Государственный бюджет, как инструмент государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной курсовой работы является бюджетная политика России, предметом исследования - государственный бюджет. Целью курсовой работы является изучение государственного бюджета как инструмента государственного регулирования.
Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
• рассмотреть структуру государственного бюджета;
• определить основные макроэкономические функции государственного бюджета;
• изучить профицит и дефицит бюджета;
• изучить мультипликатор сбалансированного бюджета;
• проанализировать балансирование бюджета и его особенности в России.

Содержание работы

Введение
1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции
2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета
3. Балансирование бюджета. Основные направления бюджетной политики в России.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 377.50 Кб (Скачать файл)

Профицит государственного бюджета – это превышение доходов  государственного бюджета над его  расходами (излишек).

Дефицит государственного бюджета – это превышение расходов государственного бюджета над его доходами (недостаток).

Государственный бюджет может находиться в трех состояниях:

- когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку государственного бюджета или профициту (от лат. proficere – двигать вперед, наращивать, повышать);

- когда доходы равны расходам (Т = G), сальдо бюджета равно нулю, т.е. государственный бюджет сбалансирован;

- когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит (от лат. deficit – недостает) государственного бюджета.

Впервые профицит (положительное  сальдо) государственного бюджета в  нашей стране был достигнут лишь в 2000 г. благодаря благоприятным для России ценам на нефть на мировом рынке.

Если в стране в  течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию - создание бюджетного профицита или  выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.

Если причиной возникновения профицита бюджета является экономический рост, то можно сказать, что профицит спрогнозирован в результате активизации хозяйственной деятельности экономических субъектов и увеличения их доходов. В свою очередь увеличение доходов юридических и физических лиц приводит к росту сбора налогов и, соответственно, к росту доходов бюджета. Если же экономический рост не был спрогнозирован, то возникновение профицита характеризуется превышением запланированных доходов над утвержденными расходами бюджета.

Составление бюджета с профицитом, как и с дефицитом, влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета может стать снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику.

В настоящее время профицит государственного бюджета Российской Федерации финансируется в основном за счет поступающих доходов от реализации сырьевых ресурсов: сырой нефти, природного газа и товаров, выработанных из нефти, цены на которые на мировом рынке растут. Но постоянно наращивать их добычу и реализацию не возможно – рано или поздно природные запасы истощаются.

В случае бюджетного профицита  при составлении бюджета согласно ст. 88 Бюджетного Кодекса РФ следует:

- сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;

- предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

- увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Также одной из мер  является сокращение доходов бюджета за счет налоговых поступлений.

Начиная с 2004 года часть  доходов государственного бюджета  формировалась в Стабилизационном фонде Российской Федерации. Стабилизационный фонд (СФ) - специальный государственный  фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики.

Функции Стабилизационного  фонда:

- является встроенным стабилизатором (наряду с такими общеизвестными и общеупотребительными, как прогрессивный налог и пособие по безработице);

- обеспечивает дополнительную устойчивость государственным финансам;

- может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.

С 1 февраля 2008 года Стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд (3 057,85 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.). Общий объём средств, которые будут зачисляться на счёт нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру валового внутреннего продукта (ВВП): на 2008 год — 6,1 % ВВП, на 2009 год — 5,5 %, на 2010 год — 4,5 %, а после 2010 года данный объём фиксируется в размере 3,7 % ВВП».

На протяжении всех лет реформ в  России наблюдался дефицит государственного бюджета, который в разное время  составлял 3 % и более от величины ВВП.

Дефицит бюджета законодательно устанавливается  в Федеральном Законе о государственном  бюджете на предстоящий год. В  случае принятия бюджета на очередной  финансовый год с дефицитом, законом  утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Дефицит государственного бюджета - явление  неоднозначное. Представители кейнсианской школы утверждают, что умеренный  бюджетный дефицит – это благо, в результате которого имеется возможность  увеличивать совокупный спрос путем  финансирования государственных расходов. С другой стороны, дефицит бюджета – это неудовлетворение потребностей общества. По установившимся международным стандартам бюджетный дефицит не должен превышать 5 % от суммы ВВП.

Виды бюджетного дефицита:

- структурный;

- фактический;

- циклический.

Структурный бюджетный дефицит  – это разница между государственными расходами и доходами бюджета, которые  поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения:

Ds = G – tY*  (1.1)

где Ds – структурный бюджетный  дефицит,

G – государственные расходы, 

t – налоговая ставка,

Y* - потенциальный ВВП. 

