федерального бюджета на 2011 год и  на плановый период 2012 и 2013 годов определен  исходя из прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом сокращения его размера в 2011-2013 годах с 3,6% к ВВП до 2,9% к ВВП (таблица 3.4)

Таблица 3.4 - Расчет предельного объема расходов федерального бюджета

млрд. рублей

Показатель

2010 год 

2011 год

2012 год

2013 год

прогноз

прирост к предыдущему году

прогноз

прирост к предыдущему году

прогноз

прирост к предыдущему году

Доходы, всего

7 783,8

8 617,8

834,0

9 131,7

513,9

9 983,9

852,2

%% к ВВП

17,3

17,4

 

16,5

 

16,1

 

Источники покрытия дефицита

2 428,6

1 767,3

- 661,3

1 712,9

- 54,4

1 765,2

52,3

%% к ВВП

5,4

3,6

 

3,1

 

2,9

 

Расходы 
(предельный объем)

10 212,4

10 385,1

172,7

10 844,6

459,5

11 749,1

904,5

%% к ВВП

22,7

20,9

 

19,6

 

19,0

 

в том числе условно  утверждаемые

         

271,1

587,5

%% к общему объему  расходов

         

2,5

5,0


Прогнозируемые объемы доходов федерального бюджета и  целевые ограничения по размеру  дефицита федерального бюджета формируют  предельный объем расходов федерального бюджета со снижением с 22,7 % к ВВП в 2010 году до19,0% к ВВП в 2013 году.

В номинальном выражении  в 2011-2013 годах планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 1,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 4,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом  на 8,3 процентов. Однако в реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013 году.

 

Заключение 

 

Одним из механизмов, позволяющих  государству проводить экономическую  и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в  ее состав – государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Государственный бюджет – это основной финансовый план доходов и расходов государства на текущий год, отражающий его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный, региональный и  местные бюджеты.

К основным функциям бюджета относятся: мобилизационная, распределительная, контрольная, стимулирующая, социальная.

По своей структуре  бюджет состоит из расходной и  доходной частей. Если расходы больше доходов, то государство сталкивается с бюджетным дефицитом. Превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом. Принято различать фактический, структурный и циклический дефицит государственного бюджета.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Нормальное состояние  госбюджета является его сбалансированность. Однако часто образуется бюджетный  дефицит – превышение расходов над  доходами. Для покрытия дефицита приходится прибегать к печатанию новых денег, увеличивать внутренний и внешний долг, что имеет ряд отрицательных последствий. Действительные меры по улучшению соотношения бюджетных доходов и расходов ведут к профициту (превышению доходов над расходами).

Благодаря новой бюджетной  политики (сейчас эта политика регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, вступившим в действие с 1 января 2000 г.) в России впервые был достигнут бюджетный профицит, что позволило государству полностью выполнять все бюджетные платежи, а дополнительны доходы направлять на решение первоочередных задач. Повышение эффективности функционирования бюджетной системы России позволит улучшить ее финансовые отношения с другими государствами. 

Проанализировано балансирование бюджета и его особенности в России. В результате анализа выявлено, что при спаде доходы бюджета сокращаются, поэтому дефицит бюджета увеличивается, а профицит сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается, а профицит увеличивается. Идеальный вариант - бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства  и его административно-территориальных образований. Если хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для нашей страны, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики. В 2012–2014 годах в нашей стране прогнозируется закрепление начавшегося в 2010 году экономического роста, преодоление последствий кризиса 2008–2009 годов, восстановление и превышение значений показателей, достигнутых накануне кризиса.

В настоящее время  в России сохраняется стратегическая цель вернуться к бездефицитному бюджету к 2015 году, поскольку долго жить в долг страна не может.

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению Российской Федерации относятся:

- установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение, в порядке межбюджетного регулирования, доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

- определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом;

- установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление отчетности об исполнении и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- установление федеральными законами порядка осуществления заимствований Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, управление долгом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- осуществление государственных заимствований Российской Федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление государственным долгом Российской Федерации;

- установление порядка формирования доходов федерального бюджета бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;

- установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, задачи курсовой работы решены, цель достигнута.  

 

Список литературы

 

1​ Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах // Финансы. - 2010.- № 7. - С. 3-9.

2​ Дробышевский С. Эволюция бюджетной политики России в 2000-е годы: в поисках финансовой устойчивости национальной бюджетной системы / С. Дробышевский, С. Синельников-Мурылев, И. Соколов // Вопросы экономики. - 2011.- № 1. - С. 4-25.

3 Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов// Финансы.– 2010. - № 8. – С. 3-6.

4 О федеральном бюджете Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов // Финансовый бизнес. – 2012. - № 1. – С. 2-9.

5​ О федеральном бюджете Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов // Финансовый бизнес. - 2010.- № 1. - С. 2-10; Финансовый бизнес. - 2010.- № 2. - С. 2-9.

6 Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005.

7 Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

8 Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник – 3-е изд., Годин, А.М., Максимова, Н.С., Подпорина, И.В – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

9 Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. И.П. Платоновой, В.А. Шумаева, И. В, Бушуевой. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008.

10 Иохин, В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристь, 2000.

11 Коровкина Е.Б. о доходах и расходах федерального бюджета // Финансы. 2004. №8.

12​ Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики. - Питер. - 2010.

13​ Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. - М.: ИНФРА- М. - 2011.

14​ Селезнев А. О бюджетной политике в свете стратегии национальной безопасности / А. Селезнев // Экономист. - 2010.- № 5. - С. 6-18.

15​ Сенчагов В. Способствует ли бюджет 2010 модернизации российской экономики? / В. Сенчагов // Вопросы экономики. - 2010.- № 2. - С. 26-38.

16​ Сухарев А.Н. Направления размещения государственных финансовых резервов федерального бюджета / А. Н. Сухарев // Финансы и кредит. - 2010.- № 3. - С. 21-29

17​ Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории: учебник - 5-е дополненное и переработанное издание – М.: «АСА», 2006 г.

18 Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

19 Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

20 Экономическая теория: Учебник для вузов. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. Статьи из журналов и газет.

 

Курсовая работа выполнена мной самостоятельно.

Использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.

Отпечатано в одном экземпляре.

Список литературы (библиография) включает ______ наименований.

Электронный вариант курсовой работы сдан на кафедру ВЭМ ВПИ.

____________________________ _____________________

(подпись) (ФИО студента)

«___» ________ 20___г.


Информация о работе Государственный бюджет, как инструмент государственного регулирования