Фактический бюджетный дефицит  – это величина превышения расходов государства над его доходами:

Df = G – tY  (1.2),

где Df – фактический бюджетный дефицит,

G – государственные расходы, 

t – налоговая ставка,

Y - реальный ВВП. 

Циклический бюджетный дефицит  – это разность между фактическим  дефицитом и структурным:

Dc = Df - Ds = (G – tY) - (G – tY*) = t (Y* - Y) (1.3).

Причины возникновения бюджетного дефицита:

- рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности;

- сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса;

- чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, катастрофы, стихийные бедствия).

Причины бюджетного дефицита могут быть различными. Финансы всегда являются по сути отражением состояния  экономики страны, поэтому неэффективная  экономика неизбежно порождает  трудности в балансировании бюджета. Кроме того, дефицит может возникнуть и вследствие просчетов в руководстве национальным хозяйством, и в результате сознательного завышения расходов и снижения налогового бремени. Последним способом пользуются кейнсианцы для стимулирования экономического развития в периоды спада.

Существует несколько методов покрытия дефицита государственного бюджета:

- сокращение расходов госбюджета;

- увеличение налогового бремени;

- государственные займы;

- денежная эмиссия.

Первые три метода покрытия бюджетного дефицита относятся  к неинфляционным методам, четвертый – инфляционный.

Сокращение расходов госбюджета – путь не всегда выполнимый и может усилить спад в экономике, т.к. снижение финансирования социальных программ приводит к социальному  напряжению среди населения страны, что в свою очередь приводит к уменьшению совокупного спроса и снижению стимулов производства.

Увеличение налогового бремени. Данный путь приведет к уменьшению инвестиций и потребления. Последнее  также снижает возможности роста  ВНП, поскольку сужает емкость рынка

Государственные займы бывают внутренними (за счет займа у населения своей страны и банков) и внешними (за счет займа у других стран или международных финансовых организаций). В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг.

Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга  проявляется в выпуске займов для покрытия бюджетного дефицита, что приводит к последующему нарастанию долговых последствий. Увеличительное влияние на государственной долг оказывает и необходимость выплаты его с процентами. Со временем текущие займы превращаются в последующие налоги. Поэтому государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним прибегать для погашения процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к еще большим займам. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП.

Расходы на обслуживание госдолга определяются ставкой процента, которая обусловлена совокупным спросом и предложением кредитно-денежных ресурсов. Экономические последствия  госдолга можно свести к четырем  моментам:

- необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;

- долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост в экономике;

- увеличение налогов для оплаты растущего госдолга выступает в качестве антистимула экономической активности;

- перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций, а также утечка национального капитала за рубеж.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний долг государства  образуется вследствие займа денег  у населения своей страны путем  выпуска в обращение государственных  ценных бумаг. К их числу относятся  государственные облигации (обязательство  выплатить владельцу заимствованную у него сумму денег в будущем) и казначейские обязательства (краткосрочные, до одного года, казначейские векселя). Они обычно продаются со скидкой по сравнению с номинальной ценой, что образует доход владельца векселя, когда государство выкупает его обратно. В результате происходит стимулирование частного инвестиционного спроса, изымание свободной денежной массы и удорожание кредитов.

Внешний долг государства  образуется вследствие займа денег  у иностранных банков, государств и международных организаций. Такие займы в современных условиях получили широкое распространение.

Денежная эмиссия –  это еще один из методов покрытия дефицита государственного бюджета  во время экономических потрясений. Такое наблюдалось в экономике  России на первых этапах экономических реформ, проводимых в начале 90-х годов в нашей стране.

Выпуск не обеспеченной товарами денежной массы неизбежно  приводит к взвинчиванию инфляции, которая подрывает стимулы долгосрочных инвестиций, обесценивает сбережения населения. Поэтому в целях сохранения экономической и социальной стабильности правительства избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого во многих странах в системе рыночной экономики национальный эмиссионный банк  
(Центральный банк) независим от исполнительной власти и в условиях экономической нестабильности и бюджетного дефицита он не обязан финансировать правительство 
3. Балансирование бюджета. Основные направления бюджетной политики в России.

 

 

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета, если он существовал изначально, увеличивается, а профицит, если он наблюдался, сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается. Идеальный вариант - бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко.  
Сбалансированность бюджета - основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Существует три подхода  к проблеме балансирования бюджета.

- бюджет балансируется ежегодно, т.е. государство ежегодно должно сводить доходы и расходы. Стремление всеми способами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных займов может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы, в результате которого доходы населения падают, сокращаются налоговые поступления. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать эти меры в комплексе. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике.

Информация о работе Государственный бюджет, как инструмент государственного регулирования